КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в
Политико-правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в. Лекция 14. Политико-правовые учения в Западной Европе XIX в.
2. Европейская политико-правовая мысль второй половины XIX в.
Для политико-правовых доктрин первой половины 19 в. характерны три основных течения: либерализм, социализм и позитивизм. Либерализм. Утверждавшийся в Западной Европе капиталистический строй обрел свою идеологию в либерализме. Концептуальное ядро либерализма образуют два основополагающих тезиса. Первый – личная свобода, свобода каждого индивида и частная собственность - наивысшие социальные ценности. Второй – реализация данных ценностей обеспечивает не только раскрытие всех творческих возможностей личности и ее благополучие, но одновременно ведет к расцвету общества в целом и его государственной организации. Вокруг этого концептуального ядра концентрируются другие элементы либеральной идеологии. Среди них - представления о рациональном устройстве мира, прогрессе в истории, об общем благе и праве, конкуренции и контроле. В числе таких элементов, безусловно, присутствуют идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, представительства, самоуправления и др. Среди виднейших представителей либерализма в Англии, в первую очередь, следует назвать И. Бентама (1748-1832) и Д.С. Милля (1806-1873); во Франции - Б. Констана (1767-1830) и А. Де Токвиля (1805-1859); в Германии – В. Гумбольдта (1767-1835) и Л. Штейна (1815-1890). Социализм. В то время как либералы стремились укрепить, усовершенствовать и воспеть буржуазные порядки (строй капиталистической частной собственности, свободу предпринимательства, конкуренцию и т.д.) в Западной Европе выступили мыслители, которые подвергли эти порядки резкой критике и разработали проекты общества, которое, по их мнению, сумеет избавиться от эксплуатации и угнетения, обеспечит каждому индивиду достойное существование. Для системы взглядов А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна характерна позиция - "над" антагонизмом между буржуазией и пролетариатом, они считали, что своими проектами смогут облагодетельствовать все общество в целом. Кроме того, для их воззрений характерно слабое внимание к вопросам государства и права, отрицание всякого серьезного политического действия, особенно революционной борьбы. Тем не менее, их взгляды оказали заметное воздействие на последующее развитие политико-правовой теории и практики. А. Сен-Симон (1760-1825) - французский социалист-утопист в своих воззрениях на государство и право исходил из своей концепции исторического прогресса как прямой восходящей линии. Движущими силами исторического развития он считал прогресс научного знания, морали и религии. Сен-Симон полагал, что общество движется от стадии теологической (античность и феодализм), через метафизическую (буржуазное общество) к стадии «позитивной», т.е. установлению такого общественного порядка, который сделает «жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей». Для этого он считал необходимым провести постепенные реформы: устранить наследственную знать, выкупить землю у владельцев, которые не занимаются сельским хозяйством, облегчить положение крестьян. Затем следует в сфере политики отстранить от власти непроизводительные классы и передать руководство политикой в руки самых талантливых «индустриалов», представителей промышленного класса. Под «индустриалами» Сен-Симон подразумевал наиболее видных промышленников. Что касается народа, то ему, по мнению, Сен-Симона незачем вмешиваться в дело реорганизации общества. Введение системы индустриализма не потребует коренной ломки традиционных государственно-правовых норм. Сохранялся институт монарха, правительство и представительные учреждения. Но вся полнота светской власти сконцентрируется в новом парламенте - Совете промышленников. Сен-Симон не посягал на устои частной собственности. Превосходство индустриализма над буржуазным обществом он видел в том, что новая система превратит страну в единую, централизованно-управляемую промышленную ассоциацию, которая будет жить по разумно составленному плану комбинированной производственной деятельности. Позитивизм. Основатель философии позитивизма, известной также под названиями «социальная физика» и «социология», Огюст Конт (1798-1857) обозначил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказанную научным знанием. Важнейшее влияние на становление его взглядов оказала социальная философия Сен-Симона. В 1822 г. Сен-Симон и Конт разработали "План научных работ, необходимых для реорганизации общества", в котором провозглашена идея о том, что политика должна стать "социальной физикой", а целью последней станет открытие естественных и неизменных законов прогресса, аналогичных ньютоновскому закону тяготения в физике. Основной труд Конта - шеститомный "Курс положительной философии" был опубликован в период между 1830 и 1842 гг. В нем Конт отвергал все попытки философии постичь сущность вещей и провозглашал главной задачей философии ответы на вопросы, как возникают и протекают те или иные явления, а не какова их природа. «Основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение их числа до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных». Согласно Конту, вся история развития мышления может быть представлена в трех стадиях: теологической, метафизической и позитивной, В отличие от Сен-Симона, Конт в своих политических взглядах придерживался консервативно-охранительной позиции. Выход из морального и политического кризиса общества он видел в обнаружении таких положительных научных истин, которые окажутся в состоянии чуть ли не сами по себе привести человечество к миру и счастью. Наукократическая вера в самодовлеющую преобразующую силу научного знания получает у Конта умеренно реформистское звучание. Конт провозглашает «порядок и прогресс», социальную солидарность, социократию как идеал общественно-политического устройства, при котором управление осуществляется наиболее подходящими для этого людьми: банкирами, промышленниками, священниками. Контовское представление о праве исходит из идей о том, что подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода состоит в возможно беспрепятственном следовании познанным законам, соответствующим данному явлению. Поэтому всякое человеческое право, всякая человеческая свобода есть бессмысленная анархия, если они не подчиняются какому-то закону; в этом случает они не способствуют никакому порядку - ни индивидуальному, ни коллективному. Все человеческие права с общего согласия разумных и честных людей должны быть упразднены, а за человеком следует признать только право исполнять свой долг. Общесоциологическое учение Конта получило широкое признание в России в конце XIX в. Особенно привлекательным оказалось его увлечение институционным, в том числе политико-учрежденческим и научно-прикладным реформаторством, что сказалось на многих концепциях социального прогресса конца XIX и XX вв., в частности получивших потом свое развитие в технократических концепциях XX в. В области правоведения особое внимание привлекала идея человеческой солидарности, которая получила новоё толкование, в частности во взглядах Л. Дюги.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |