Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правопонимание советского времени

После революции, в процессе многочисленных дискуссий о судьбах права в новых социально-исторических и политических условиях, постепенно, в общем русле марксистского подхода к праву, стали складывается различные направления и концепции понимания и трактовки права.

Право как орудие диктатуры пролетариата. Концепцию нового, революционного, пролетарского права как средства осуществления диктатуры пролетариата активно развивал и внедрял в практику советской юстиции Д.И. Курский, нарком юстиции в 1918-1928 гг.

Право в условиях диктатуры пролетариата – это, согласно Курскому, выражение интересов пролетариата. Здесь, по его признанию, нет места для «норм вроде Habeas Corpus,» для признания и защиты прав и свобод индивида.

Курский восхвалял деятельность «революционных народных судов» как нового источника правотворчества, особо подчеркивая то обстоятельство, что «в своей основной деятельности - уголовной репрессии – народный суд абсолютно свободен и руководствуется, прежде всего, своим правосознанием».

Новое, революционное право, по Курскому, это «пролетарское, коммунистическое право». Советская власть, поясняет он, разрушила «все три основы института буржуазного права: старое государство, крепостную семью и частную собственность», Старое государство заменили Советами; на смену крепостной и кабальной семье приходит семья свободная и насаждается общественное воспитание детей; частная собственность заменена собственностью пролетарского государства на все орудия производства.

Реализация этих положений в действительности предстала в виде «военного коммунизма», который даже по оценке Курского «был по преимуществу системой принудительных норм».

Право – порядок общественных отношений. Заметную роль в процессе зарождения и становления советской теории права сыграл П. И. Стучка. По его собственной оценке, «решающее значение» для всего его подхода к праву имела статья Ф. Энгельса и К. Каутского «юридический социализм» Содержащаяся в этой статье трактовка юридического мировоззрения буржуазии, отмечал Стучка, стала одним из основных доводов «для необходимости нашего нового правопонимания»

Основными началами нового революционно – марксистского правопонимания Стучка считал: 1) классовый характер всего общества; 2) революционно – диалектический метод (вместо формальной логики); 3) материальные общественные отношения как базис для объяснения и понимания правовой надстройки (вместо объяснения правовых отношений из законов или правовых идей). Признавая при этом «необходимость и факт особого советского права», Стучка видел эту особенность в том, что «советское право» есть «пролетарское право».

Меновая концепция права. Для большинства советских марксистских авторов послереволюционного времени, классовый подход к праву означал признание наличия так называемого пролетарского права.

По другому классовый подход к праву был реализован в трудах Е. Б. Пашуканиса и, прежде всего в его книге «Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий» (1-е изд. – 1924г.). В этой и других своих работах он ориентировался по преимуществу на представление о праве имеющиеся в работах. К. Маркса Ф. Энгельса. В. И. Ленина. Для Пашуканиса, как для Маркса, Энгельса и Ленина, буржуазное право – это последний тип права, после которого невозможен какой - либо новый тип права, какое – то новое, послебуржуазное право. С этих позиций он отвергал «пролетарское право». Поскольку Пашуканис был свободен от иллюзий о возможности «пролетарского права» и действительным правом для него было лишь буржуазное право, которое необходимо преодолеть, его критика права, его антиправовая позиция, его установки на коммунистическое отрицание носили теоретически более осмысленный и последовательный характер, чем у многих других марксистских авторов и прежде всего сторонников концепции так называемого пролетарского права. Его правой нигилизм был теоретическим следствием разделяемых им идей и положений марксистского учения о переходе от капитализма к коммунизму. Применительно к новым, послереволюционным условиям Пашуканис, по существу, лишь повторял, обосновал и развивал то, что до революции было уже сказано Марксом, Энгельсом и Лениным.

В силу негативного отношения к праву теория права для Пашуканиса – это марксистская критика основных юридических понятий как мистификации буржуазной идеологии. Тем самым в теории права Пашуканис стремился повторять критический подход, применённый Марксом в экономической теории. Отношения товаровладельцев, писал он, это то «социальное отношение sui generics, неизбежным отражением которого является форма права». Сближая форму права и форму товара, Пашуканис генетически выводил право из меновых отношений товаровладельцев. В этой связи его теория права в литературе получила название меновой.

Психологическая концепция классового права. Представление о классовом праве, включая и классовое пролетарское право, с позиции психологической теории права развивал М.А. Рейснер. Еще до революции он начал, а затем продолжал классовую интерпретацию и переработку ряда идей таких представителей психологической школы права, как Л.Кнапп и Л. Петражицкий.

Свою заслугу в области марксистского правоведения он видел в том, что учение Петражицкого об интуитивном праве поставил «на марксистское основание», в результате чего «получилось не интуитивное право вообще, которое могло там и здесь давать индивидуальные формы, приспособленные к известным общественным условиям, а самое настоящее классовое право, которое в виде права интуитивного вырабатывалось вне каких бы то ни было официальных рамок в рядах угнетенной и эксплуатируемой массы».

Марксистские представления о классовости права Рейснер толковал в том смысле, что каждый общественный класс – не только класс господствующий, но и угнетенный – в соответствии с его положением в обществе и его психикой, творят свое реально существующее и действующее интуитивное классовое право. Уже при капитализме, по Рейснеру, имеется не только буржуазное право, но так же пролетарское право и крестьянское право. Так что не «все право» запятнано «эксплуататорской целью».

В целом, согласно Рейснеру, «право, как идеологическая форма, построенная при помощи борьбы за равенство и связанную с ним справедливость, заключает в себе два основных момента, - а, именно, во-первых, волевую сторону или одностороннее «субъективное право» и, во-вторых, нахождение общей правовой почвы и создание при помощи соглашения двухстороннего «объективного права». Лишь там возможна правовая борьба, где имеется «возможность нахождение такой почвы».

Официальное «правопонимание». (Совещание 1938г.) В истории советской юридической науки особое место занимает «I Совещание по вопросам науки советского государства и права» (16-19 июня 1938 г.). Его организатором был А.Я. Вышинский, тогдашний директор Института права и одновременно Генеральный прокурор СССР.

Совещанию был придан всесоюзный характер, и в его работе участвовало около 600 научных работников, преподавателей, практиков из различных регионов страны.

Цели и задачи Совещания состояли в том, чтобы в духе потребностей репрессивной практики тоталитаризма утвердить единую общеобязательную, «единственно верную», марксистско-ленинскую, сталинско-большевистскую («генеральную линию») в юридической науке и с этих позиций переоценить и отвергнуть все направления, подходы и концепции советских юристов предшествующего периода как «враждебные» и «антисоветские».

В тезисах, длинном установочном докладе и заключительном слове Вышинского на Совещании, в выступлениях участников прений основное внимание было уделено «разоблачению» положений «Троцкистско-бухаринской банды во главе с Пашуканисом, Крыленко и рядом других изменников», вопросам нового общего определения права и вытекающих отсюда задачам теории государства и права и отраслевых юридических дисциплин.

В письменном тексте доклада Вышинского и одобренных Совещанием тезисах его доклада формулировка общего определения права дана в такой «окончательной редакции в соответствии с решением Совещания»: «Право – совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу».

Наряду с таким общим определением права на Совещании было дано и определение советского права: «Советское право есть совокупность правил поведения, установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю и применение которых обеспечивается всей принудительной силой социалистического государства, в целях защиты, закрепления и развития отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся, полного и окончательного уничтожения капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, построения коммунистического общества».

Участники Совещания в своих замечаниях и уточнениях к этим определениям права в принципе оставались в рамках предложенного типа правопонимания.

Определение права, предложенное Вышинским и единогласно одобренное Совещанием 1938 года вошло, в советскую литературу как «нормативный» (а затем «узконормативный») подход к праву.

Новые подходы к праву. Уже с середины 50-х годов, в обстановке определенного смягчения политического режима и идеологической ситуации в стране, некоторые юристы старшего поколения воспользовались появившейся возможностью отмежеваться от определения права 1938 г., начали критику позиций Вышинского и предложили свое понимание и определение социалистического права. Монополия официального «правопонимания» была нарушена.

В противовес «узконормативному» определению права было предложено понимание права как единства правовой нормы и правоотношений (С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский) или как единства правовой нормы, правоотношения и правосознания (Я.Ф. Миколенко).

По существу, полемика представителей «широкого» понимания права против сторонников «узконормативного» подхода носила непринципиальный характер, поскольку в фактически не правовой ситуации оба направления в одинаковой мере базировались на априорной предпосылке о наличии «советского социалистического права», под которым имелось в виду неправовое советское законодательство.

В начале 70-х годов, в ходе продолжавшихся дискуссий о правопонимании, была выдвинута концепция различения права и закона, обосновывающая понимание права как необходимой формы и равной меры (нормы) свободы индивидов (В.С.Нерсесянц, Л.С.Мамут, В.Д.Зорькин)

Такая юридическая концепция правопонимания позволила выявить отсутствие у «социалистического права» и законодательства минимально необходимого качества права – правового принципа формального равенства и свободы индивидов.

Одновременно данная концепция содействовала анализу и уяснению тех условий и предпосылок, при которых вообще возможно право, правовой закон, правовое государство. Тем самым эта юридическая концепция правопонимания нацеливала на поиски пути к постсоциалистическому праву в общем контексте всемирно – исторического прогресса, свободы, равенства и права.

Контрольные вопросы и задания:

1. Основоположником политической теории «большевизма» является:

а) Г. В. Плеханов; в) И. В. Сталин;

б) Л. Троцкий; г) В. И. Ленин.

2. Как вы понимаете идею большевизма о том, что государство есть орудие диктатуры господствующего класса?

3. Укажите основной труд В. И. Ленина, в котором, по общему признанию, содержится теоретически «системное изложение его взглядов по вопросам государства, политики, власти:

а) «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи

пролетариата в революции;

б) «Империализм как высшая стадия капитализма»;

в) «Очередные задачи советской власти»;

г) «Материализм и эмпириокритицизм».

4. Кто из советских юристов активно развивал и внедрял в практику концепцию

«пролетарского права».

а) П. И. Стучка; в) Д. И. Курский;

б) Е. Б. Пашуканис; г) М. А. Рейснер.

5. «I Совещание по вопросам науки советского государства и права» проходило:

а) в 1930 г.; в) в 1956 г.;

б) в 1938 г.; г) в 1977 г.

6. Назовите основные положения концепции цивилитарного права, разработанного В.С. Нерсесянцем.

7. «Политическая власть – в собственном смысле слова, это организационное насилие одного класса для подавления другого».

Представителям какого политического учения принадлежит это высказывание?

а) либерализма; в) консерватизма;

б) большевизма; г) социализма.

8. Как соотносятся понятие «право» с одной стороны и понятия «буржуазное право», «пролетарское право», «социалистическое право» с другой стороны.

9. Охарактеризуйте обстановку сложившуюся на «правовом фронте» в СССР в 30-е годы XX века?

10. Либеральная концепция права – назовите основных авторов этой концепции? Дайте характеристику этого направления.

Основная литература:

Антология мировой политической мысли: В 5т., М., 1997, Т. 5.

История политических и правовых учений / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 2003.

История политических и правовых учений: Хрестоматия / Сост. Е. А. Воротилин, М.Ф. Мачин. М., 1996.

Ленин В. И. Государство и революция. Полн. собр. соч., Т. 33.

Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1983.

Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство; введение в теорию. М., 1993.

Дополнительная литература:

Кечекян. Н. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.,1958.

Курский. Д. И. Избранные речи и статьи. М., 1948.

Пашуканис. Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980.

Стучка. П. И. Избранные произведения по марксистко-ленинской теории права. Рига, 1964.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политическое учение В.И. Ленина | Е. Эрлиха
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.