КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обучение на туристской тропе
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА ЛЕКЦИЯ 2 У детско-юношеского туризма «трехгранный объект воздействия» - ум, душа и тело растущего человека. Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к родине, к природе, к труду. Одновременно происходит пробуждение чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему миру. Для воспитания эстетического чувства нужны яркие впечатления, которые в изобилии дает туризм. Чем богаче мир, окружающий ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность. Богатство впечатлений рождает ощущение полноты жизни, наслаждение ею. В настоящее время, когда школа практически устранилась от воспитания подрастающего поколения, оставив себе лишь функцию обучения, туристско-краеведческая деятельность может помочь ликвидировать этот пробел. Причем воспитательная роль туризма заключается не только в благотворном влиянии на детей, но и в формировании более демократичных, творческих взаимоотношений учителя и учеников, в становлении педагогики сотрудничества. Таким образом, туризм как не одно другое направление дополнительного образования решает одновременно важнейшие педагогические задачи: - комплексное воздействие на ребенка: обучение, оздоровление, - коррекция недостатков, традиционно сложившихся в системе образования; совершенствование взаимоотношений педагогов и учащихся. Сегодня школа рассматривает туристско-краеведческую деятельность как «образовательное и воспитательное средство», выделив, в первую очередь, ее обучающую функцию, основу которой составляет краеведение. Школьное краеведение превратилось из методического приема в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного предмета со знаниями и навыками, приобретенными в результате практического исследования родного края. Это дает возможность учителю преподавать тот или иной предмет на богатом конкретном материале, позволяет ему увязывать общие закономерности развития страны с особенностями развития данной местности. Осуществляя краеведческий принцип преподавания основ наук, учитель способствует перерастанию знаний учащихся в убеждения.
В процессе сбора материалов по истории, географии, культуре и экологии родного края дети учатся наблюдать, выделять главное и наиболее интересное, обрабатывать и анализировать полученные сведения. Собранные материалы оформляются в музее или методических кабинетах и используются учителями на уроках и для самостоятельной работы учащихся. Краеведение расширяет кругозор школьников, повышает научный уровень обучения. Богатейший учебный и воспитывающий материал дают прогулки и экскурсии учителям начальной школы. Работая над темами «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», они знакомят малышей с природой родного края, учат их наблюдать и беречь ее. Невозможно изучать географию без походов и экскурсий по родному краю. Полностью на краеведческом материале дается тема «Природа области». Особенно полезны походы и экскурсии для городских школьников, которые таким образом наглядно знакомятся с такими понятиями, как «рельеф», «гидрография», «почва» и др. И в самом деле: что, например, отложится в мозгу ребенка при быстро мелькнувшей за окном поезда или автобуса форме рельефа местности, когда учительница едва успеет крикнуть: «Смотрите - вот овраг!», - а он уже промелькнул и исчез вдали. А что даст знакомство с этой формой рельефа туристу, который, встретив на своем пути овраг, будет долго и трудно спускаться вниз, а затем карабкаться наверх по скользкой тропе? Успех изучения темы зависит от практического использования знаний, полученных учащимися в походах и экскурсиях, и систематизации их на уроке.
Использование краеведения в процессе изучения литературы дает возможность соотнести личность писателя, его героев и описываемых событий с определенной местностью и исторической эпохой, пробуждает интерес к судьбе писателя. А богатство и разнообразие впечатлений и эмоций, получаемых в походах, побуждает некоторых школьников к литературному творчеству. Бытует мнение, что краеведческий принцип преподавания можно использовать лишь в предметах гуманитарного цикла. Наш опыт говорит о другом: на уроках математики при изучении тем «Решение задач на проценты» и «Обыкновенные дроби» учитель может использовать задачи с туристским и краеведческим содержанием, местные статистические данные. Возможно также сочетание работы на уроке с занятиями в математическом и туристском кружках. Так, на уроке изучалась тема «Шкалы», на занятиях туристского кружка - «Устройство компаса», тема «Углы» сочеталась с изучением в кружке темы «Азимут». Наблюдательности и умению из многообразия увиденного и услышанного выделить главное, умению быстро записать рассказ очевидца, проанализировать его - всему этому школьника надо научить. Эта учеба коренным образом отличается от обучения в школе. Не все уче ники заинтересованы в учебе, многие считают урок подневольным трудом. Учителю приходится тратить немало усилий, чтобы добиться внимания учеников к излагаемому на уроке материалу. Другое дело в походе - здесь свободное восприятие увиденного и услышанного. Большую роль играет влияние товарищей. Стоит одному из участников похода обратить на что-то внимание, с увлечением рассказать о чем-то, и это не проходит мимо внимания других ребят. В походе расширяется возможность воспитания любознательности, стремления к познанию окружающего мира. Опытный педагог может использовать эти возможности с целью обучения и умственного развития детей.
С целью развития наблюдательности можно практиковать различные тренировки, игры, соревнования. Например, группа пересекла ручей. Прошли 200 метров, и руководитель спрашивает: «Кто ответит, каково течение ручья? Течет он слева направо или наоборот? Какова ширина ручья?» или: «Кто вспомнит, какие деревья преобладали на вчерашнем биваке?» Тренировочные задания могут быть различными: описать привал у реки, дать объективную картину природы у кургана, записать беседу с местным жителем. Обязательным условием тренировки является коллективный разбор ученических работ, где руководитель только делает обобщение, а обсуждение ведут сами туристы. Целесообразнее всего такое обучение проводить во время тренировочных походов, с тем чтобы ребята были подготовлены к будущим многодневным походам, могли правильно воспринять все, что им предстоит увидеть и сделать. Учащиеся, как правило, добросовестно выполняют задания только тогда, когда понимают их необходимость и полезность. Поэтому следует не навязывать юным туристам ту или иную тему экспедиционных заданий, а постараться подвести их к самостоятельному выбору интересного, посильного и в то же время общественно полезного дела. Опыт говорит, что знания становятся прочными лишь тогда, когда применяются на практике, ведь практика, как известно, - критерий истины.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |