Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №4. Основы речевой коммуникации

Тема №3. Понятие культуры речи (КР). Система норм современного русского литературного языка: орфоэпические нормы, нормы словоупотребления, морфологические нормы, синтаксические нормы.

Тема №2. Структурные и коммуникативные свойства языка. Функциональные стили речи.

1. Семиотика. Язык как система.

2. Функции языка и формы его существования.

3. Речь, её разновидности. Функциональные стили речи.

Семиотика - наука о знаковых системах. Знаки как соединение определённого смысла и определённого способа его выражения, т.е. означаемого и означающего. Свойства знаков: преднамеренность, условность, двусторонность, конвенциональность, консерватизм, изменчивость.

Язык как основной объект изучения языкознания. Язык как определённый класс знаковых систем и язык как некоторая реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме, в некоторое время и в некотором пространстве.

Элементы языковой системы – языковые единицы: фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. Синтагматические, парадигматические, иерархические отношения между единицами языка.

Формы существования языка: диалекты (социальные и территориальные), просторечие, литературный язык как высшая форма существования национального языка. Литературный язык: книжный литературный язык и устная кодифицированная речь; РР (разговорная речь), её особенности.

Функции языка: коммуникативная, когнитивная (функция операций над мыслью), функция воздействия, аккумулятивная, эмоциональная.

Речь как реализация языка. Разновидности речи: устная и письменная; монологическая и диалогическая. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Функциональные стили языка: научный, официально-деловой, публицистический, язык художественной литературы, разговорный.

Литература:

1. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 604 – 606.

2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000.

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2000.

4. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2011.

 

 

1. Три аспекта КР: нормативный, коммуникативный и этический.

2. Понятие языковой нормы. Система норм современного русского литературного языка.

Многозначность термина «культура речи». КР как свойства и способности отдельной языковой личности. КР как часть общей культуры отдельного народа. КР как совокупность коммуникативных качеств речи таких, как правильность, точность, логичность, понятность, выразительность, уместность, действенность, разнообразие, чистота речи. КР как лингвистическая дисциплина. Предмет КР – языковая норма во всех её аспектах.

Коммуникативный аспект предполагает изучение текста с точки зрения соответствия его языковой структуры целям, задачам общения.

Этический аспект – знание и применение правил речевого поведения в различных ситуациях общения.

Нормативный аспект связан с понятием языковой нормы. Языковая норма – это языковой идеал; это правила употребления языковых средств. Признаки нормы: общеупотребительность, распространённость, общеобязательность, устойчивость, консерватизм, динамизм. Кодификация литературной нормы – это её официальное признание и фиксация в словарях, грамматиках. Понятие вариантности (равноправные варианты, допустимые, т.е. менее предпочтительные, нерекомендуемые, неправильные, устаревшие, профессиональные). Нормативные словари и справочники русского языка.

Общеязыковые нормы: орфоэпические (акцентологические и собственно нормы произношения), грамматические (морфологические и синтаксические), лексические, словообразовательные, орфографические и пунктуационные. Нормы стилистические; нормы коммуникативные. Особенности русского ударения: разноместность, нефиксированность, подвижность (способность перемещаться в грамматических формах одного и того же слова). Лексические нормы. Проблема выбора слова. Омонимия, паронимия, полисемия. Заимствования. Речевая недостаточность и речевая избыточность (тавтология и плеоназм). Устойчивые и фразеологические сочетания. Грамматические нормы: морфологические и синтаксические. Определение родовой принадлежности заимствованных несклоняемых имен сущ., аббревиатур. Употребление имен сущ. в форме родительного падежа мн.ч. Синонимия окончаний сущ. мн.ч. ы(и) / а(я). Образование форм степеней сравнения имен прилагательных. Ошибки в употреблении имен числительных. Ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм («двойное управление», нанизывание падежных форм, употребление деепричастных оборотов, трудные случаи согласование подлежащего и сказуемого).

Литература:

1. Введенская М.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2011.

2. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М, 2000.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987.

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000.

5. Русский язык и культура речи: Программа и задания к практическим занятиям / Сост. И.Г. Бескоровайная, О.С. Иссерс, О.Г. Никонорова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2001.

 

1. Общение как специфическая форма взаимодействия людей.

2. Лингвистическая прагматика: центральные темы, идеи.

3. Основные единицы речевого общения.

4. Схема акта речевой коммуникации, её структурные компоненты.

5. Эффективность речевого взаимодействия: принципы, правила, законы общения. Понятие речевого воздействия.

6. Виды, стили речевого поведения; приёмы активного слушания.

Синонимия терминов «общение» и «коммуникация». Прагматика как наука, изучающая отношение языковых знаков к их пользователям. Предмет лингвистической прагматики – язык «в действии, в живом функционировании».

Основные единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, дискурс. Речевое событие = речевая ситуация + дискурс. Событие – «то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни». Дискурс – связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте. Дискурс – это различные виды речевой практики, бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т.е. речь, «погруженная в жизнь». Речевая ситуация – ситуация, составляющая контекст высказывания, т.е. условия, обстановка и коммуниканты.

Речь всегда может быть понята как поступок. Типы речевых действий и типы дискурса. Сообщить, информировать – сообщение информации – информирующий дискурс. Высказать и доказать свое мнение – убеждение – аргументирующий дискурс. Побудить к действию – побуждение – агитирующий. Обсудить проблему вместе с партнером, найти вместе с ним истину – поиски смысла – эвристический. Выразить свое видение добра и зла – оценка – эпидейктический. Доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом общения – игровые речевые акты – гедонистический. Выразить и возбудить эмоции – эмотив – поэтический, художественный.

Схема коммуникативного акта К. Шеннона и Р. Якобсона. Структурные компоненты: адресант, адресат, сообщение, референция, код, контекст, обратная связь, коммуникативная интенция (намерение, желание вступать в общение с другими людьми), цели (ближайшие и долговременные), роли (социальные, психологические, ситуативные). Сообщение – текст. Референция – содержание сообщения. Код – язык, который используют участники коммуникации. Контекст – условия, обстановка.

Фатическая и информативная речь. Фатическое общение – «общение ради общения»; цели – установление контакта, поддержание контакта, высказаться, чтобы быть понятым. Информативное – обмен информацией, усилия коммуникантов направлены на совместное решение вопроса, задачи.

Поддерживающий и неподдерживающий стили поведения. Поддерживающий – прямое выражение поддержки, использование приемов активного слушания, собеседник начинает ценить себя, ощущает свою значимость. Неподдерживающий – тема, предложенная одним из участников, не поддерживается другим; высказывания, содержащие противоречия между вербальным и невербальным содержанием, свидетельствуют о неподдержке; подчеркнуто правильная, наукообразная речь, отказ от личного обращения.

Прямые и косвенные высказывания (метасообщения). Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называются косвенными. Например, «Холодно» - «Закройте, пожалуйста, окно», «Не снимайте верхнюю одежду», «Знобит, плохо себя чувствую», «Купаться нельзя, вода в реке холодная» и др. Намёк, ирония, притча – традиционные форма метасообщений.

Эффективность речевой коммуникации. Принцип кооперации Г.П.Грайса и максимы, его реализующие: максима количества, максима качества, максима отношения, максима способа. Каждый из участников диалога на определенном этапе разговора должен вносить тот коммуникативный вклад, которого требуют цели и задачи общения. Максима количества: говори столько, сколько нужно, не больше и не меньше. Максима качества: говори правду. Максима отношения: не отклоняйся от темы. Максима способа: выражайся ясно.

Принцип Вежливости Дж. Н. Лича. Максимы Дж. Н. Лича (максима такта – максима границ личной сферы: частная жизнь, вкусы, великодушия – максима необременения собеседника, максима одобрения – не судите да не судимы будете, скромности – неприятия похвалы в свой адрес, согласия – отказ от конфронтации для совместного решения вопроса, максима симпатии – максима благорасположения).

Стратегии и тактики русской речи. Стратегии и тактики – коммуникативные приемы, направленные на установление взаимопонимания между коммуникантами. Стратегия направлена на достижение долговременных результатов. Тактика – на достижение ближайших целей. Кооперативные и некооперативные стратегии. Стратегия и тактики уговаривания (уговоры, просьба, убеждение). Стратегия и тактики дискредитации (оскорбление, издевка, обвинение). Эмоционально настраивающие тактики: комплимент. Стратегия самопрезентации.

Законы общения. Закон отзеркаливания: собеседник в процессе разговора имитирует стиль поведения своего партнера (темы, жесты, акустические характеристики звучащей речи). Закон возрастающего нетерпения слушателей: чем дольше говорит оратор, тем большее нетерпения и невнимание проявляют его слушатели. Закон падения интеллекта аудитории с увеличением ее размера: чем больше аудитория, тем ниже средний уровень интеллекта слушателей («эффект толпы»). Закон искажение информации при ее передаче: информация при передаче в группе общения искажается. Закон коммуникативного самосохранения: человек старается сохранить достигнутое им на определенный момент коммуникативное равновесие (непривычная информация отвергается, не принимается критика в свой адрес). Закон ритма общение: соотношение времени молчания и говорения в человеческом общении. Закон речевого поглощения эмоций («поплакаться в жилетку»): при связном рассказе о переживаниях, эмоциях слова, как губка, впитывают эти эмоции, переживания.

Понятие речевого воздействия. Механизмы восприятия и понимания. Каналы восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Стереотипизация и индивидуализация как механизмы восприятия партнера по коммуникации. Стереотипизация – поиски сходства; того, что объединяет воспринимаемый объект с представителями той социальной группы, к которой он относится. Индивидуализация – поиски отличий; того, что отличает данного человека от представителей той социально-демографической группы, к которой он относится.

Децентрация как «механизм преодоления эгоцентризма»: способность взглянуть на ситуацию глазами партнера.

Психологические принципы оказания влияния на человека: принцип контраста (если два предмета различаются, человек склонен преувеличивать эти отличие), принцип взаимного обмена (за оказанную услугу, даже непрошеную, стремимся отплатить каким-либо образом), принцип социального доказательства (если затрудняемся, как поступить в той или иной ситуации, смотрим, как делать другие в подобных ситуациях), принцип благорасположения (внешне привлекательные люди внушают доверие) и ссылка на авторитет (в людях сильна вера в авторитеты).

Способы речевого воздействия: доказывание, убеждение, уговаривание, внушение, принуждение. Убеждение и манипулирование. Манипулирование – использование партнера по коммуникации как средство достижения своих целей.

Виды слушания: нерефлексивное, рефлексивное, эмпатическое. Приемы рефлексивного (активного) слушания: выяснение («извините, я вас не понял», «не повторите ли еще раз»), перефразирование («другими словами вы считаете, что …», «как я вас правильно понял, вы считаете, что …»), резюмирование («подведем итоги сказанному …»), отражение чувств («я вижу, что вы огорчены … обрадованы … обеспокоены»). Эмпатия – сочувствие, сопереживания.

 

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и КР. – Ростов-на-Дону, 2011г.

2. Максимов В.И. Русский язык и КР. – М.,2000г.

3. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2002г.

4. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2000. Гл.2,3.

5. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. М., 2001. Гл.1,3.

6. Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему. М., 2001. Гл.5.

7. Пиз Алан. Язык разговора. М., 2001. Гл.10.

 

Тема №5. Основы ораторского искусства.

1. Содержание понятий «риторика», «ораторское искусство». Виды и роды красноречия.

2. Понятие риторического канона. Законы современной общей риторики

3. Подготовка речи: выбор темы, формулировка целей, рекламное название, композиция речи, методы изложения материала, приёмы привлечения внимания слушателей.

Риторика в широком понимании – наука об условиях и формах эффективной коммуникации, в узком понимании – ораторское искусство (мастерство публичного выступления, красноречие). Риторика – раздел языкознания, изучающий законы и способы построения устной выразительной речи. Аристотель, основоположник риторики как науки, определял риторику как искусство убеждать, спорить.

Родина риторики – Древняя Греция, Афины. Важнейшим условием появления и развития риторики являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. В середине V века до н.э. Афины были крупным экономическим, политическим и культурным центром Древней Греции. Три основных института: народное собрание, совет пятисот, суд.

Риторика античности. Риторический идеал софистов: манипулирующий, монологический; риторика словесного спора, борьбы; риторика относительности (релятивистская). Представители софистической риторики – Протагор, Горгий Леонтийский, Тисий, Корак и др. Под софизмом (греч. sophisma – хитрая уловка, измышление) понимается логически или в деталях верное, но по сути неистинное суждение.

Протагор - «отец риторики», автор первого в европейской культуре трактата «Искусство спора».

Убеждение в споре называется «эристика». Эристика (от греч. erizo – «спорю», eristikos – «спорящий») является интегральным искусством, которое возникло на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой.

Риторический идеал Сократа: диалогический, гармонизирующий, смысловой. Основные «инструменты» нахождения истины у Сократа – ирония и «майевтика».

Марк Туллий Цицерон, Марк Фабий Квинтилиан – ораторы Древнего Рима.

К античности (идеал Сократа, Аристотеля, Цицерона) восходят истоки русской речевой традиции и русского речевого идеала. Риторический идеал – это некий образец, это система требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре, отражающая ее ценности.

В Россию риторика проникла через Польшу и Украину. Первые занятия риторикой в России были сосредоточены в монастырях. Самая ранняя из риторик Древней Руси – «Риторика Макария» (1617 – 1619). В русском красноречии преобладают два жанра: дидактическое, учительное слово и панегирическое слово. Панегирик – торжественное, хвалебное слово («Слово о полку Игореве»).

Отечественные риторики (риторические взгляды М.В. Ломоносова, «Общая реторика» Н.Ф. Кошанского и др.). В конце XVIII – нач.XIX в. сложилась риторическая школа российских академиков, а затем университетская школа красноречия. Академическое красноречие становится ведущей разновидностью русского ораторского искусства. 60 –е годы XIX в. – становление и формирование судебного красноречия (судебная реформа 60-х гг.) О теории русского судебного красноречия писали А.Ф. Кони, П. Сергеич (П.С. Пороховщиков), Н. Арсеньев. Революция 1917г. нарушила традицию развития российского ораторского искусства. Возрождение риторики во второй половине ХХ в. как науки о речевом воздействии, об эффективной коммуникации.

«Черная риторика» - провокационная риторика, манипулирование риторическими, диалектическими и эристическими приемами, умение подвести оппонента или публику к желательному для вас заключению и результату (Карстен Бредемайер).

Разделы современной общей риторики: риторический канон, ораторское искусство, полемика, искусство беседы, повседневное речевое поведение, этнориторика. Риторический канон – система специальных законов и правил изобретения, расположения и словесного выражения. Общая риторика и частные риторики. Частные риторики – профессиональные риторики; изучают законы эффективной речи, действующие в сферах профессиональной деятельности. Этапы классического риторического канона: инвенция (изобретение содержания речи), диспозиция (расположение материала), элокуция (словесное выражение), запоминание, произнесение.

Роды и виды красноречия. Социально-политическое красноречие: доклады на социально-политические, политико-экономические темы, политическая речь, дипломатическая речь, митинговая речь, агитаторская речь. Академическое красноречие: вузовская лекция, научный доклад, обзор, сообщение на научную тему. Судебное красноречие: прокурорская речь, адвокатская речь, самозащитительная речь и др. Социально-бытовое: юбилейная речь, застольная речь, поминальная. Богословско-церковное: проповедь, речь на соборе. Гомилетика (искусство проповеди).

Законы современной общей риторики: закон диалогизации речи; закон ориентации и продвижения слушателей; закон эмоциональности; закон удовольствия. Первый закон риторики – закон гармонизирующего диалога. Ваш собеседник или ваша аудитория не пассивный объект, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача – установить двусторонние отношения с адресатом. Вы говорите не при слушателях, а со слушателями. Принципы, реализующие первый закон риторики: внимание к адресату; близость; конкретность. Составление «социального портрета» слушателя. Стабильные показатели аудитории:

1) социальное положение;

2) размер аудитории;

3) возраст;

4) круг особых интересов;

5) набор «запретных» тем;

6) личные особенности собеседника;

7) степень близости к слушателю;

8) почему и зачем люди собрались;

9) как ваше сообщение связано с личными и насущными интересами и потребностями адресата;

10) знание о лидерах мнений (людях, которые задают тон оценкам и мнениям какой-либо группы) данной аудитории;

11) отношение слушателей к докладчику;

Ситуативные показатели:

Эмоциональное состояние собравшихся, их ожидания по поводу выступления (т.е. что они хотят получить от вас как оратора; что вы можете им предложить; как они будут использовать полученные от вас знания).

Цели выступления:

· проинформировать;

· объяснить;

· заинтересовать;

· убедить;

· переубедить;

· побудить к действию;

· воодушевить и т.д.

Обычно выступление преследует одну главную цель, а остальные ей подчинены.

Средства диалогизации речи: риторический вопрос, восклицание, обращение, вопросно-ответный ход, введение чужой речи. Фигуры, создающие эмоциональный контакт с адресатом (фигура ободрения и одобрения, фигура умаления, фигура уступки/допущения).

Второй закон – закон продвижения и ориентации адресата гласит, что речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к ее концу.

Закон эмоциональности требует от говорящего сделать речь выразительной. Закон эмоциональности реализуется в риторике с помощью специальных экспрессивных средств (тропы, фигуры).

Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю. Игровая установка: загадка, каламбур, парадокс, афоризм, поэтическая цитата.

Средства усиления изобразительности: атрибуция, гипонимизация, экспрессивная синонимия. Атрибуция – конкретизация речи с помощью определений и обстоятельств. Гипонимизация – замена общего названия (гиперонима) частным (гипонимом). Экспрессивная синонимия – замена нейтрального слова более ярким синонимом. Риторические тропы (метафора, метонимия, ирония, парадокс, намёк). Фигуры речи (антитеза, градация, повтор, период).

Виды публичных речей в зависимости от цели. Цель – сообщить некоторую информацию. Информационная речь. Цель – соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет. Протокольно-этикетные выступления. Цель – развлечь собравшихся. Развлекательные речи. Цель - убедить. Убеждающие речи. Цели носят, как правило, комплексный характер.

Общая цель и конкретная цель выступления. Общая цель определяет, какой реакции вы хотите добиться от слушателей. Конкретная цель ясно показывает, что слушатель должен знать, чувствовать и делать. Поэтому конкретную цель можно сформулировать цельным предложением.

Будет ли ваша тема увлекательна, зависит от: 1) основных интересов аудитории; 2) групповых интересов; 3) конкретных интересов; 4) злободневных интересов; 5) новизны темы; 6) заложенных в ней начал конфликта.

Публичное выступление обычно строится по традиционной трехчастной композиции. Три части, три вопроса, три аргумента. «Закон края» Герман Эббингауз. Лучше запоминается информация в начале и конце. Рамочная конструкция построения выступления. Принципы композиции: принцип последовательности, принцип усиления воздействия, принцип экономии средств.

Техники зачина (обращение к событию, времени, месту; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту, противоречиям; демонстрация какого-либо предмета; цитирование; рассказ о себе, своем личном опыте; исторический эпизод; ссылка на общедоступный источник информации; риторический вопрос и др.).

Завершение выступления (цитата, поговорка; обращение к слушателям; благодарность за внимание).

Методы изложения материала: ступенчатый; концентрический; спиральный; хронологический; логический; дедуктивный; индуктивный; сравнение, сопоставление; анализ проблемы.

Языковые средства, создающие логическую связность речи. Виды связи элементов речи «скрепы»: когезия (вводные конструкции, сквозной повтор ключевых слов, понятий, образов); ретроспекция («как уже было сказано», «как мы знаем», «как вы уже слышали»); проспекция. Основные средства проспекции – гипофора (вопрос говорящего к самому себе) и эпанод (анонсирование свойств данного явления и затем подробное рассмотрение каждого свойства).

Литература:

1. Михальская А.К.Основы риторики. – М., Дрофа, 2002г.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1998г.

3. Максимов В.И. Русский язык и КР. – М., 2001г.

4. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992г.

5. Кузин Ф. Культура делового общения. – М., 2000г.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Из истории русского языка. Некоторые явления и тенденции русского языка ХХ - XXI вв | Тема №6. Основы полемического мастерства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.