Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №6. Основы полемического мастерства

1. Определение понятий «полемическое мастерство», «спор», «дискуссия», «полемика», «прения» и «дебаты».

2. Доказательство и аргументация в споре. Классификация вопросов.

3. Полемические приёмы и уловки.

Владение полемическим мастерством предполагает: во-первых, понимание сущности спора, его разновидностей; во-вторых, умение компетентно и плодотворно обсуждать важные проблемы; в-третьих, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента; в-четвертых, умение убеждать, т.е. вселять в собеседника уверенность в том, что истинность тезиса, выдвигаемого вами, доказана; в-пятых, знание и использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника; в-шестых, соблюдение основных требований культуры спора.

Спор – это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже. Обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах; это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения («Культура русской речи» п/ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева).

Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон. При этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны («Русский язык и культура речи» п/ред. В.И. Максимова).

Диспут – публичное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных проблем; дискуссия – вид спора, в ходе которого рассматривается какая-то проблема с целью достичь взаимоприемлемого решения; дебаты (прения) – обмен мнениями по каким-либо вопросам; полемика – вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета.

Споры диалектические и эристические. Классификация споров. Факторы, влияющие на характер и особенности спора: цель, социальная значимость предмета спора, количество участников, форма проведения спора. Виды спора по цели: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора; по количеству участников: монолог, диалог, полилог; по форме проведения спора: устный и письменный; споры организованные и неорганизованные.

Предпосылки возникновение спора: сформирована и получила всеобщее признание важная проблема; предложено хотя бы одно решение этой проблемы.

Участники спора: пропонент и оппонент. Две основные стратегии спора: конструктивная и конфликтная. Тактика пропонента («нападение»): прямое обращение к адресату со своим тезисом, который подтверждается прямыми доказательствами; прием «опроса-допроса»; использование «вопросов-капканов». Тактика оппонента («защита с переходом в наступление»): метод «да, но …»; «метод кусков»; «метод суммирования».

Основные формально-логические законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания. Структура доказательства: тезис (мысль или положение истинность которого требуется доказать); аргументы, или основания, доводы (положения, с помощью которых обосновывается тезис); демонстрация, или форма, способ доказательства (логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов). Доказывание и убеждение – разные процессы. Доказывать – устанавливать истинность тезиса, убеждать – это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана. Умение разграничивать факты и мнения (суждения, выражающие оценку, взгляд на что-либо).

Структура вопроса: матрица – информация, на которой основан вопрос, информация, которая в нем содержится; неизвестная переменная вопроса – информация, на отсутствие которой указывается в вопросе.

Классификация вопросов: ли-вопросы (Правда ли, что Билли Гейтс является основателем компании …?) и что-вопросы (что? где? когда? сколько? какой? для чего?); простые (Каковы финансовые активы вышей компании? – одна матрица и одна неизвестная переменная) и сложные (Каковы финансовые и материальные активы вашей компании? Кто и когда создал вашу компанию?) вопросы; открытые (как? почему? каким образом? зачем? – нуждаются в объяснениях, в развитии) и закрытые вопросы (кто? когда? где? который? – требуют односложного ответа); корректные (правильные) и некорректные (Кто был первым императором США? Как вам нравится этот банк? Сколько весит мысль об одном долларе?) вопросы; благожелательные и неблагожелательные. Виды ответов («ошибка многих вопросов», иронизирование над вопросами своего оппонента, «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит»). Ответы: истинные/ложные, прямые/косвенные, краткие/развернутые, полные/неполные.

Полемические приемы: юмор, ирония, сарказм; «доведение до нелепости», «сведение к абсурду» (цель - показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности); «возвратный удар» (приём бумеранга), подхват реплики; атака вопросами; «апелляция к публике» (цель – повлиять на чувства слушателей, их мнения, интересы); «довод к человеку» (оцениваются достоинства и недостатки человека).

Уловки в споре: «оттягивание возражения» - позволительная уловка (задаются уточняющие вопросы, начинают ответ издалека, начинают опровергать второстепенные аргументы); ставка на ложный стыд (Вам, конечно, известно, что наука давно установила … Неужели вы до сих пор не знаете?), «подмазывание аргумента» (Вы, как человек умный, не станете отрицать … Человек недостаточно образованный не оценит, не поймет приведенный аргумент, но вы …), ссылка на возраст (Вот доживите до моих лет, тогда и судите), образование (Сначала получите диплом, а потом и поговорим), положение (Займете мое место, тогда и рассуждать будете), «карманный» аргумент (перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда), «чтение в сердцах» (Вы говорите из жалости к нему. Вы преследуете личные интересы), оскорбления и др.

Литература:

1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2000.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001.

3. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002.

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема №4. Основы речевой коммуникации | Понятие о разговорной речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.