Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы речевого этикета

Письменная речь

Устная речь

В зависимости от формы обмена информации выделяют устную и письменную речь. Устная речь (УР) – это звучащая, исторически она первична. УР позволяет более «тонко» передать информацию. Одно из главных свойств устной речи – это необратимость и линейный характер. Формы устной речи:

1) монолог – это целенаправленное сообщение с целью воздействия на других людей (информационное, убеждающее, побуждающее).

2) диалог – процесс общения между двумя людьми с целью передачи информации

3) полилог (от греч. много слов) – форма речи, в которой участвуют более двух говорящих

Основная функция письменной речи – это фиксация устной речи для передачи ее во времени и пространстве. Письмо позволяет осуществлять коммуникацию, когда устное общение невозможно. Основное свойство письменной речи – это развертывание в статичном пространстве и возможность ее постоянного изменения. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные, деепричастные обороты, терминология. Письменная речь в основном всегда книжная речь и строится по нормам литературного письменного языка.

Этикет – это особый язык общения, позволяющий достигать взаимопонимания и уважения говорящих. Знание и соблюдение правил этикета всегда позволяет достигать оптимальной коммуникации. Нормы этикета – категория историческая, она изменяется во времени. Свод правил будет отображать культуру народа и т.п. Речевой этикет включает в себя языковые единицы и правила общения, которые используются как:

1) формулы приветствия, прощания, пожелания, благодарности

2) формулы обращения к человеку (ты, вы…)

3) формулы для стандартных коммуникативных ситуаций

Кроме того правила русского речевого этикета регулируют громкость и темп речи, использование разговорной речи и др. факторы.

Интересный процесс происходит в сфере личных имен. Русские имена можно разделить на два класса:

1) для одних наиболее нейтральным является полное имя (при обращении) - Марина, Андрей, Никита.

2) ко второму классу относятся имена полные, варианты которых употребляются крайне редко самостоятельно (в обращении) – Константин, Александр, Мария. Определяет дистанцию или отношение.

В настоящее время при заимствовании Американской модели общения (пропуск отчества) вариант полного имени может быть использован при обращении в официальной ситуации. В настоящее время общепринятым является, что первым здоровается мужчина с женщиной, младший по возрасту со страшим, нижестоящий по должности с вышестоящим. Когда мужчину представляют женщине, руку первой предлагает она, тоже самое делают старшие по возрасту и положению. На улице мужчина идет слева от женщины, сопровождая её он, несколько опережает её и открывает перед ней дверь. Спускаясь по лестнице, идет впереди, а поднимаясь на одну две ступени сзади. Когда встречаются люди разного статуса первым здоровается тот, кто более воспитан. Если встречаются две знакомые пары, первыми мужчины здороваются друг с другом, затем женщины друг с другом, потом женщины с мужчинами, затем мужчины с женщинами.

 

Коммуникативный тип собеседника Эффективность применения
Доминантный (говорит и говорит) 1. не перебивать 2. после того, как все сказано собеседником, задать вопросы 3. реплика должна быть сформирована
Мобильный (легко и часто переходит от одной теме к другой, не закончив предыдущую тему)
  1. вежливо возвращаться в тему разговора
  2. стараться самому сохранить цель разговора
  3. четко формировать мысли
Дефективный (молчит)
  1. поговорить на общие темы
  2. быть доброжелательным
  3. быть вежливым
Замкнутый собеседник
  1. не перебивать
  2. поддерживать
  3. уважать своего собеседника

 

 

Язык жестов:

1) Руки за спиной – доминирует

2) Руки замком (на груди) – закрыт

3) Кивок головой – соглашается

4) Скрещены ноги – не заинтересован, а может готов к конфликту

5) Сидящий на краю стула – намерен уйти в любой момент

6) Человек соединяет пальцы рук в купол – готов поговорить

7) Руки, приложенные к груди – знак истинности

8) Активная жестикуляция – неуверенность, волнение, эмоциональное состояние, дружелюбие.

 

Необходимо избегать избыточных жестов, указующие жесты (принимаются агрессивно), резкие жесты, контролировать мозгом то, как руки двигаются вообще.

1 – 0, 2 – 0, 3 – 0, 4 – 0, 5 – 0, 6 – 0, 7 – 1, 8 – 0, 9 – 2, 10 – 1, 11 – 0, 12 – 0, 13 – 1, 14 – 1, 15 – 0, 16 – 0. Итого: 6 баллов.

непринужденно нейтрально официально
Извинения
Прости, я не хотел; прости Коля; Простите, Лидия Ивановна Извините меня, пожалуйста; ради бога; простите, пожалуйста; прощу прощенья; приношу вам свои изменения
Просьба
Прошу тебя: не забудь…; пожалуйста: принеси…; будь другом; будь добр; я тебя прошу; Пожалуйста; будьте добры; прошу вас Не будете ли вы любезны; сделайте одолжение; не затруднит ли вас; не могли бы вы
Благодарность
Спасибо тебе! Ну, спасибо; Спасибо; Благодарю вас; весьма признателен; я очень обязан; разрешите поблагодарить
Ответы на благодарность
Не за что; Да чего уж там; ерунда; Пожалуйста; на здоровье; Не стоит благодарности; вы очень любезны;
Согласие и поддакивание
Да; ну да; так; ладно; хорошо; ясное дело; Конечно; вы правы; верно; Я полностью с вами согласен; несомненно; я не возражаю; с большим удовольствием;
Несогласие
Ну, нееет! Вздор; бред, чепуха, не может этого быть; скажешь тоже; Это неверно; по-моему вы не правы; я не согласен; едва ли это возможно; что-то не верится; Не могу с вами согласиться; простите вы не совсем правы; сомневаюсь в твоей правоте; в полнее ли вы уверены вы в своих словах;
Прощание
Пока; счастливо; До свидания; всего хорошего; всего доброго; счастливо; прощайте; до встречи Позвольте откланяться; разрешите попрощаться; я вынужден вас покинуть
Знакомство
Юр, эт Коля; Познакомьтесь пожалуйста; Разрешите вам представить; разрешите представиться;

 

Д/З – знать материалы лекции, выполнить 3 д/з

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы успешной речевой коммуникации | Функциональные типы и стили русского языка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.