Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы мышления

Мыслительные операции

¾ Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

¾ Анализ — это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.

¾ Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

¾ Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий. Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.

¾ Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

¾ Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения — понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Исходя из анализа процесса мышления и анализа мыслительных операций, можно сделать вывод о двусторонности процесса мышления: можно проследить ход мыслительного процесса от постановки задачи до ее решения и в обратном направлении, мыслительные операции представлены парами.

¾ Суждение — это высказывание, содержащее определенную мысль.

¾ Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание.

¾ Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки.

¾ Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция — вывод общего суждения из частных.

 

Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятие, представление, воображение, мышление, память.

Качества интеллекта – любопытство, глубина, гибкость (подвижность), логичность мышления, доказательность мышления, критичность мышления, широта мышления.

 

Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.

Язык человека может быть рассмотрен (понят) в трех аспектах:

1. Язык как предмет, как компонент социально-исторического опыта человечества; это система кодов, с помощью которой обозначаются предметы внешнего мира, их качества, действия и отношения между ними.

2. Язык как процесс – это речь, вербальное общение.

3. Язык как способность – способность использовать язык в различных целях.

Речь — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Язык животных и язык человека имеет значительное отличие: язык животных позволяет выразить только эмоциональное состояние, связанное с непосредственно переживаемой ситуацией, язык человека позволяет выражать не только сиюминутные эмоции и чувства, а также передавать информацию о предметах и явлениях окружающего мира, которые не поддаются актуальному наблюдению, анализировать их свойства, связи и отношения. Таким образом, язык и речь человека позволяют оперировать абстрактными понятиями.

Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова.

Значение слова обобщенно отражает действительность, существующую вне и независимо от индивидуального человеческого сознания.

Смысл слова отражает не только объективный, но и субъективный мир данного человека и сугубо индивидуален. В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды мышления | Вторичные функции языка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.