Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование и изменение Я-концепции

Выделяется пять групп факторов, влияющих на пред­ставление человека о самом себе:

¾ степень согласованности «внешней», социальной, оценки и самооценки;

¾ субъективная значимость Я-представлений, которые затраги­вает «внешняя» оценка;

¾ степень доверия человека к субъекту оценочной по отноше­нию к нему информации (данный параметр лишь частично «по­крывается» понятием референтности);

¾ субъективно оцениваемая модальность «внешней» оценки;

¾ частотность (повторяемость) той или иной модальности «внешней» оценки.

Нетрудно видеть, что второй и третий факторы представляют собой «внутренний» полюс детер­минант, четвертый и пятый — «внешний», а первый отражает процесс их взаимоотношения.

Дальнейшие возможности развития «Я» могут быть рассмотре­ны при этом в контексте идей когнитивного диссонанса: несоот­ветствие между имеющимся представлением о себе и другой когницией или действием «запускает» процесс редукции диссонанса, опосредованный общим уровнем самооценки. Возможные страте­гии этой редукции рассматриваются уже как ведущие механизмы формирования «Я» для людей с теми или иными особенностями Я-концепции.

Проблема изменчивости/стабильности Я-представлений выступала прежде всего как проблема соотношения социально-ролевых и собственно персонологических самохарактеристик. Множественность социальных принадлежностей человека, отраженная в ролевом репертуаре лич­ности, должна была быть соотнесена с известной целостностью личности, с тем внутренним чувством самотождественности, ко­торое субъективно и создает наше настоящее «Я».

Подробный анализ подобного ракурса данной проблемы мож­но найти в работах И. С. Кона. Он отмечает относительность понятия истинности в применении к «Я». Про­тивопоставление неизменного, «подлинного» «Я» череде быстро меняющихся «неподлинных» ролевых масок часто оказывается ил­люзорным.

В концепции X. Маркус было детально разработано поня­тие «возможное Я». На субъективном уровне Я-концепция является основ­ным личностным образованием, следовательно — устойчивой структурой. Однако социально-психологические исследования Я-концепции с присущим им акцентом на социокуль­турных факторах ее формирования необходимо приводили к мыс­ли об относительности ее содержания — не только рождающаяся, но и реально проявляющая себя лишь в динамике социальных вза­имодействий, Я-концепция не может не быть принципиально из­менчивой.

В концепции X. Маркус это противоречие было предложено снять введением понятия «рабочая Я-концепция», определяемой как Я-концепция в данное время и в заданном социальном кон­тексте взаимодействия, как часть общего репертуара Я, определя­емого на микро- и макросоциальном уровне. При этом одни рабочие Я-концепции актуализируются чаще, другие — реже, и тем самым вопрос о стабильности/изменчивости начина­ет звучать как вопрос вероятности появления той или иной част­ной Я-концепции в ситуации конкретного социального взаимо­действия.

Эта идея обусловила чуть более позднее появление категории «возможного Я», которое, согласно X. Маркус и П. Нуриус (1986), является экстраполяцией (проекция будущего Я) нашей текущей рабочей Я-концепции. Очевидно, что «возможных Я» столь же неограни­ченное количество, сколь и рабочих Я-концепций; очевидно так­же, что они могут быть как негативными, так и позитивными. В общем виде для данных авторов «возможные Я» — это наши воображаемые представления о том, чем мы можем стать в буду­щем (как «хорошие», так и «плохие»). Исследователи отмечают мо­тивирующую функцию как позитивных, так и негативных «возможных Я»: образ себя успешного в будущем или представление о себе как о потенциальном неудачнике «творит» реальный успех или неудачу, что, впрочем, давно известно в социальной психо­логии как феномен «самоосуществляющегося пророчества».

Отдельный интерес представлял для исследователей вопрос о том, как соотносится «возможное Я» с другими структурными составляющими Я-концепции. Так, оказалось, что сильные разли­чия между текущей «рабочей Я-концепцией» и «возможным Я» являются источником тревожных или депрессивных состояний.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2008.

2. Андриенко, Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2007.

3. Битянова, М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М, 2000.

5. Журавлев, А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

6. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1999.

7. Немов, Р.С., Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. М., 2000.

9. Психология: Учеб. / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2003.

10. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ»

1. Психология как наука (определение, объект, предмет, принципы, методы, отрасли, место в системе наук).

2. Психика и мозг (нейрон, виды нейронов, строение и функции головного мозга, понятие «функциональная система», 3 блока мозга).

3. Структура психики. Функциональная структура психики. Особенности психических явлений и их классификация.

4. Ощущения (определение, виды, понятия «рецептор» и «анализатор», пороги ощущений, свойства ощущений).

5. Восприятие (определение, свойства, виды, взаимосвязь с мышлением).

6. Представление (определение, свойства, взаимосвязь с другими процессами).

7. Воображение (определение, виды, функции, приемы создания новых образов, связь с другими психическими процессами).

8. Внимание (определение, основные особенности, функции, виды, теории внимания).

9. Память (определение, классификации видов памяти, процессы памяти, особенности запоминания, хранения и воспроизведения информации из памяти).

10. Мышление (определение, основные характеристики, этапы мыслительного процесса, мыслительные операции, виды мышления, развитие мышления, понятие о высших психических функциях, интеллект).

11. Язык и речь (понятие о речи, язык и речь, речь и общение, язык животных и язык человека, взаимосвязь языка, сознания и мышления, функции речи, виды речи, развитие речи в онтогенезе, вербальное и невербальное общение).

12. Эмоции (виды, функции, теории, взаимосвязь с другими процессами)

13. Воля (определение, основные характеристики, отличие произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности).

14. Мотив и мотивация (определение, основные характеристики, виды мотивов, теории мотивации).

15. Деятельность (определение, структура деятельности, характеристики действий, операций, психофизиологических функций, виды деятельности, деятельность и сознание).

16. Сознание и бессознательное (определение, функции, понятие «бессознательное», его функции, сознательное и бессознательное, структура и функции самосознания).

17. Психические состояния (определение, связь с психическими процессами и свойствами личности, функции психических состояний, характеристики, классификация и виды, психические состояния и настроение).

18. Личность (понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность», структура личности, теории личности).

19. Темперамент (определение, темперамент и свойства нервной системы, характеристики видов темперамента, понятие «индивидуальный стиль деятельности»).

20. Характер (определение, формирование характера, черты характера, классификации черт характера, понятие «акцентуации характера», виды характеров, понятие «психопатия»).

21. Способности (определение, виды, развитие способностей).

22. Понятие малой группы (определение, основные характеристики, классификация)

23. Структура малой группы (формальная структура, социометрическая структура, коммуникативная структура, структура власти, ролевая структура)

24. Развитие малой группы (стратометрическая концепция А.В. Петровского, параметрическая концепция Л.И. Уманского, двухфакторные модели, механизмы групповой динамики, коллектив и команда)

25. Влияние группы на личность (положительное влияние группы на личность, конформизм, влияние меньшинства, социальная фасилитация и ингибиция, социальная леность, огруппление мышления, деиндивидуализация)

26. Лидерство и руководство в малых группах (определения, отличие, теории лидерства, стили лидерства)

27. Общение как коммуникация (понятие общения, специфика обмена информацией в коммуникативном процессе, средства коммуникации, речь, коммуникативные барьеры, функции невербальной коммуникации, системы невербальных сигналов).

28. Общение как взаимодействие (понятие общения, место взаимодействия в структуре общения, типы взаимодействий, взаимодействие как организация совместной деятельности. эффективные способы общения и взаимодействия)

29. Конфликтное взаимодействие (виды конфликтов, функции, структура и динамика конфликта, стратегии поведения в конфликте, типы конфликтных личностей, методы разрешения конфликтов).

30. Социальная перцепция (особенности социальной перцепции, механизмы взаимопонимания, эффекты (ошибки) межличностного восприятия, точность межличностной перцепции).

31. Социализация личности (понятие и содержание процесса социализации, основные этапы социализации личности, механизмы и институты социализации, особенности современного процесса социализации).

32. Социальные установки (понятие социальной установки, структура социальной установки, функции социальных установок в регуляции социального поведения, формирование и изменение социальных установок личности).

33. Я-концепция личности (определение понятия, структура Я-концепции, развитие Я-концепции, изменение Я-концепции).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 29. Я-КОНЦЕПЦИЯ | Давление характеризует потенциальную энергию pабочего тела
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.