Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 29. Я-КОНЦЕПЦИЯ

Наиболее комплексное и максимально «удобное» с социаль­но-психологической точки зрения видение проблемы структурных составляющих «Я» представлено в концепции Р. Бернса (1986). Он предлагает рассматривать Я-концепцию как совокупность устано­вок, направленных на самого себя. Соответственно трехкомпонентной структуре социальной установки в Я-концепции также выде­ляются три составляющие:

1) образ «Я» — представления индивида о самом себе;

2) самооценка — аффективная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик;

3) самопрезентация – поведенческая реакция — те действия, которые вызывают­ся образом «Я» и самооценкой.

Каждый из этих трех установочных компонентов может быть представлен, с точки зрения Р. Бернса, по крайней мере в трех модальностях:

― реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с актуальными способностями, ролями, статусами («Я-на-самом-деле»);

― социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие («Я-глазами-Других»);

― идеальное «Я», отражающее установки, которые связаны с представлениями человека о желаемом «Я» («Я-каким бы-я-хотел-быть»).

Когнитивный аспект Я-концепции отражает основные характе­ристики нашего привычного самовосприятия. Это самоописания через тот или иной набор отдельных черт, любые роле­вые, атрибутивные или же статусные характеристики. Я-репрезентации отличаются по степени их важности, или центральности. Центральные представления обычно более хорошо проработаны и более интен­сивно воздействуют на социальное поведение человека, в то время как другие выступают как периферийные. Я-репрезентации могут быть как позитивными, так и негативными.

Аффективный аспект Я-концепции. Когнитивная составляющая Я-концепции не воспринимается человеком нейтрально, а всегда пробуждает те или иные чувства и оценки, интенсивность кото­рых может варьировать в зависимости от социального контекста и от самого когнитивного содержания. Традиционно эта составляющая нашего «Я» обозначалась концептом «самооценка», «самоотношение».

Характер самоот­ношения тесно связан с особенностями социального опыта чело­века на всем протяжении его жизни. Так, основы самоотношения закладываются в раннем детстве, и основным фактором при этом выступает характер детско-родительских отношений. В более по­зднем возрасте на самоотношение влияет опыт переживания трав­мирующих ситуаций. У взрослых самоотно­шение представляет собой достаточно устойчивую личностную дис­позицию, часто коррелирующую с другими признаками психоло­гической адаптации, причем нередко основу самоотношения в этом возрасте определяет характер социальной самоидентифика­ции.

Поведенческий аспект Я-концепции. Конкретные действия человека, ко­торые могут быть вызваны его Я-репрезентациями и/или самоотношением, также зависят от многих факторов. Для социально-пси­хологических исследований «Я» поведенческая составляющая Я-концепции выражается понятием самопрезентации.

В целом самопрезентация как поведенческая составляющая Я-концепции служит целям проверки и подтверждения ее когни­тивной и аффективной структур. Однако целей самопрезентации может быть гораздо больше, впрочем, как и стратегий социально­го поведения, им соответствующих. Например, выделяются следу­ющие цели и стратегии самопрезентации:

― желание понравиться (поведенческая стратегия — демонст­рация согласия с мнением другого, лесть, сверхнормативная веж­ливость и др.);

― продвижение себя (поведенчески — хвастовство, преувели­чение достоинств в сравнении с небольшими недостатками и т.п.);

― служение примером (менее распространенная цель, направ­ленная на то, чтобы вызвать у партнера восхищение или чувство вины, выражающаяся в демонстративно просоциальном поведе­нии);

― стремление вызвать сочувствие (используется в тех случаях, когда другие стратегии не оправдали себя, и направлена на то, чтобы выз­вать у партнера чувство жалости, поведенческая стратегия — пре­уменьшение своих сил, демонстрация своего слабого «Я»);

― стремление запугать (как правило, плохо осознаваемая чело­веком цель, выражающаяся в слабоконтролируемом поведении, когда все остальные стратегии не привели к успеху).

Т.о., поведенческая составляющая нашей Я-кон­цепции, выражающаяся в самопрезентациях, в целом направлена на подтверждение ее когнитивных и аффективных структур.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подходы к изучению аттитюдов | Формирование и изменение Я-концепции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.