Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы организационных структур управления и их адаптационные возможности

Оргструктура, как упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, предполагает некоторый порядок соподчинения, который реализуется через иерархический принцип построения, обеспечивающий многоступенчатость (многоуровневость) соподчинения частей целого. Ярко выраженная в административных (формальных) организациях, в той или иной форме свойственная всем организациям иерархия, обеспечивает:

- распределение властных полномочий и ответственности по вертикали, что закрепляется в нормативных документах организации;

- координацию разнородной деятельности во имя достижения единой цели;

- эффективную интерпретацию информации, поступающей как извне, так и из самой организационной системы;

- эффективную систему контроля за реализацией целей и задач организации.

Иерархия структур управления теснейшим образом связана со степенью централизации управления, которая является одним из основных факторов, влияющих на эффективность структур управления. Иерархическая организация с трудом приспосабливается к внешней среде, усилия ее руководства довольно быстро концентрируются на поддержании статус-кво, ее организационная структура становится тормозом нововведений и, прежде, всего организационных. Рано или поздно такая ситуация заканчивается по­терей управляемости. Но если организация в своем развитии прошла через механический тип структур, она приобретает некоторый иммунитет к потери управляемости, т.к. быстрее определяется с необходимой степенью централизации, адекватной требованиям внешней среды. Та­ким образом, ключевыми понятиями оргструктур управления являются элементы, их отношения, уровни и полномочия.

Как известно, к механическому типу относятся линейная, линейно-штабная, функциональная и линейно-функциональная организационные структуры управления. Несколько особняком стоят дивизиональные структуры, что дало основание ряду автора ошибочно отнести их к органическому типу структур. В сложных системах процесс организационного обособления элементов (департаментация) может выходить на уровень производственных отделений (централизованная координация с децентрализованным управлением).

К органическому типу относятся проблемно-целевые, програмно-целевые, проектные, матричные структуры и их разновидности.

Линейная (scalar) структура в настоящее время встречается только на небольших предприятиях, выпускающих однородную продукцию с использованием несложной технологии и отсутствием широких кооперативных связей, однако как элемент сложных структур на уровне линейных подразделений она используется повсеместно. Наличие чётких линий подчинения и сравнительно короткие каналы коммуникаций обеспечивают эффективность функционирования линейной структуры, но неизбежная перегрузка информацией при расширении масштабов деятельности ограничивает сферу ее применения.

Разделение управленческих работ не только по линейному, но и по функциональному признаку находит воплощение в самой распространённой и до сих пор широко используемой во всём мире линейно-функциональной структуре управления. Особое внимание следует уделять вопросам определения статуса функциональных служб и порядка их взаимоотношений с линейными руководителями.

Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны в условиях массового или крупносерийного производства с незначительно меняющейся номенклатурой выпускаемой продукции и технологии её производства, что допускает выполнение аппаратом управления редко меняющихся задач и функций. Для эффективного функционирования линейно-функциональных структур управления необходима четкая регламентация ответственности и полномочий руководителей разных уровней и подразделений; соблюдение норм управляемости, особенно у первых руководителей и их заместителей.

Наибольшие изменения в понятийном плане претерпела линейно-штабная структура управления. Вплоть до начала 80-х годов в научной литературе по теории управления не было чётких разграничении между линейно-функциональной и линейно-штабной структурами, что дало основание ряду автора считать их одним видом.

Такая структура призвана создавать предпосылки для использования коллективного метода подготовки и реализации решений в сочетании с единоначалием. Дж. Обер-Крие назвал комитеты, коллегии, комиссии, советы коллегиальными органами, являющимися «дополнениями к структуре управления». Работая на регулярной основе, они как бы наслаиваются на структуру управления, уже обеспечивающую выполнение всех функций управления. Не обладая, как правило, правами принятия решений, эти органы участвуют в их подготовке. По определению американского ученого К. Киллена комитет - это группа лиц, имеющих определённые права и обязанности помимо основных.

Если круг вопросов, решаемых коллегиальным органом, требует серьёзных исследований, появляется необходимость в создании на его базе проблемно-целевой или программно-целевой структуры, но как только штабные службы наделяются функциональными полномочиями и могут принимать решения по вопросам, относящимся к конкретным функциям организации, структура становится линейно-функциональной.

Появление дивизиональных структур связано с наметившейся в 50-е годы тенденции к диверсификации производства. Отход от использования линейно-функциональной структуры управления в пользу дивизионально организованной по отделениям прослеживается по мере увеличения размеров предприятий, усложнения технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды. В современной рыночной экономике диверсифицированные фирмы стали одним из основных видов промышленных организаций. Дивизиональные структуры (от англ. division - отделение) создаются путём выделения самостоятельных производственных отделений, осуществляющих полный цикл производственно-хозяйственной и управленческой деятельности.

Управляющие такой структуры наделяются всем комплексом властных полномочий в рамках отделения, относящихся к оперативной деятельности, и несут ответственность за реализацию целей, установленных для отделения по плану стратегического развития компании в целом. Структуризация организации по отделениям производится по двум основным критериям: по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовые отделения), по территориальному признаку (региональные отделения) и обязательно должна согласовываться с финансовой структурой, предполагающей выделение центров ответственности. В дополнение к вышеперечисленным, региональные производственно-сбытовые и обслуживающие подразделения крупных фирм могут быть ориентированы на конечного пользователя продукции - дивизиональные отделения по потребителю. В самих производственных отделениях управление строится, как правило, по линейно-функциональному типу.

Преимущества дивизиональных структур очевидны. Это: возможность высшего руководства концентрировать внимание на стратегических задачах за счет передачи полномочий по оперативной деятельности на уровень отделений; концентрация усилий вокруг конечного результата, уменьшение количества централизованных функциональных служб, что способствует улучшению функционального обслуживания в целом; лучшая интеграции персонала автономного отделения в связи с его ориентацией на конечный результат.

Основным недостатком таких структур является рост вертикали управления, что приводит к увеличению затрат на содержание аппарата управления, но увеличение объема управленческих работ в рамках линейно-функциональной структуры не только влечет за собой увеличение управленческих расходов, но и может привести к снижению качества управления.

Проблемно-целевые группы создаются на временной основе численностью до 10 -12 человек в целях быстрой мобилизации усилий для решения проблем, возникающих в ходе развития предприятия. Создание таких групп особенно актуально для небольших и средних фирм, в связи с необходимостью подготовки управленческих решений по широкому спектру проблем, возникающих перед руководством фирмы. Участники либо полностью включаются в её состав, либо работают в ней по совместительству. Круг решаемых целевой группой вопросов необычайно широк. Четкой границы между проблемно-целевыми и очень популярными на Западе програмно-целевыми группами (task forces, project teams, free form organizations, small groups) нет. Различает их только целевая установка: решение вновь возникшей и часто неожиданной проблемы или разработка программы конкретных действий в рамках плана развития предприятия. Их успешная работа, приведшая к определённым ре­зультатам, требующим более масштабных и конкретных проработок, как правило, приводит к созданию проектной структуры управления. В общем виде под проектом понимается временная организация, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи в ограниченные сроки и в пределах выделенных ресурсов. Полноценный проект обязательно несёт в себе элемент инновационности. На этапе разработки проекта цель такой организации плохо структурируема. Руководитель проекта координирует ход работ по проекту и, как правило, действует в контакте с руководителями функциональных служб.

В литературе встречается ещё одно название проблемно-целевых, програмно-целевых и проектных структур - адхократические организационные структуры. Они не имеют строгой иерархии подчинённости, почти не формализованы, отличаются хорошей адаптивностью к изменениям во внешней среде.

Как только появляется необходимость ликвидации разделения проектируемой и производственной деятельности, переходу непосредственно к производству, целесообразно введение матричной структуры управления. Она представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения, у которой на обычную вертикальную иерархию накладывается некоторая совокупность горизонтальных полномочий, влияния или коммуникаций.

Это наложение проектной структуры на функциональную: по вертикали сохраняется департаментизация по функциям, что обеспечивает стабильность структуры, а по горизонтали организуется управление проектами, за счет чего она приобретает динамизм. Баланс власти между руководителями функциональных служб и руководителем программы обеспечивается характером властных полномочий: руководитель проекта имеет больше полномочий управленческого характера, а функциональные руководители - по существу выполняемой работы.

Очевидные преимущества матричной структуры могут быть сведены на нет «двойной» бюрократией и анархией, увеличением накладных расходов, которые многократно увеличиваются в условиях множества программ. Сферами эффективного их использования являются конструкторская подготовка и технологическое обеспечение производства, в которых матричные структуры позволяют успешно решать разовые задачи создания новых видов продукции и прогрессивных технологий. Как правило, переход к матричным структурам охватывает не всю организацию, а только её часть, что позволяет вступать в отношения двойного подчинения относительно небольшому числу сотрудников.

Проектная группа в рамках матричной структуры может организационно развиваться в сторону управления по продукту (дивизиональная структура) как только отпадает необходимость в целенаправленном изменении его свойств, а появляется потребность в обеспечении его конкурентоспособности.

Современной модификацией проектных структур являются так называемые внутренние венчурные (от англ. слова venture - рискованное дело) подразделения крупных фирм. Появление их связано с тем, что нововведения в крупных фирмах как правило наталкиваются на чрезмерно централизованные, инерционные организационные структуры, в результате чего эффективность затрат на научные исследования и разработки у крупных корпораций в четыре раза выше, чем у мелких фирм. Им требуется в среднем на 1/3 больше времени, чтобы довести новый продукт до стадии коммерческой реализации. Поэтому занятые НИОКР подразделения, чья деятельность сопряжена с наибольшим коммерческим риском, наделяются достаточной самостоятельностью, что дает им преимущества мелких инновационных фирм. Это, как правило, временный коллектив, работающий по целевой программе и укомплектованный специалистами разных профессий. Внутренний венчур затем может перерасти в другую организационную форму венчурного капитала - внешний венчур.

С выделением управления проектами в самостоятельную дисциплину, проект стал выступать как самостоятельный объект управления, имеющий свою организационную структуру.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и общая характеристика организационных структур управления | Преимущества и недостатки организационных структур управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.