Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и общая характеристика организационных структур управления

При рассмотрении понятия «система», отмечалось, что целостной систему делает упорядоченность ее элементов, которая закрепляется в структуре. Структура возникает в результате:

· упорядочения элементов системы относительно друг друга в пространстве (пространственный аспект);

· упорядочения взаимосвязи и взаимодействия элементов во времени (временной аспект).

И временной, и пространственный аспекты системы находятся в во взаимосвязи: структура как «скелет» закрепляет положение элементов в пространстве, обеспечивая их целесообразное взаимодействие в данных условиях внешней среды. Это целесообразное взаимодействие - процесс управления, который придает организационной системе динамику функционирования. Процесс управления, как деятельность по достижению целей организации, представляет собой некоторую последовательность действий, по решению конкретных задач, что позволяет диффе­ренцировать управленческую деятельность по функциям управления. В своей последовательности функции управления составляют технологию управления. Последовательность действий по реализации целей управления предполагает разделение и кооперацию управленческого труда. Функциональное разделение управленческого труда является основой для классификации видов управленческой деятельности.

Каждая функция, как вид деятельности, включает два аспекта: что делать и как делать. Процесс управления отвечает на вопрос: что делать. Для решения второго вопроса необходима разработка определенных алгоритмов действий, правил, процедур, т. е. определенного механизма осуществления функции, т. е. механизма управления.

Рационально сформированная организационная структура обеспечивает эффективность процесса управления. С этих позиций «структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента». [22]

Основой для структуризации системы на элементы служит иерархия целей системы, которая возникает в результате декомпозиции главной цели. Каждый элемент системы появляется постольку, поскольку он способен решать определенную цель под выделенные для этого ресурсы. Иерархия целей определяет способ соподчинения элементов системы и их организационный статус. Иерархия власти определяет степень самостоятельности элемента в решении задач по достижению поставленной перед ним цели и, в конечном итоге, должна обеспечить эффективность достижения главной цели системы. Характер цели, стоящей перед отдельным элементом, требует специализации управленческого труда для ее решения, что влияет на «функциональную окраску элемента».

Следует отметить, что иерархия в той или иной степени выраженности, присутствует как в природе, так и в обществе. Иерархия обязательно присутствует в организационных системах, являясь ее неотъемлемым свойством. Иерархический порядок соподчинения в механических организациях облегчает координацию разнородной деятельности и контроль за реализацией целей и задач организации.

Организационная структура управления - упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений которых обеспечивает целенаправленное функционирование и развитие её как единого целого.

Основным параметрам организационной структуры относятся:

· количество уровней управления;

· количество звеньев управления;

· норма управляемости.

 

Специалисты по управлению к внутренним компонентам организационной структуры, определяющим их типологию, относят:

а) степень централизации-децентрализации механизма управления;

б) степень сложности, характеризующаяся степенью горизонтальной и вертикальной дифференциации различных видов управленческой деятельности (в том числе функций);

в) степень формализации механизма управления.

Степень выраженности этих компонентов в их сочетании определяют степень адаптивности конкретной структуры к внешним условиям функционирования предприятия, что позволяет, с известной степенью условности, отнести её к механическому или органическому типам структур управления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация как функция управления | Типы организационных структур управления и их адаптационные возможности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.