Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий курс лекций. Тема 1. Введение в дисциплину «Основы менеджмента»

Тема 1. Введение в дисциплину «Основы менеджмента»

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Термин «менеджмент» («management») американского происхождения не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control», для государственного или общественного управления — термины «government administration» или «public administration». Иногда к слову «management» добавляется слово «business» («business management»), что лишь подчеркивает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Учитывая вышеизложенное, можно в дальнейшем применять термин «управление» в том же значении, что и «менеджмент».

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер не зависит от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера — это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы, независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта — хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.).

Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятия, сложностью технологии, необходимостью владения управленческими навыками. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.

Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной работы фирмы, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент – это обеспечение выполнения работы с помощью других.

Менеджмент – это деятельность в процессе производительной работы, организация этой работы с целью полного раскрытия возможностей коллектива и каждого отдельного работника.

Менеджмент – совокупность форм, методов и средств управления производством.

Менеджмент – деятельность человека, с помощью которой он превращает организованную массу в целенаправленный и действенный коллектив.

Менеджмент также можно представить в виде формулы:

Менеджмент = Обучение + Опыт + Искусство

Менеджер - это человек, который организует работу других, согласовывая при этом самые различные точки зрения с целью достижения поставленной задачи.

Менеджмент – область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Следует различать понятия управление, менеджмент и руководство.

 

Управление > Менеджмент

Менеджмент > Руководство

 

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний и внешний аспекты.

На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов:

- тенденция развития организаций;

- специфические национальные факторы развития экономики.

Задачи менеджмента:

1. Ознакомиться с опытом зарубежных стран.

2. Адаптировать этот опыт к нашей стране, к социально-экономической и политической обстановке.

3. Получение определенных навыков управления предприятием и собой.

4. Научиться общению в различных ситуациях.

 

Задачи менеджера:

1. Создавать комфортные физиологические и психологические условия на рабочем месте.

2. Устранять на производстве ненужные элементы, параллели, промежуточные и конечные запасы.

3. Развивать и внедрять инновации, вовлекая в процесс всех управляемых.

4. Обеспечить адаптацию производства к меняющимся условиям (внутренним и внешним).

5. Создать климат сотрудничества и постоянного роста подчиненных.

6. Обеспечить заинтересованность персонала в качестве выпускаемой продукции.

7. Определить фактор мотивации сотрудников.

8. Расширять связи факторов и круг их обращения.

В современном мире на первый план в производстве и сфере услуг выходит человек, который своим присутствием должен пронизывать все трудовые отношения (социальная революция), под которой подразумевается качественно новое изменение методов управления и организации труда.

Современная модель управления – «человек ключевой элемент производства».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы карьеры человека | Школы управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.