КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Менеджмент – вид деятельности и система управления
Цель лекции: - ознакомить с понятием менеджмента как видом деятельности и системой управления организацией. Задачи лекции: - раскрыть сущность менеджмента; - объяснить общие характеристики организаций; - выделить основные уровни управления организацией; - определить управление как процесс и набор управленческих ролей руководителя. План: 1. Сущность менеджмента и общие характеристики организации. 2. Сущность управления.
Менеджмент – управление (наука об управлении) людьми в организациях для формулирования и достижения ее целей. Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируются для достижения общих целей (формальная организация). Почти во всех формальных организациях существуют и неформальные организации - группы людей, которые возникают спонтанно, но где люди взаимодействуют достаточно регулярно. Организации имеют общие характеристики: 1. Использование ресурсов. Деятельность любой организации включает использование ресурсов (преобразование) для достижения результата. Основные ресурсы: люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технологии и информация. Процесс преобразования ресурсов в организации: —> приобретение технологий —> результат (продукт/ Капитал —> приобретение материалов —> услуга, прибыль —> найм персонала —> от его реализации) Информация нужна для связи и координирования каждой фразы преобразования, принятия управленческих решений. 2. Зависимость от внешней среды. Организации полностью зависимы от окружающего мира, внешней среды, которая включает экономические условия, потребителей, законодательство, конкурентов, технологии и т.д. Эти факторы оказывают влияние на внутреннюю среду организации. Например: введение новых технологий может дать компании конкурентное преимущество в конкуренции, но чтобы ее использовать, нужно найти людей с определенными навыками и взглядами, для которых эта работа будет привлекательна. Если есть конкуренция на рынке труда по этим специалистам, придется повысить им заработную плату, чтобы их привлечь. При их найме соблюдается законодательство. Внешние факторы меняются постоянно. Организации зависят от внешней среды, но практически не могут на нее влиять за редким исключением (например, лоббирование интересов крупных компаний в законодательных органах). 3. Горизонтальное разделение труда. Разделение общего объема работы на небольшие специализированные задания, что позволяет производить больше продукции, чем, если бы каждый человек делал сам полностью все работы (повышение производительности труда). Например, в Макдоналдс работа по приготовлению и подаче еды клиентам разбита таким образом, что они могут обслужить в сотню раз больше людей, чем в небольшом ресторанчике с одним поваром и несколькими официантами. 4. Наличие подразделений. В малых организациях горизонтальное разделение труда может прослеживаться не так явно (персонал может выполнять сразу несколько функций), но в больших организациях существует четкое разделение, которое осуществляется за счет образования подразделений, выполняющих свои цели и функции. Например, отдел производства, продаж, финансов, закупок, маркетинга и т.д. Цели у отделов разные, но они координируются для достижения общей цели. 5. Необходимость управления и вертикальное разделение труда. Т.к. работа разделена на составляющие части (горизонтальное разделение труда), то нужно координировать работу группы для достижения общих целей. Работа по координации и составляет сущность управления, сущность вертикального разделения труда.
Управление - процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый, для того чтобы сформулировать и достичь целей организации. Основано на точке зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации любым руководителем определенных функций (планирование, организация и т.д.). Это одно из самых распространенных определений управления. Существуют и др. подходы к его определению, например, Минцберга. Он выделил 10 ролей, которые принимают на себя руководители, и сгруппировал их в рамках 3-х категорий: межличностные роли (главный руководитель, лидер, связующее звено), информационные роли (приемник информации, распределитель информации, представитель), роли, связанные с принятием решений (предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры). Роли взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого. Все 10 ролей вместе определяют объем и содержание работы менеджера. Рис.1.1 – Основные уровни управления
При вертикальном разделении труда формируются уровни управления (рис.1.1). Как правило, выделяются руководители 3-х уровней управления: низового звена (операционные управляющие), среднего звена и высшего звена (топ менеджмент). Младшие начальники управляют непосредственно работниками (не управленцами). В основном осуществляют контроль за исполнением заданий, отвечают за использование ресурсов (сырье, оборудование). Большая часть руководителей вообще - руководители низового звена. Управленческая карьера начинается именно в этом качестве. Руководители среднего звена координируют и контролируют руководителей младшего звена. В основном они являются буфером между руководителями высшего и младшего звена. Они готовят информацию для решений, принимаемых топ менеджментом, и передают их менеджерам низового звена. Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших стратегических решений для организации в целом.
Выводы:
Литература: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело 2004. гл. 1 «Организации, менеджеры и успешное управление».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |