КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2. Развитие менеджмента в прошлом и настоящем
Цель лекции: - ознакомить с эволюцией менеджмента как науки. Задачи лекции: - показать становление менеджмента как науки; - раскрыть суть учений различных школ менеджмента. План: 1. Формирование менеджмента как науки. 2. Школа научного управления. 3. Классическая школа менеджмента. 4. Школа человеческих отношений. 5. Школа поведенческих наук. 6. Школа количественного подхода к управлению. 1. Формирование менеджмента как науки. Практика управления так же стара, как и сами организации. На глиняных табличках (3 тыс. лет до н. э.) записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, что является доказательством существования организаций и практики управления. Но наука управления как самостоятельная дисциплина очень молода, официально признана только в начале 20 века. До 20 века вряд ли кто задумывался, как управлять организацией системно, главный интерес - как заработать больше денег и добиться большей политической власти, используя организацию. В 1911 г. Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Основы научного управления», считающуюся началом признания управления наукой. В результате эволюции управления как научной дисциплины сформировались различные школы менеджмента. 2. Школа научного управления. Школа научного управления (1885-1920 гг.). Представители: Ф.У.Тейлор, Френк и Лилия Гилбрет, Генри Гантт. Полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать операции ручного труда, повышая их эффективность. Этапы: 1. Анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. 2. Устранение лишних непродуктивных операций, внедрение стандартных процедур и оборудования. Например, Гилбрет наблюдал за каменщиками. Когда они клали кирпич, использовали три группы движений. Он выделил самые эффективные, сократил с 18 до 4,5 движений, необходимых для кладки одного кирпича, увеличив производительность на 50%. Учитывали человеческий фактор, считали, что нужно систематически стимулировать работников, чтобы их заинтересовать в увеличении объемов производства и производительности. Считали, что нужен отдых и небольшие перерывы, нужно устанавливать реальные нормы производства и оплачивать дополнительно их перевыполнение, очень важно обучать людей. Предложили отделить управленческие функции (обдумывание и планирование) от фактического выполнения работы, а раньше рабочие сами планировали свою работу. 3. Классическая школа менеджмента. Классическая (административная) школа управления (1920 – 1950 гг.). Представители: Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Д. Муни. Если школа научного менеджмента исследовала вопросы управления производством и повышения эффективности на уровне ниже управленческого, то административная школа - усовершенствование управления в целом. Цель – создание универсальных принципов управления, следование этим принципам должно привести к успеху. Принципы затрагивали 2 аспекта: 1. Разработка рациональной системы управления организацией. Управление - универсальный процесс, состоящий из функций (планирование и организация). 2. Построение структуры организации и управления работниками. Принцип единоначалия - человек должен получать приказы от одного начальника и подчиняться только ему. А.Файоль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух. 4. Школа человеческих отношений. Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.). Представители: Мери Парке Фоллетт, Элтон Мэйо. Авторы классического и научного управления признавали значение человеческого фактора (справедливая оплата труда, экономическое стимулирование, установление формальных функциональных отношений). Представители школы человеческих отношений считали человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Четко разработанные операции и хорошая оплата труда не всегда ведут к повышению его производительности. Сила взаимоотношений между людьми могла и часто превосходила усилия руководителя. Иногда работник реагировал гораздо сильнее на давление со стороны коллег, чем на желание руководства и материальные стимулы. Более поздние исследования Маслоу и др. психологов подтвердили, что мотивами людей являются не экономические силы, а потребности, которые могут быть лишь частично или полностью быть удовлетворены с помощью денег. Если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то удовлетворенность работников возрастает, что ведет к увеличению производительности труда. Рекомендуют использовать приемы управления человеческими отношениями (эффективное действие непосредственно начальников, консультации с работниками, более широкие возможности для общения). 5. Школа поведенческих наук. Школа поведенческих наук (1950 гг. - наши дни). Представители: Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас МакГрегор, Фредерик Герцберг. Поведенческие науки — психология, социология. Изучали аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Отошли от школы человеческих отношений и сосредоточились на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход - помочь осознать работнику свои собственные возможности. Цель школы - повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческого ресурса. 6. Школа количественного подхода к управлению. Школа науки управления (количественного подхода) (1950 гг. - наши дни). Становление данной школы связано с развитием математики, статистики, инженерных наук. Применяются количественные методы (исследование операций) - методы научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы разрабатывается модель ситуации (форма представления реальности). Она упрощает реальность, представляет ее абстрактно. Модель облегчает понимание сложной реальности. Число переменных сокращается для управляемого количества. После создания модели, переменным задаются количественные значения, что позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Словесные рассуждения и описательный анализ заменяется символами и количественными значениями. Развитие компьютерных технологий дало самый крупный толчок к развитию методов компьютерного моделирования. Выводы:
Литература: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело 2004. гл. 2 «Эволюция управленческой мысли».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |