Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Методологические основы менеджмента

Цель лекции:

- ознакомить с основными подходами к управлению.

Задачи лекции:

- раскрыть суть основных подходов к управлению;

- показать разницу между традиционными и современными подходами к управлению.

План:

1. Основные подходы к управлению.

2. Подход с позиции выделения различных школ в управлении.

3. Процессный подход.

4. Системный подход.

5. Ситуационный подход.

1. Основные подходы к управлению.

Существует четыре основных подхода к управлению:

- с позиции выделения различных школ в управлении (научного управления, административного управления, человече­ских отношений, поведенческих наук, количественных методов);

- процессный подход (рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций);

- системный подход (руководство организацией как совокупностью взаимозависимых элементов - люди, структура, за­дачи, технологии, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся среды);

- ситуационный подход (пригодность различных методов управления определяется ситуацией).

2. Подход с позиции выделения различных школ в управлении.

См. лекцию 2.

3. Процессный подход.

Впервые предложен административной школой, но они рассматривали функции управления независимо друг от друга, а в процессном подходе они рассматриваются как взаимосвязанные. Управление как процесс - работа по достижению це­лей с помощью других, не единовременное, а серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия - управлен­ческие функции, каждая функция - так же непрерывный процесс взаимосвязанных функций. Различными авторами вы­деляются различные функции: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров, заключение сделок. Мы выделяем 4 первичные функции: планирование, организация, мотивация и контроль (рис.3.1). Они объе­динены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) - самостоятельная дея­тельность.

 

Рис.3.1 – Функции управления

 

Планирование – процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.

Организация – процесс создания структуры предприятия, повышающий эффективность совместной работы людей для достижения целей.

Мотивация – процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации.

Контроль – процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей, включающий установку стандартов, измерение результатов и корректировку.

Коммуникации – процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

Принятие решений – процесс выбора альтернатив.

Лидерство – способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения цели.

4. Системный подход.

Организация рассматривается как система (некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из ко­торых вносит свой вклад в характеристики целого). Части взаимосвязаны и взаимозависимы, если одна из них будет от­сутствовать или функционировать неправильно, то вся система будет функционировать неправильно. Системы бывают закрытыми (жестко фиксированные границы, относительная независимость от внешней среды). Открытая система взаи­модействует с внешней средой (рис.3.2). Энергия, материалы, информация поступают из внешней среды. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям внешней среды и должна делать это, чтобы выжить (продолжить свое су­ществование). Все организации - открытые системы. Крупные составляющие сложных систем называются подсистемами. В организациях - это отделы. Подсистемы могут в свою очередь состоять из более мелких подсистем. Т.о. организация состоит из многочисленных взаимосвязанных подсистем и является открытой системой, которая взаимодействуете внешней средой. Руководитель должен настроить все элементы и подсистемы организации на эффективное функционирование и адаптировать организацию к изменениям внешней среды для ее выживания и развития.

 

Рис.3.2 – Процессы в организации как открытой системы

 

5. Ситуационный подход.

Основным аспектом в ситуационном подходе является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Разработан в конце 60-х гг. Как и системный поход является не набором руководств, а способом мышления. Хотя управление как процесс одинаково, варьируются приемы руководителя, и руково­дитель должен выбирать, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкрет­ной ситуации. Например, все организации имеют организационную структуру. Можно создать различное количество уров­ней управление, делегировать различные полномочия, научные исследования могут быть поручены начальнику отдела мар­кетинга, начальнику по производству или отдельному заместителю в зависимости от приоритетности научных исследований в конкретной ситуации. Руководитель может поменять организационную структуру так, чтобы сохранить эффективность организации. Методология ситуационного подхода:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления (понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, планирования, контроля, количественных методов принятия решений).

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеют свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен предвидеть последствия от их применения.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации, какой эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызовут наименьший отрицательный эффект к конкретной ситуации, чтобы обеспечить достижение целей самым эффективным путем.

Успех или неудача применения ситуационного подхода определяется на 3-м этапе.

Выводы:

  1. Существует четыре основных подхода к управлению: с позиции выделения различных школ в управлении, процессный, системный, ситуационный.
  2. Подход с позиции выделения различных школ в управлении учитывает эволюцию школ менеджмента.
  3. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
  4. Системный подход определяет управление организацией как руководство совокупностью взаимозависимых элементов - люди, структура, за­дачи, технологии, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся среды.
  5. Согласно ситуационному подходу пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Литература:

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело 2004.

гл. 3 «Эволюция управленческой мысли».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Развитие менеджмента в прошлом и настоящем | Лекция 4. Инфраструктура менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.