Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Социофакторы и этика менеджмента

 

Цель лекции:

- ознакомить с социальной ответственностью организаций и этикой менеджмента.

Задачи лекции:

- раскрыть роль бизнеса в обществе;

- показать разницу между социальной и юридической ответственностью;

- определить аргументы в пользу и против социальной ответственности;

- выделить связь социальной ответственности с этикой менеджмента.

План:

1. Роль бизнеса в обществе.

2. Юридическая и социальная ответственность, аргументы в пользу и против социальной ответственности.

3. Этика и современное управление.

 

1. Роль бизнеса в обществе.

Существует две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с общественной средой, чтобы считаться социально ответственной.

1. Максимально увеличивать прибыль, не нарушая законов - преследовать только экономические цели.

2. В дополнение к экономической ответственности надо учитывать социальные аспекты воздействия деятельности ор­ганизации на работников, потребителей, др. людей, находящихся в сфере деятельности организации, надо вносить определенный вклад в решение социальных проблем общества, т.е. способствовать достижению социальных целей общества.

В начале 20 в. действовала доктрина капиталистической благотворительности, согласно которой, организации жертвова­ли часть своих средств во благо общества: различные фонды, строительство библиотек (бизнесмены Карнеги, Рокфел­лер, Вуд). В 50-х годах появилась книга Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена» - первый основательный труд на тему социальной ответственности. Рассмотрено, как концепция социальной ответственности может быть распростра­нена на бизнес, а осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить соци­альные и экономические выгоды обществу. 60-70-80-е годы споры о роли бизнеса увеличивались, потому что появился интерес к таким вопросам как гражданские права, равноправие женщин, загрязнение окружающей среды отходами про­мышленности, движение потребителей, защита флоры и фауны, атомная энергетика. Противоположные концепции на социальную роль бизнеса порождены различными взглядами на цели организации:

1. Организация - экономическая целостность, обязана заботиться только об эффективности использования своих ре­сурсов, выполняет экономическую функцию производства товаров и услуг, необходимых для общества со свобод­ной рыночной экономикой, давая работу гражданам, максимум прибыли, доход акционерам. (Фридмен).

2. Организация - нечто большее, чем экономическая целостность, часть общественной среды, окружающей ее, от дру­гих элементов среды (потребителей, поставщиков, СМИ, общественных групп и т.д.) зависит существование орга­низации. Среда влияет на достижение целей организации, поэтому организации приходится уравновешивать свои экономические цели с социально-экономическими интересами остальных элементов общественной среды, направ­лять часть своих ресурсов и усилий в социальную сферу. Сформировавшаяся на этой основе точка зрения: - органи­зации должны участвовать в защите среды обитания, здравоохранения, безопасности, гражданских прав, интересов потребителей.

2. Юридическая и социальная ответственность, аргументы в пользу и против социальной ответственности.

Юридическая ответственность - следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что мо­жет, а что не должна делать организация. Существуют тысячи законов по различным вопросам, например, сколько токсич­ных веществ может содержаться в промышленных стоках, как исключить дискриминацию при найме на работу, каковы требования к безопасности продукции и т.д. Организация, подчиняющаяся этим законам, ведет себя юридически ответ­ственным образом, но это не значит, что она будет и социально ответственной.

Социальная ответственность - добровольный вклад организации в решение социальных проблем, вне определенных за­коном требований. Например: концерты музыкантов в помощь голодающих или жертвам террористических актов, перечисление организациями средств на содержание социальной сферы (больниц, школ), обеспечение своих сотрудников жильем и т.д.

Аргументы в пользу социальной ответственности:

1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия организаций улучшают жизнь в об­ществе - в благополучном обществе лучше условия для жизни. Первоначальные издержки в долгосрочной перспек­тиве могут стимулировать прибыль - у потребителей формируется благоприятный образ организации.

2. Изменение потребностей и ожидания общества.

3. Наличие ресурсов для оказания помощи.

4. Моральное обязательство вести себя ответственно.

Аргументы против социальной ответственности:

1. Расходы на социальные проекты.

2. Нарушение принципа - максимум прибыли.

3. Недостаточный уровень отчетности обществу (государством не контролируется социальная ответственность).

4. Недостаток умения разрешать социальные проблемы.

3. Этика и современное управление.

В основе проблемы социальной ответственности находятся личностные ценности, общие убеждения относительно добра и зла. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения, но и весь спектр поведения руководителей и подчиненных, а так же цели и средств ими используемые. Например, не этично давать взятку для получения контракта (неэтичные средства), не этично с точки зрения защитников природы выпускать шубы из шкур диких животных (неэтичная цель). Т.е. поведение может быть не правильным, не только потому, что оно не законно, но и потому, что противоречит личным ценностям людей. Действия руководителей и подчиненных, нарушающих закон, так же расцениваются как неэтичные, например подделка документов, отчетов.

Для повышения этичности поведения руководителей и подчиненных могут быть использованы следующие способы:

1. Разработка этических нормативов, описывающих систему общих ценностей и правила этики. В них обычно могут запрещаться взятки, вымогательство, подарки, конфликт на основе личных интересов, мошенничество, раскрытие секретов компании и т.д.

2. Создание комитетов по этике для оценки повседневной деятельности компании с точки зрения этики. В них входят, как правило, топ менеджмент компании.

3. Проведение социальных ревизий для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации.

4. Обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников.

 

Выводы:

  1. Социальная ответственность - добровольный вклад организации в решение социальных проблем общества вне определенных за­коном требований.
  2. Руководители принимают решения насколько быть организации социально ответственной в зависимости от своих нравственных ценностей и с учетом аргументов в пользу (благоприятные долгосрочные перспективы, изменения ожиданий общества, наличие ресурсов, моральные обязательства) и против социальной ответственности (дополнительные расходы, уменьшение прибыли, недостаточная отчетность и недостаток умений).
  3. Этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения, но и весь спектр поведения руководителей и подчиненных, а так же цели и средств ими используемые. Для повышения этичности сотрудников можно использовать различные способы: разрабатывать нормативы, создавать комитеты, проводить ревизии, обучать.

 

Литература:

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело 2004.

гл. 5 «Социальная ответственность и этика».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. Инфраструктура менеджмента | Лекция 6. Интеграционные процессы в менеджменте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.