Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 16. Руководство: власть и партнерство

 

Цель лекции:

- ознакомить с властью в организации как основой руководства и ее формами.

Задачи лекции:

- определить понятия лидерства и власти;

- раскрыть содержание баланса власти;

- определить основные формы власти и влияния.

План:

1. Лидерство и власть.

2. Баланс власти.

3. Формы власти и влияния.

 

1. Лидерство и власть.

Существует мнение, что власть и руководящая должность является самым главным инструментом эффек­тивного управления. Но одной власти недостаточно, необходимо выполнение всех функций управления. Как коммуникации и принятие решений лидерство и руководство пронизывают всю систему управления. Не­возможно эффективно выполнять функции планирования, организации, мотивации и контроля, если нет эф­фективного руководства.

Лидеры не всегда являются эффективными управляющими. О лидере можно судить по степени его влияния на других. Однако лидер может и мешать организации (неформальный лидер). Управляющий становится во главе организации в результате делегирования полномочий, подчиненные выполняют данные им официаль­ные поручения и поставленные официальные задачи. Лидерами становятся в результате признания теми, на кого оказывается влияние.

Руководитель организации человек, который одновременно является лидером и эффективным управ­ляющим.

Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные группы и личности, направляя их усилия на достижение целей организации.

Влияние - любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощуще­ния и т.п. на другого индивида. Влиять можно разнообразными способами: просьбой, угрозой увольнения, идеями.

Власть - возможность влиять на поведение других. Большинство людей связывает власть с насилием, силой и агрессией, т.к. грубое насилие лежит в основе власти в обществе.

В дополнение к делегированным полномочиям руководителю требуется власть. Руководитель зависит от своего непосредственного начальника, подчиненных, коллег- это окружающая руководителя среда. В идеа­ле они должны сотрудничать с ним для достижения целей организации. В действительности это не всегда так. Даже обладая полномочиями, руководитель не всегда может управлять подчиненными как ему нужно. Подчиненные могут отказаться выполнить просьбу руководителя. Так же ему могут отказать сотрудники организации, руководителем которых он не является. Инструменты лидерства власть и влияние являются единственными средствами, которые руководитель может использовать в подобных ситуациях.

2. Баланс власти.

Существует заблуждение, что обладание властью дает возможность навязывать свою волю, независимо от чувств, желаний и способностей другого лица. На самом деле влияние и власть зависят от личности, на которую оказывается влияние, от ситуации и способностей руководителя. Не существует абсо­лютной власти, т.к. никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организациях власть опреде­ляется в основном степенью зависимости и лишь частично иерархией. Чем больше зависимость от другого человека, тем больше его власть. Формула: уровень влияния власти лица А на лицо Б = степени зависимости лица Б от лица А. Руководитель имеет власть над подчиненными, потому что они зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, продвижение по службе, удовлетворение социальных потреб­ностей, расширение полномочий. Однако и подчиненные имеют власть над руководителем, т.к. он зависит от них, например, в вопросах получения информации для принятия управленческих решений. Если руково­дитель будет использовать свою власть полностью, это может вызвать у подчиненных желание продемонст­рировать свою власть, что приведет к снижению эффективности управления. Поэтому руководитель должен поддерживать баланс власти (рис.16.1): достаточной для достижения целей, не вызывающей у подчиненных непокор­ность.

Рис. 16.1 - Балансирование власти руководителей и подчиненных

3. Формы власти и влияния.

Чтобы руководить - необходимо влияние, чтобы влиять - необходима власть, чтобы обладать властью - нужно контролировать что-то имеющее значение для исполнителя, то, что создаст зависимость его от вас, что заставит его действовать так, как вы желаете. Это «что-то» является потребностями (активными). Вли­ять можно, удовлетворяя или препятствуя удовлетворению потребностей, или побуждая исполнителя ожи­дать, что его потребность будет или не будет удовлетворена, в зависимости от его поведения. Классификация форм власти и влияния (Френч. Рэйвен):

1. Власть, основанная на принуждении (влияние через страх). Исполнитель верит, что влияющий может наказать его таким образом, что это помешает удовлетворению потребностей, например, намек на увольнение или понижение в должности. Страх потерять работу свойственен всем. Слабые стороны: хо­тя и приводит к временной покорности подчиненного, появляются побочные эффекты - скованность, страх, месть, отчуждение, низкая производительность труда, неудовлетворенность работой, текучесть кадров. Используется редко, например, когда низкая трудовая дисциплина.

2. Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление). Исполнитель ве­рит, что влияющий может удовлетворить его потребность. Самая эффективная форма. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что за выполнение ждет вознаграждения. Вознаграждение должно быть ценным, адекватным оказываемому влиянию. Недостаток: сложно руководителю опреде­лить, что является ценным для исполнителя, и для поощрений в организации ресурсы ограничены.

3. Экспертная власть (влияние через разумную веру). Исполнитель верит, что влияющий обладает специ­альными знаниями в отношении выполнения какого-то проекта или решения какой-нибудь проблемы, подчиняется ему, подчинение ведет к удовлетворению потребностей. Исполнитель принимает на веру ценность знаний руководителя, влияние считается разумным, решение исполнителя подчиниться явля­ется осознанным и логичным. Недостаток: Если руководитель окажется в чем-то не прав, вера исполни­теля в его компетенцию уменьшится, соответственно и влияние уменьшится.

4. Эталонная власть (власть примера, влияние с помощью харизмы). Личные качества и способности влияющего привлекательна для исполнителя, он хочет быть таким же, как влияющий, восхищается им и подчиняется ему, удовлетворяя потребность в принадлежности. Харизма - власть, построенная на силе личных качеств и способностей лидера.

5. Законная или традиционная власть (влияние через традиции). Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг, подчиняться им, подчинение приведет к удовлетворению по­требностей. Самая распространенная форма. Недостатки: в настоящее время влиять через традиции ста­новится сложнее, особенно на молодые поколения, в связи с тем, что растет уровень благополучия, за­щищенности, образования, уменьшается социализированное подчинение в школе, семье, вузах. Моло­дые специалисты не видят тесной связи между традиционными ценностями и вознаграждением с удов­летворением потребностей.

Выводы:

1. Руководитель организациидолжен одновременно являться лидером и эффективным управ­ляющим.

2. Лидерство- это способность оказывать влияние на отдельные группы и личности, направляя их усилия на достижение целей организации.

3. Влияние- любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощуще­ния и т.п. на другого индивида.

4. Власть- возможность влиять на поведение других.

5. Руководитель должен поддерживать баланс власти достаточной для достижения целей и не вызывающей у подчиненных непокор­ность.

6. Руководитель может использовать различные формы власти (основанная на принуждении, на вознаграждении, экспертная, эталонная, законная) и влияния (через страх, положительное подкрепление, разумную веру, традиции, с помощью харизмы).

Литература:

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело 2004.

гл. 16 «Руководство: власть и личное влияние».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка результатов деятельности | Лекция 17. Стиль менеджмента, имидж (образ) менеджера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.