КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По дисциплине
ЛЕКЦИЙ КОНСПЕКТ «Менеджмент» Содержание:
1. МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Менеджмент как научная дисциплина относится к системе экономических наук. В рамках этой системы выделяются три группы: 1)общие экономические науки, изучающие производственные отношения в общетеоретическом и историческом плане (экономическая теория, экономическая история, история экономических учений); 2)специальные экономические науки, рассматривающие отдельные стороны производства и их существенные черты на различных уровнях экономики (менеджмент, финансы, бухгалтерский учет, экономический анализ, экономика труда и т.д.) 3) отраслевые экономические науки, которые изучают особенности производственных отношений в отдельных отраслях и суботраслях национальной экономики, закономерности и тенденции конкретной отрасли (экономика отрасли, экономика предприятия или фирмы, организация и управление предприятием, а также менеджмент, маркетинг). Менеджмент следует отнести к специальным и отраслевым экономическим наукам в зависимости от объекта изучения. Например, менеджмент профессионального образования изучает управление производственными отношениями в процессах воспроизводства человеческого капитала, подготовки его интеллектуальной и трудовой составляющих. В общетеоретическом плане менеджмент выполняет следующие основные функции в системе профессионального образования, которые позволяют лучше понять роль этой дисциплины в общей системе экономических дисциплин. 1. Научная функция. Формируя основные понятия и закономерности хозяйственной деятельности в системе профессионального образования, менеджмент позволяет теоретически осмыслить и практически освоить сложные процессы, связанные с подготовкой, распределением и использованием рабочей силы. 2. Познавательная функция. Менеджмент помогает осмыслить закономерности управления экономикой, разобраться в сложных взаимосвязях различных экономических процессов, в сфере подготовки кадров для национального хозяйства. 3.Прогностическая функция. В менеджменте в процессах принятия решений важное значение имеют экономические прогнозы и вероятностные показатели, тенденции и направления научно-технического прогресса, варианты экономического роста и т.д. 4.Практическая функция. Познав закономерности развития экономических процессов в системе профессионального образования, менеджмент определяет пути реализации экономических идей, инновационных технологий в образовании. Реализация основных функций менеджмента осуществляется в единстве с развитием и использованием экономических, естественных, математических, технических, педагогических, психологических, юридических и социальных дисциплин. Курс «Менеджмент» — это учебная дисциплина, поэтому к нему неправомерно предъявлять такие же требования, как к соответствующей области экономической науки. Учебный курс включает вопросы, не имеющие прямого отношения к данной науке. В них обычно рассматриваются хозяйственные ситуации для иллюстрации и аргументации теоретических положений. Учебный курс содержит понятийный аппарат и методологию, которые обязательно присутствуют в данной области науки и в учебной дисциплине. Цель и задачи курса «Менеджмент» — выработка у будущего менеджера конкретных знаний и практических навыков, позволяющих управлять трудовой деятельностью персонала через систему мотивации труда, принимать научно обоснованные управленческие решения, структурировать деятельность других людей, управлять организацией.
2. ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА, ЕГО СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ Самое распространенное понятие менеджмента — это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Необходимо различать понятия «менеджмент» и «управление», хотя они и считаются синонимами, их смысл различен. Управление носит более глобальный смысл. Менеджмент может рассматриваться в таких контекстах, как: 1) учебная дисциплина, которая изучает процессы управления предприятиями и обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований; 2) область научного исследования; 3 непосредственно процесс управления; 4) область профессиональной деятельности, которая обозначает функцию работников предприятия, занимающих высшие позиции в иерархии организации. Менеджмент как междисциплинарная область человеческой деятельности раскрывает следующее: 1) техническую область менеджмента организации (управление операциями); 2) социальную область (управление трудовыми операциями); 3) рыночную область (управление маркетингом); 4) информационную область (управление коммуникациями); 5) имущественную область (управление собственностью). Сущность менеджмента можно определить через аспектный анализ. 1. Процессный аспект менеджмента. Специально подготовленные люди формируют организацию, ставят перед ней цели и задачи, обеспечивают посредством планирования достижение последних через эффективное управление людьми и ресурсами. 2. Функциональный аспект менеджмента. Предполагает в ходе управления выполнение следующих функций: целеполагания, планирования, организации, координирования, учета, контроля, анализа. Посредством этих функций менеджеры обеспечивают условия и организуют эффективное использование труда, производственного аппарата, материальных и финансовых ресурсов организации. Менеджмент одновременно является и наукой, и искусством, т.к. существуют определенные приемы управления. Но они могут быть эффективными в одних ситуациях и совершенно непригодными в других. В результате необходимо уметь оценить ситуацию и найти наиболее эффективный метод управления. Менеджмент включает в себя несколько сфер деятельности — производство, финансы, кадры, маркетинг. Производственный менеджмент включает в себя решения по выбору технологий, ответственность за своевременное выполнение производственных задач, за приспособление производственных процессов к изменяющимся экономическим и технологическим условиям, а также оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции, используемые технологии, рациональный способ загрузки оборудования, способы устранения сбоев и неполадок; методы проведения текущего контроля. Финансовый менеджмент связан с рациональным получением, размещением и использованием капитала. Он управляет созданием бюджета и финансового плана организации, формированием и распределением ресурсов фирмы, оценкой сложившегося и перспективного финансового состояния предприятия, принятием мер по укреплению финансового положения организации и др. Управление кадрами включает правильный набор, отбор, обучение, расстановку кадров; управление персоналом; способы разрешения конфликтов. К управлению маркетингом относится коммерческая деятельность и все, что так или иначе связано с куплей-продажей (обеспечение материальными ресурсами, хранение продукции, погрузочно-разгрузочные работы, сбыт произведенных товаров, прогнозирование рынка, заключение контрактов и т.д.).
3. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МЕНЕДЖМЕНТА Сущность менеджмента составляет управление организацией (хозяйствующим субъектом) в условиях рынка с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике. Это проявляется в направленности деятельности организаций на удовлетворение общественной потребности и спроса рынка, на обеспечение требований конкретных потребителей, на разработку и производство тех видов продукции и услуг, которые могут быть реализованы и обеспечат получение желаемой или планируемой прибыли. Особенностью менеджмента, определяющей его содержание, является постоянная адаптация деятельности предприятия и управления к внешней среде, включая корректировку целей и программ их достижения в зависимости от конъюнктуры рынка и изменений социально-экономической среды. Практически всем руководителям приходится приспосабливаться к ситуации, т.к. достаточно быстро развивается конкуренция, научно-технический прогресс. Приспособление организации к окружающей среде является неотъемлемой составляющей ее существования. Именно от внешней среды она получает ресурсы, такие как сырье, рабочая сила и капитал. Организация не может не ощущать недостатка в ресурсах, потому что ресурсы — часть природы, и они ограничены, работники - часть общества, и достаточно сложно найти среди индивидов общества квалифицированного работника, а капитал — это результат взаимодействия первого и второго под влияние культуры. Следующей особенностью является направленность управления на постоянное повышение эффективности производства за счет получения наилучших результатов с наименьшими затратами. Эффективный менеджмент предполагает хозяйственную самостоятельность субъектов хозяйствования, обеспечивающую свободу принятия управленческих решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений, а также необходимость использования современной информационной базы и компьютерной техники для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. Характерные черты менеджмента отражают отличительные особенности управления предприятием, которые являются принципиальными при рассмотрении и описании его содержания. 1. Менеджмент — это особый вид деятельности, присущий рыночной экономике. Это профессиональное управление, существенными элементами которого являются всесторонний учет и анализ конкретных условий функционирования предприятия в процессе управления, разработка, реализация и управление нововведениями, формулирование стратегии и тактики развития предприятия и т.д. 2. Менеджмент основан на экономических методах управления, которые ориентированы на получение экономической выгоды или социального эффекта. 3. Управление предприятием направлено на достижение эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности труда и качества продукции, которые являются главными элементами формирования конкурентных преимуществ предприятия, определяющими его позицию и успех на конкретном рынке. 4. Менеджмент - система гибкого управления, позволяющая предприятию своевременно перестраивать свою деятельность, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение Менеджмент — наука и искусство организации и координации совместной деятельности Современный менеджмент отличает гуманизация управленческой деятельности, которая выражается в направленности работы менеджера на повышение благосостояния персонала предприятия.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТ В глобальном смысле менеджмент ставит своей целью сформулировать общие принципы управления, пригодные для любой организации. В задачи менеджмента входят разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума путем выпуска конкурентоспособного товара. Следует выделить следующее: 1)техническую область менеджмента организации (управление операциями); 2)социальную область менеджмента (управление трудовыми операциями); 3)рыночную область менеджмента (управление маркетингом). Менеджмент как наука должен: 1)обеспечить цели и задачи управления; 2)разработать определенные мероприятия и способы по их достижению; 3)разделить задачи на различные виды операций; 4)распределить работы; 5)координировать взаимодействие различных подразделений внутри организации; 6)совершенствовать формальные иерархические структуры; 7)оптимизировать процессы принятия решений и коммуникаций; 8) искать эффективные системы мотивации деятельности, культуры организации, стиля управления. В менеджменте также выделяют общие и специфические цели. Общие (стратегические) цели определяют концепцию развития организации в целом, направлены на длительную перспективу (прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия). Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия. Главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени, достижение намеченных результатов также является целью менеджмента. Менеджмент включает в себя: 1)организацию производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей; 2)использование работников, обладающих высокой квалификацией; 3)стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты; 4)определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; 5)разработку стратегии развития организации и реализация ее; 6)определение целей развития организации; 7)выработку системы мероприятий для достижения намеченных целей; 8)осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач. Главный принцип менеджмента — эффективная деятельность предприятия на рынке. Поэтому необходимо управление предприятием путем постановки и реализации целей на основе учета оценки потенциальных возможностей организации, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, а также условий конкурентной борьбы. Менеджмент представляет собой некую систему, которая предполагает наличие определенных взаимосвязанных элементов, — субъекта и объекта. Субъект менеджмента представляет собой человека или группу людей, осуществляющих управленческое воздействие в рамках организации для реализации ее целей и задач. Объект менеджмента — все то, на что направлены управленческое воздействие субъекта менеджмента в рамках организации для реализации ее целей и задач. Объекты менеджмента: человеческие ресурсы организации; поставщики ресурсов для организации; конкуренты организации; информационное обеспечение; финансы организации, т.е. непосредственно финансово-денежные потоки и управление ими.
5. ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА Принципы менеджмента - это определенные закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач управления, т.е. это правила, основные положения, нормы, которыми руководствуются управленцы (менеджеры) в практической деятельности. Принципы менеджмента определяют требования к системе организации. Основные системные принципы менеджмента: 1)целостность. Свойства системы находятся в определенной зависимости от составляющих ее элементов, которые образуют единое целое; 2)структурность. Определенная упорядоченность. Поведение системы обусловлено не столько поведением отдельных ее элементов, сколько свойствами ее структуры; 3)взаимозависимость структуры и среды. Система функционирует в процессе взаимодействия со средой (среда значительно воздействует на систему, но и система в свою очередь воздействует на среду); 4)иерархичность. Каждый элемент системы — это система, которая в свою очередь представляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы; 5)множественность описания каждой системы, дающая различные точки зрения на представление о системе, что ставит задачи идентифицировать целое, объяснить поведение и свойства целого сточки зрения его роли и функций; 6)сочетание научности и творчества. Заключается в создании системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях, а также в том, что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках; 7) целенаправленность. Предполагает, что управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели организации, а ее должны составлять цели каждого отдельного работника; 8) сочетание специализации и универсальности. Заключается в том, что к решению каждой проблемы необходим индивидуальный подход, но разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования; 9) последовательность. Заключается в том, что действия необходимо выполнять в строго определенной последовательности во времени и пространстве, нарушение этой последовательности может привести к неразберихе в работе и, как следствие, затягиванию выполнения задач; 10) непрерывность. Каждый вид деятельности является основой для следующего вида; 11)сочетание централизованного руководства и самоуправления. Выражается в определенной доле самостоятельности при принятии решений на более низком уровне, но в соответствии с распоряжениями и указаниями менеджера высшего вена; 12)концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, а также их способности взаимодействовать с коллегами. Это создает благоприятную психологическую атмосферу, определенную организационную культуру, с помощью которых облегчается процесс принятия 12) обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы. Выражается в недопустимости превышения прав над ответственностью. Сам факт подобной ситуации сопряжен с произволом руководящих лиц, но диспропорция в обратную сторону подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников, т.к. инициатива оказывается наказуемой; 13) состязательность участников управления. Предполагает стимулирование работников путем материального, морального и организационного поощрения; 14) предельно широкое вовлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений. Решение, принятое т.о., более охотно и легко выполняется, чем то, которое в приказном порядке исходит от руководства.
6. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ Управленческая деятельность представляет собой сочетание различных видов деятельности (функций), каждая из которых направлена на решение специфических задач, разнообразных и сложных проблем взаимодействия между отдельными структурными подразделениями предприятия или отдельными производственными процессами. Выделение функций происходило постепенно. Этапы обособления функций управления, которые произошли в процессе эволюции функционального разделения управленческого труда: 1) сочетание управленческих и производственных функций в одном лице; 2) делегирование управления одному работнику; 3) возникновение линейной иерархии среди руководителей; 4) появление специалистов, выполняющих конкретные функции в управлении; 5) появление иерархии среди специалистов по функциям управления. Исследование функций управления имеет огромное практическое значение, т.к. именно они в значительной мере определяют структуру органов управления. Функция управления — конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующей организацией работы. Управление — совокупное осуществление функций. Объективная совокупность функций присуща управлению на каждой из ступеней иерархической лестницы и при любых особенностях производства. Все функции управления делятся на общие и конкретные. Общие функции являются обязательными для успешной работы любой организации (планирование, организация, мотивация и контроль). Последовательное выполнение данных функций обеспечивает управление любым объектом национальной экономики — как предприятием, так и отраслью. Руководители высшего уровня основную часть своего рабочего времени отводят реализации функции планирования и контроля, а руководители более низкого уровня в основном заняты подбором кадров, организацией их труда. Тем не менее, на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все четыре общие функции управления. Конкретные функции — производственные (технические, технологические, организационные и т.п.), управление НТП, экономические, политические. Специальные функции менеджмента — это функции воздействия на объект, который имеет определенную отраслевую направленность. Эти функции — прогнозирование, планирование, мотивация, координация и регулирование, организация, контроль, учет и анализ — присущи современному менеджменту. Функция имеет определенную структуру, которая отвечает на вопрос, как или каким образом связаны между собой все действия. На предприятии, например, функцию планирования осуществляет не одно подразделение, а несколько. Но ведущую роль играет отдел или служба планирования. При этом в работу вносят свои вклад финансовый отдел, бухгалтерия, отделы снабжения, сбыта, маркетинга и т.д., значение которого не следует умалять. На основе содержания, процесса и структуры функции проводится анализ, результаты этого анализа могут служить основой для развития той или иной функции. Кроме того, это позволяет выделить новые функции или, наоборот, изъять функции за ненадобностью. Процесс управления хозяйственной деятельностью заключается в выполнении общих и специфических функций. На практике функции между органами управления распределяются неравномерно, часто они распыляются или дублируются. Функции менеджмента, а соответственно, и методы их реализации не являются неизменными, навсегда сформировавшимися. Они постоянно модифицируются и углубляются, в связи с чем усложняется содержание работ, выполняемых в соответствии с их требованиями.
7. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА Методы менеджмента — это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. Одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, и, наоборот, несколько целей могут быть достигнуты с помощью одного метода. Выбор методов управления зависит от цели бизнеса, формы собственности (как то государственная, кооперативная, акционерная) и хозяйствования (совместное предприятие, крестьянское, фермерское хозяйство, предприятие малого бизнеса и др.), размера предприятия, обеспеченности его материальными и трудовыми ресурсами, уровня подготовленности кадров, конъюнктуры рынка, политики, проводимой государством в отношении предпринимательства, и т.д. 1.Организационно-правовой метод. Данный метод очерчивает основные границы работы, направление деятельности фирмы, определяет ее организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и многое другое. 2.Административные методы менеджмента — методы властной мотивации. Их действие заключается в прямом принуждении работников к действиям в интересах организации или в создании условий для таких действий. Инициатива персонала здесь сведена к минимуму. Вся ответственность за результаты деятельности возлагается на руководителей. Поощряется исполнительность. Инициатива наказуема. Все действия основаны на распоряжениях и указаниях, которые должны быть: 1) краткими, исчерпывающими, содержащими всю основную и необходимую для исполнителя информацию; 2) конкретными, четко ограничивающими круг обязанностей исполнителя; точными и ясными, исключающими возможность различных толкований; 3) не сиюминутными, содержащими задание исполнителю на продолжительный отрезок времени; 4) некатегоричными, чтобы не унижать человеческое достоинство подчиненного. По результатам работы проводятся контроль и проверка исполнения принятых приказов, постановлений и т.д. Административный контроль должен: 1)выявлять количество и качество основной работы, степень использования резервов; 2)осуществляться только в отношении того, за что проверяемый несет персональную ответственность; 3)проводиться ответственным и компетентным работником; 4)быть объективным; 5)охватывать все звенья цепи; 6)завершаться анализом результатов с выявлением недостатков, их причин и резервов. 3. Экономические методы менеджмента — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов в хозяйственной деятельности, ориентирующих сельскохозяйственные предприятия и их работников в нужном для Экономические рычаги экономических методов управления: планирование (стратегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнозирование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредитная система, налоги, страхование, лизинг и т.д. 4. Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи, возникающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы, протекающие в них. Выделение данных методов управления является условным, т.к. все их многообразие охватить практически невозможно. Они многочисленны и разнообразны, их эффективность во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать здоровый корпоративный дух.
8. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА Практика управления пережила достаточно длительную и глубокую эволюцию. Менеджмент был признан наукой, самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению с разных точек зрения только в XX веке. Рассмотрим основные школы менеджмента. 1. Научная Школа управления (1885-1920 гг.). Основатель школы научного менеджмента — Ф.У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, который в своей работе решал проблемы рационализации производства и труда с целью повышения его производительности и эффективности. Тейлор предложил строго научную систему знаний о законах рациональной организации труда. Составными элементами данной системы являются математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализация трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в т.н. механизм научного менеджмента. В целом научный менеджмент можно свести к таким положениям, как: 1)важность применения научного анализа для определения наилучших способов достижения целей; 2)целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных заданий, обеспечение их последовательного обучения и переобучения; 3)необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач; 4)систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда. 2. Классическая, или административная, школа (1920-1950 гг.). Имя Анри Файоля связывают с возникновением административной школы. В своей книге «Общий и индустриальный менеджмент» он сформулировал теорию управления. Эта теория стала началом многих современных идей, касающихся проблем управления. Он выделил элементы управленческой системы — планирование, организацию, руководство, координацию и контроль, с помощью которых можно изучать и анализировать процесс управления. Представители административной школы впервые предприняли серьезную попытку разработать и применить на практике принципы, пригодные для использования на всех уровнях управления предприятием. Вклад этой школы состоит в том, что: 1)было сконцентрировано внимание на системе администрации и высших уровнях управленческой системы; 2)произошло выделение функций управленческой системы — каждый менеджер должен выполнять определенные функции (планирование, организацию, контроль и др.); 3)были разработаны принципы менеджмента, которые можно было использовать для всех типов организаций (единоначалие, делегирование полномочий, разделение труда и др.). 3. Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени). Основными представителями школы человеческих отношений являются Г. Мюнстерберг, В. Скотт, М. Фоллет, Р. Лайкерт, Э. Мейо. Они расценивали человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Основная цель, которую преследовали представители данной школы, — повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Они провели множество исследований и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т.д. Результатом исследования стали выводы: система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда. Школа человеческих отношений доказала, что разработанные операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к высокой производительности труда. Одновременно с ними важным фактором является сила взаимопонимания между людьми, их потребности. Чтобы эффективно управлять организацией, необходимо осваивать и использовать приемы управления человеческими отношениями.
9. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ Организационная структура управления—упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структуры управления включают ключевые понятия: элементы, связи (отношения), уровни, полномочия. Связи между элементами структуры управления бывают: 1) вертикальными, когда происходит взаимодействие между руководителем и подчиненным (например, связь между директором фирмы и управляющим структурным подразделением); 2) горизонтальными, когда происходит взаимодействие равноправных элементов (например, связи между управляющими структурными подразделениями одного уровня). Виды отношений внутри организации аналогичны типу построения структуры ее управления и делятся на: 1)линейные отношения. Это отношения между руководителем и его подчиненными; 2)функциональные отношения. Это отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации, с другими членами организации; 3)отношения управленческого аппарата. Данный тип отношений имеет место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендации, советов. Полномочия, как правило, подразделяют на: 1} полномочия линейного персонала; 2)полномочия штабного персонала; 3)функциональные полномочия. Между всеми названными выше составляющими организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений. Следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации. Основные системы управления организациями: линейная, функциональная, смешанная (линейно-функциональная), матричная, матрично-штабная. Линейная система управления — это схема непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если невелико число подразделений организации, рассматриваемых вопросов мало и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях. Функциональная система управления — система, представляющая собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления — технические, плановые, финансовые и т.д. В этом случае указания более квалифицированны, однако подчиненные подразделения не всегда знают, каким образом согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять. Поэтому в чистом виде эта система используется очень редко. Наибольшее распространение получила смешанная система управления (линейно-функциональная), в которой сочетаются линейная и функциональная системы. Решения, подготовленные функциональными подразделениями, рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям. Матричная система управления — широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальными образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. Матрично-штабная система управления. Данная система отражает все виды руководства и обеспечивает всестороннюю координацию деятельности между ними, сохраняя единство распорядительства и контроля на высшем уровне.
10. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Структура управления должна удовлетворять множеству требований, которые отражают ее значение для менеджмента. Эти принципы учитываются в принципах проектирования организационной структуры управления. Принципы проектирования организационной структуры: 1)структура должна отражать цели и задачи организации, быть подчиненной производству и его потребностям; 2)структура должна предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию; 3)формирование структуры должно быть неразрывно с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними; 4)структура должна поддерживать соответствие между функциями, обязанностями, полномочиями и ответственностью, т.к. нарушение его приводит к дисбалансу системы управления в целом; 5) структура управления должна быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывать существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Реализация этих принципов невозможна без учета разнообразных факторов при формировании структуры управления. Главный фактор, определяющий возможные контуры и параметры структуры управления, — размер организации. Структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению со структурой небольшой фирмы, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках нескольких членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где нет необходимости проектировать формальные, структурные параметры. По мере роста организации и объема управленческих работ развивается разделение труда и формируются специализированные звенья. Возникает необходимость координации и контроля за работой этих звеньев. Необходимым становится построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни. Изменения организационных форм предприятия оказывают влияние на формирование структуры управления. Например, при вхождении фирмы в состав какого-либо более крупного объединения (ассоциации, концерна и т.п.) происходит перераспределение управленческих функций, в связи с этим меняется и структура управления фирмы. Уровень развития на предприятии информационной технологии является важным фактором при формировании управленческих структур. Общая тенденция к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Результатом использования локальных сетей является расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии. Требования, предъявляемые к формированию эффективных структур управления: 1)сокращение размеров подразделений и набор в них более квалифицированного персонала; 2)уменьшение числа уровней управления; 3)групповая организация труда как основа новой структуры управления; 4)ориентация текущей работы на запросы потребителей; 5)создание условий для гибкой комплектации продукции; 6)минимизация запасов; 7)быстрая реакция на изменения; 8)гибко переналаживаемое оборудование; 9)высокая производительность и низкие затраты; 10) безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.
11. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ Интеграция — объединение усилий различных подсистем (подразделений) для достижения целей организации. Интеграция свойственна как любой системе, так и человеку. Единство целей организации является важнейшим условием обеспечения ее эффективности. Единство целей организации не дает подразделениям организации возможности тянуть ее в разных направлениях и распылять ее силы и способности, концентрирует усилия на достижении общих целей организации. Чтобы достаточно эффективно интегрировать организацию, менеджеры должны постоянно иметь в виду общие цели организации. Если каждое подразделение и каждый сотрудник организации будут эффективно работать сами по себе, этого недостаточно. Руководство должно рассматривать организацию как открытую систему. Существует несколько методов эффективной интеграции организации в свободном виде. Выбор подходящего метода интеграции зависит от среды, в которой этой организации приходится действовать. Представители школы административного управления предлагают следующий метод, который состоит в разработке соответствующих правил и процедур. Но этот метод эффективен лишь в условиях относительно устойчивой и прогнозируемой внешней среды. Организациям, действующим в быстроменяющихся условиях, более эффективным способом интеграции является установление крепких личных связей и взаимоотношений.
Внутренняя и внешняя интеграция Внутренняя интеграция осуществляется собственными ресурсами организации, в ней участвуют только ее структурные подразделения, Внешняя интеграция—объединение усилий нескольких организаций или предприятий.
Горизонтальная и вертикальная интеграция Горизонтальная интеграция — объединение структурных подразделений одного или нескольких предприятий одной сферы деятельности, позволяющее объединять ресурсы для достижения общих целей совместными усилиями. Вертикальная интеграция — расширение области деятельности предприятия с целью снижения издержек и усиления контроля за потоками добавленной стоимости. Вертикальная интеграция имеет определенные неудобства — высокие издержки в определенных частях цепочки создания стоимости, недостаток гибкости. Основные формы интеграции предприятий Корпорация — это организация (союз организаций), созданная для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо. Холдинг — организация, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. Консорциум — форма объединения, создаваемая на основе соглашения между несколькими банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акции или осуществлению науко - и капиталоемких проектов. Конгломерат — организационная форма объединения предприятий, возникающая в результате слияния различных фирм, не зависящая от их горизонтальных или вертикальных связей. Картель — объединение предприятий одной отрасли, при котором его участники не утрачивают производственной и коммерческой самостоятельности; отношения между ними строятся на основе соглашения по вопросам цен на производимую продукцию, квот, разграничения рынков сбыта, условий найма рабочей силы и т.д. Синдикат — организационная форма объединения, особенностью которой является заключение соглашения между предприятиями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли. Трест — объединение собственности и управления предприятий одной или нескольких отраслей, полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность.
12. МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Социальная сфера — сфера воспроизводства человека, семьи, трудовых коллективов и других социальных групп, которая включает условия труда и отдыха людей, их быта и досуга, уровень материального благосостояния, образования, воспитания и здравоохранения. Объект исследования — регулируемые и саморегулируемые процессы, происходящие в социальных организационных системах, вся совокупность организационных отношений общества. Это отношения между организационными системами как по вертикали, так и по горизонтали. Предмет организации социального управления — общие, частные и специфические закономерные тенденции, действующие в организационных системах, механизм их использования различными субъектами управления. Любая организация является социальной системой. Социальная система — упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидуумов, групп индивидуумов, вещей, процессов, образующая интегративные качества, несвойственные составляющим ее компонентам. Человек является важнейшим ядром социальной системы, он находится в ее центре. В социальную систему входят экономические, социальные, политические, духовные процессы. Организация — объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил. Для руководства предприятием менеджеру важно знать одну из особенностей организации, которая обусловлена свойством социальных систем к адаптации, самоорганизации и саморегулированию. В организации управления различают понятия: 1) «формальная организация» — узаконенная система норм, правил, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации; 2) «неформальная организация» — система непредписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталон поведения, переданные обычаями и традициями, которые возникают стихийно в ходе ежедневных взаимодействий. Принципы социального управления. Общие принципы: 1)социальная ориентация управления (нацеленность на человеческий фактор); 2)научная обоснованность (применение научных методов и подходов); 3)системность (упорядочение системы); 4)эффективность (достижение целей за короткий срок с минимальными затратами); 5)демократизм; 6)состязательность, конкуренция; 7)стимулирование; 8)саморегулирование. 1)разделение труда; 2)иерархичность и обратная связь; 3)оптимальное сочетание централизации и децентрализации. Частные принципы: 1)социальное партнерство; 2)управление кадрами; 3)мораль и т.д. Деятельность в социальной сфере по целевому назначению вбирает в себя социальное развитие человеческих ресурсов, включающее системы здравоохранения, образования, науки, искусства, спорта, средств массовой информации; социальное обслуживание населения концентрирует свое внимание на системе бытового обслуживания, жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле товарами народного потребления и общественного питания; социальная защита населения охватывает работу систем социальной помощи, страхования, пенсионного обеспечения, условия и охрану труда, обеспечение безопасности и охраны общественного порядка.
13. ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА Профессиональная роль любого сотрудника организации неразрывно связана с выполнением им этических норм, правил поведения и взаимоотношений со своим внешним окружением (коллегами, подчиненными, клиентами и партнерами). Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Этика — это свод незафиксированных и необязательных правил и норм, в то же время их неисполнение может привести к отторжению индивида обществом. Это одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Впервые ввел данный термин Аристотель. Этика бизнеса — это не только понятие морали, но и инструмент, с помощью которого менеджер принимает свои решения. В России деловая этика только лишь совокупность моральных принципов. Для каждого типа организаций, с которыми приходится взаимодействовать, необходимо вырабатывать определенную стратегию поведения. Но существует ряд постулатов, которым надо следовать по отношению к любой организации: 1)уважение к фирме вне зависимости от того, является ли она конкурентом или нет; 2)запрет на антирекламу деятельности данной фирмы; 3)развитие партнерских отношений, т.к. когда-либо вам может понадобиться поддержка этой организации. Существуют определенные причины, по которым в последнее время происходит расширение неэтичной деловой практики. Американские менеджеры считают причинами: 1)конкурентную борьбу, которая оттесняет на второй план этические соображения; 2)усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности в квартальных отчетах; 3)неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение; 4} общее снижение значения этики в обществе, что оправдывает неэтичное поведение на рабочем месте; 5) нажим со стороны руководителей на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих. Российские менеджеры дополнительно указывают следующие причины неэтичной практики ведения дел: 1) коррупцию; 2} влияние организованной преступности; 3)низкую квалификацию и непрофессионализм менеджмента; 4)несовершенство законодательства. Этика осуществляется на нескольких уровнях. На мировом уровне менеджер осуществляет свои рабочие функции на основе общечеловеческих ценностей, которые зафиксированы в принципах международного бизнеса — Всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии. На макроуровне реализуются моральные принципы в соответствии с отраслевым или национальным кодексом, бизнес-этикой, включая уважение к частной собственности и свободной конкуренции, представление достоверной информации и отсутствие дискриминации на рынке труда. На микроуровне реализуются моральные нормы в рамках отдельного предприятия, его партнеров и конкурентов. Здесь происходит решение этических проблем частного характера. Когда возникает вопрос этической оправданности принимаемого решения, то оно оценивается с точки зрения отношения лиц, получающих от него пользу и вред. Если количество лиц, получающих пользу, больше, чем получающих вред, то решение оправданно. В организации разработка и культивирование этических норм являются не только желательными, но и практически необходимыми. При наличии системы этики межорганизационных отношений возможно добиться того, что персонал будет удовлетворен своей деятельностью, получит моральное удовольствие от работы, привлекательность организации в глазах общественности возрастет. Как следствие этого, будет повышена прибыльность компании.
14. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА Результативность менеджмента — способность системы менеджмента обеспечить достижение конечных результатов, в соответствии с поставленной целью удовлетворяющих определенную потребность и создающих условия для устойчивого развития социально-экономической системы. Условия, при которых менеджмент результативен: 1)уровень достижения цели высок, т.е. социально-экономическая система достигла конечных результатов, в которых в значительной степени реализована общая цель или миссия системы; 2)уровень удовлетворения потребности такой, при котором результаты соизмеримы с потребностью; 3)возможность расширения производства, когда определена потенциальная потребность, являющаяся основанием для формирования новой цели и создания условий устойчивого развития; 4)результативность по каждому виду функционального менеджмента достигнута. Оценка результативности деятельности менеджмента позволяет выявить возможности и направления развития организации, выявляет необходимость создания новой потребности и выпуска новой или усовершенствования выпускаемой продукции, требует диверсификации, определяет проблемы взаимодействия участников производственного процесса. Понятие «эффективный» переводится как «действенный, производительный, дающий определенный эффект». Эффективность — уровень (степень) результативности в сопоставлении с произведенными затратами. Основная функция эффективности — обеспечить за счет управленческого воздействия и взаимодействия достижение цели. Эффективность менеджмента отражает его результативность в достижении целей управляемого объекта и обеспечении социально-экономического эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затратами на управление. Экономический смысл эффективности управления заключается в обеспечении наибольшего экономического эффекта в народном хозяйстве при данных ресурсах (затратах) на управление. Социальный смысл — в обеспечении наибольшего социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление. Эффективность менеджмента = Результат/ / Использованные ресурсы, производственные затраты. Эффективность менеджмента оценивается по направлениям: постановка и обоснование цели оценки; выбор критерия отбора показателей оценки; соизмерение цели фирмы и потребности в данном виде продукции; соизмерение цели и конечного результата; соизмерение конечного результата и потребности; определение результативности менеджмента; определение ресурсообеспеченности цели; соотношение конечного результата с ресурсами; определение величины экономического эффекта; отношение экономического эффекта к величине каждого вида использованных ресурсов; отношение экономического эффекта к величине затрат на управление и др. В современной теории управления выделяются следующие виды эффективности менеджмента: 1)по средствам воздействия и взаимодействия — целевая, мотивационная, стратегическая, тактическая, ресурсная, затратная, плановая, прогнозная, программная, концептуальная, функциональная; 2)по содержанию эффекта — экономическая, организационная, социальная, экологическая; 3)по фактору времени - перспективная, текущая, оперативная; 4)по стадиям развития систем менеджмента — формирование, становление, совершенствование, реформирование; 5)по видам управленческой деятельности — маркетинговая, инновационная, инвестиционная, производственная, финансовая, коммерческая, предпринимательская; 6)по формам эффективности—системы менеджмента, управленческой деятельности, процесса управления, управленческого нововведения, деятельности менеджера и служащего.
15. МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА Термин «маркетинг» (от англ. — «рыночная деятельность»). Понятие возникло в экономической литературе США на рубеже Х1Х-ХХ вв. Маркетинг — система организации и управления хозяйственной деятельностью, максимально ориентированная на удовлетворение потребностей и запросов потребителей через рыночную конкуренцию. Конечная цель маркетинга — это получение прибыли за счет расширения объема продаж в результате проведения целенаправленной сбытовой политики. Маркетинг—система внутрифирменного управления, направленная на: 1)изучение текущего и перспективного спроса на товар на конкретном рынке или его сегменте и запросов потребителей; 2)изучение спроса, составление программы маркетинга по конкретному продукту, которая учитывает возможные издержки производства, капиталовложения, исследовательские, проектные, коммерческие и прочие расходы; 3)установление верхнего предела цены на товар, возможное ее изменение, уровня рентабельности производства продукции; 4)определение конечного результата хозяйственной деятельности фирмы. Особенность маркетинга как управленческой деятельности состоит в том, что он предполагает принятие управленческих решений на базе многовариантных экономических расчетов: 1)целесообразны ли разработка, освоение и выпуск продукции, которая ориентирована на конкретный рынок или конечного потребителя с учетом их запросов; 2)целесообразно ли проведение научно-исследовательских и конструкторских работ или закупка технологического опыта, патентов или лицензий; 3)целесообразен ли выпуск продукции в установленных объемах с учетом жизненного цикла товара; 4) возможно ли построение или реконструирование имеющихся производственных мощностей; 5)каковы источники обеспечения материальными ресурсами, условия снабжения и расчетов; 6)каковы основные направления кадровой политики для обеспечения производства различными категориями работников; 7)целесообразно ли проведение коммерческих операций, направленных на обеспечение сбыта конкретного продукта. Маркетинг включает реализацию сбытовой политики, предполагающей определение каналов и методов сбыта каждого вида продукции на соответствующих рынках; определение возможных коммерческих расходов и пр. Однако сама организация сбыта и проведение коммерческих операций относятся к оперативно-хозяйственной деятельности фирмы, на повышение экономической эффективности которой направлены все функции управления, в т.ч. и маркетинг. Маркетинговая ориентация — качественно новый подход к управлению производством. Исходным пунктом глубокого и всестороннего выявления возможностей конкретного производства путем его интенсификации и повышения экономической эффективности становится анализ платежеспособного рыночного спроса на соответствующие товары, запросов потребителя. Главное в маркетинговой деятельности — разработка программ. Благодаря маркетинговым программам в производстве находят оптимальный вариант сочетания следующие направления: 1)разработка новейших видов продукции, которые обладают новыми качественными характеристиками; 2)изменение старых видов изделий применительно к требованиям и запросам конкретных покупателей; 3)использование собственных новейших научно-технических разработок и усовершенствование с помощью них выпускаемой продукции; 4) применение приобретенных патентов и лицензий, на основе которых создаются новые виды продукции. Маркетинговая программа определяет оптимальную структуру (номенклатуру, ассортимент, количество, качественные параметры намечаемой к выпуску продукции) производства, ориентированного на получение желаемого уровня прибыли и рентабельности отрасли.
16. АЗИАТСКИЙ СТИЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА Возникновение азиатской модели менеджмента обусловлено спецификой стран Азии, пронизанной религиозной философией и мировоззрением. Для стран Азии использование западной модели было не только неэффективно, но и нежизнеспособно. В связи с этим возникла необходимость формирования своей специфической модели менеджмента, которую назвали азиатской. Наиболее активно и плодотворно разработка новой специфической модели, концепции менеджмента происходила в Японии. Менеджмент в Японии отражает ее исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Основные черты японского менеджмента связаны с менталитетом народа. Коллективизм — коллективное, единогласное принятие управленческих решений; коллективная ответственность; коллективный контроль; ориентация управления на группу; оплата труда по показателям работы группы. Бережливость — максимальная экономия на системе управления, экономия ресурсов, использование безотходных технологий. Аккуратность — высокое качество, высокая культура управления, высокая исполнительность, управленческая установка на непрерывный рост качества. Практицизм — формирование нестандартной системы управления, приведение ее в соответствие с конкретными целями и задачами. Высокая приспособляемость к новизне — восприимчивость нововведений, ориентация на быстрое их внедрение, массовая покупка патентов и лицензий, позволяющая достигать высоких результатов в производстве. Патернализм. Между менеджерами и подчиненными складываются личные неформальные отношения, происходит продвижение по службе по старшинству и стажу работы, замедленная оценка работы и служебный рост, руководитель — это отец коллектива, он координирует и контролирует деятельность подчиненных. Трудолюбие определяет высокую производительность при всех прочих равных условиях; отсутствие жестких управленческих решений по отношению к персоналу. П
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |