Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управления

ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СУЩНОСТЬ ПРАВОВЫХ И НЕПРАВОВЫХ

Органы государственного управления осуществляют свои фун­кции и полномочия, используя в комплексе систему разнообразных форм. Они устанавливают определенные правила поведения, дают конкретные пре­дписания, проводят проверки и ревизии, организуют инструктивные сове­щания и т.д. Все формы взаимосвязаны, ни одна из них не может заменить остальные.

Под формами государственного управления понимаются внешнее выражение содержания, рамки конкретным управленческих действий, совершаемых непрерывно органами государственного управления, служащими их аппарата.

Основные формы деятельности органов управления, получив­шие широкое распространение в практике, урегулированы нормами админис­тративного права, прежде всего законами или положениями о соответств­ующих органах, регламентами их работы. Применение форм, закрепленных нормами права, влечет конкретные юридические последствия.

Ряд форм управленческой деятельности, выработанных прак­тикой, юридически не определены и непосредственных правовых последст­вий обычно не вызывают. Лишь в отдельных случаях административно- пра­вовыми нормами устанавливается общий порядок их использования. Следо­вательно, в управленческой деятельности применяются во взаимосвязи как правовые, так и неправовые формы.

При этом использование неправовых /организационных/ форм расширяется, что вызвано усилением организаторской работы, инструктирования, конт­роля, необходимостью более глубокого анализа деятельности подчиненных объектов, обобщения и внедрения передового опыта, сокращения количес­тва юридических предписаний и т.д.

Современная система форм государственного управления состоит из таких их видов: издание правовых актов управления /нормативных и индивидуальных/; совершение организационных действий; осуществ­ление материально-технических операций и юридически значимых действий. Определенное распространение получило заключение административных сог­лашений /например, между ректоратом вуза и администрацией производст­венного объединения о творческом содружестве.

В издании правовых актов органами управления наиболее гл­убоко проявляется административно-властный характер их деятельности, реализация закрепленной за ними компетенции.

 

СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Акт государственного управления - это подзаконное офици­альное решение, принятое органом государственного управления или его должностным лицом в пределах их компетенции в односторонне-властном порядке с соблюдением надлежащей процедуры и установленной формы и по­рождающее юридические последствия.

 

Значение актов управления как одного из юридических вари­антов управленческих решений состоит в том, что посредством их целесообразного и обоснованного издания и последующей реализации органы го­сударственного управления, их должностные лица разрешают от имени го­сударства те или иные вопросы на основе или во исполнение законов, в пределах своей компетенции. Акты управления юридически отражают власт­ное волеизъявление управляющих субъектов, их функции и компетенцию, служат эффективным организационным средством решения стоящих перед ни­ми задач.

По своей сущности, правовой природе и содержанию акты го­сударственного управления отличаются от актов иных государственных органов. Так, различие актов управления и законов состоит в том, что пе­рвые принимаются исполнительно-распорядительными органами, а вторые -голосованием. Содержание акта управления всегда подзаконно: издание нового закона может потребовать внесения изменений в соответствующие акты управления.

В управленческой деятельности широко используются различ­ные служебные документы. Они отличаются от актов управления тем, что юридических последствий не вызывают, хотя часто служат основанием для издания актов. Основными юридическими свойствами актов управления вы­ступают подзаконность, официальность, административно-властный харак­тер, наличие определенной формы, наступления в результате принятия ак­тов правовых последствий.

Все акты государственного управления целесообразно классифицировать по: юридическим свойствам; действию в пространстве и во времени; характеру компетенции органов, издавших акты; наименованию.

По юридическим свойствам акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные и смешанные. Нормативные акты состоят из правовых норм, а индивидуальные - из решений, относящихся к конкретным вопросам. В смешанном акте содержатся одновременно нормативные предпи­сания и конкретные решения. По действию в пространстве акты управления группируются на: действующие в пределах определенной территории; отно­сящиеся к данной сфере, отрасли или подотрасли; локального характера.

По действию во времени различают акты, ограниченные и не ограниченные сроком применения. По характеру компетенции органов, из­дающих акты, различают акты органов общего, отраслевого и межотрасле­вого направления.

Главное требование оптимальности, предъявляемое к актам, прежде всего к нормативным, - научная обоснованность и социальная цен­ность.

Акты государственного управления должны отвечать объекти­вным тенденциям политического и социально-экономического развития, со­временной обстановке, обязательно учитывать общественное мнение, быть экономически обоснованными /целесообразными/; приниматься своевремен-ио. Важно, чтобы акт управления отличался экономичностью, т.е. намечая правильную цель, обеспечивал ее достижение с максимальными результата­ми и наименьшими затратами, четко определял средства и методы реализа­ции. В его содержании необходимо предусматривать эффективный механизм контроля за реализацией предписаний, условия повышения персональной ответственности исполнителей за порученное дело. Он должен быть реаль­ным, глубоко обоснованным, взаимосвязанным и согласованным с содержа­нием других актов, разрабатываться посредством применения научных ме­тодов, использования средств и приемов нормотворческой техники.

Требования оптимальности обязательно предполагают учет воспитательного эффекта действия акта. Текст акта должен быть крат­ким, предельно ясным для исполнителей и грамотным.

Важнейшее условие оптимальности актов управления заклю­чается в строгом соответствии их содержания требованиям законности.

В практике не единичны случаи, когда акт управления отме­няется /изменяется/ еще до окончания срока действия. Отмена осуществ­ляется органом, принявшим акт, или вышестоящим, если такое право ему предоставлено. Наряду с отменой актов управления возможно приостанов­ление их действия в случаях, когда вышестоящий орган считает акт неза­конным или нецелесообразным, но не наделен правом его отмены. Приоста­навливается исполнение постановления по делу об административном пра­вонарушении, если оно обжаловано или опротестовано прокурором. Послед­ствиями приостановления акта будут временное прекращение его действия /до рассмотрения жалобы, протеста/, повторное рассмотрение акта орга­ном, который его издал, или вышестоящим органом. Возможность отмены незаконных актов, приостановление их действия служат одним из важных средств устранения нарушений законности, укрепления правопорядка.

 

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Методы государственного управления - это разнообразные способы, приемы непосредственного и целенаправленного воздействия ор­ганов управления, их должностным лиц на волю и сознание управляемых /подчиненных органов, граждан/. Они проявляются в формах управления, выражая взаимодействие субъектов и объектов управления, установившиеся между ними связи» В методах управления отражаются воля государства, принадлежащие органам управления полномочия юридически-властного хара­ктера» Основу всех методов государственного управления составляет оп­тимальное соотношение убеждения и принуждения, отличающихся универсальным характером. Они свойственны любой Форме управления.

Метод убеждения выступает главным в управленческой дея­тельности, поскольку интересы управляющих и управляемых в обществе, стоящие задачи перед ними - едины. В целях выполнения поставленных задач, соблюдения законов, общеобязательных правил в управленческой деятельности используются различные средства убеждения - разъяснение, воспитание, наглядная агитация, показ и распространение опыта, мораль­ное и материальное стимулирование, повышение политической культуры.

Убеждение и принуждение в рациональном соотношении прони­зывает иные общие и конкретные методы управления. Их можно классифици­ровать по трем основаниям: намеченная цель, сущность воздействия и его степень. Исходя из намеченной цели, различаются методы: разработка управленческих программ и мероприятий, контроль исполнения, анализ и оценка полученных результатов. Сущность воздействия как критерий клас­сификации позволяет выделить методы административные или экономичес­кие. По степени воздействия методы управления подразделяются на регу­лирования, руководство и непосредственное управления» Регулирование заключается в определении главных направлений и программ развития дан­ной отрасли управления, выделении капиталовложений и материальных ре­сурсов, принятии соответствующих законодательных актов и основных пра­вил, осуществлении общих мероприятий по реализации намеченных заданий» Для руководства характерно разрешение важнейших вопросов развития от­расли, установление плановых заданий и нормативов, осуществление конт­роля за их выполнением, определение конечных результатов. Специфика непосредственного управления выражается в прямом и непрерывном воздей­ствии на управляемые объекты в рамках, намеченных в процессах регули­рования и руководства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Местное самоуправление | Виды и порядок наложения административных взысканий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.