Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение психодиагностических задач. Специфика психодиагностических тестов. Характеристики психодиагностических методик

Психодиагностические задачи могут решаться различными способами, при использовании:

1. клинических экспертных методик (основанных на качественных экспертных оценках).

2. стандартизированных тестовых методов.

К клиническим экспертным методикам относятся:

1. Длительное наблюдение за обследуемым, совершаемое в ходе оказания ему помощи (в ходе консультирования, психотерапии).

2. Наблюдение за обследуемым в реальных условиях его жизни.

Эти способы дают очень ценные сведения, однако они крайне трудоёмки, не всегда доступны и дают информацию не до начала работы психолога, но уже в ходе такой работы. Такие методики наиболее эффективны, если по их результатам сам психолог-диагност проводит коррекцию, психотерапию или тренинг с данным обследуемым человеком. Они более эффективны в руках опытных профессиональных психологов, позволяют глубже и точнее проникнуть в особенности личности конкретного человека, но требуют много времени на индивидуальную работу с данным человеком.

Поэтому в психодиагностике получили распространение специальные психодиагностические методики - тесты. Тесты обладают следующими особенностями:

1. позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки.

2. представляют информацию не вовсе о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности, самоотношении, чувстве юмора, наиболее отчётливых личностных чертах).

3. информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми.

4. информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Из всех существующих методик на сегодняшний день тесты являются наиболее распространенными. Тесты - краткие стандартизованные пробы, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических особенностей человека по определенным параметрам.

Тесты классифицируются по форме, содержанию и цели психологического тестирования.

1. По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными.

2. Каждый тест имеет несколько составных частей: инструкцию по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных. Задания теста, сгруппированные в субтесты (группы заданий, объединенные одной инструкцией), помещены в специальной тестовой тетради (тестовые тетради могут быть использованы многократно, поскольку правильные ответы отмечаются на отдельных бланках).

Основным недостатком групповых тестов является снижение возможностей у экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их. Кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за функциональным состоянием испытуемых, таким как тревожность, утомление и др. Эти вопросы находят своё решение в компьютерной психодиагностике.

Типы тестов.

По содержанию тесты могут быть сведены в несколько групп:

1 тесты интеллекта

2 тесты способностей

3 тесты достижений

4 личностные тесты

5 тесты на выявление межличностных отношений.

 

Вопросы:

1 Охарактеризуйте клинические экспертные методики, их достоинства и недостатки.

2 Что относится к клиническим экспертным методикам.

3 Что такое тесты. Причина их появления.

4 Опишите группы тестов по содержанию.

5 Достоинства и недостатки тестов.

6 Какими особенностями обладают психодиагностические тесты.

7 Что такое малоформализованные методики.

8 Что такое высокоформализованные методики

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура психодиагностики | Функции и происхождение психологического тестирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.