КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции и происхождение психологического тестирования
Моральные принципы проведения психодиагностического исследования.
1. Психолог-диагност несет всю полноту ответственности за возможный моральный ущерб, в том числе за ущерб для соматического и нервно-психического здоровья, который может быть причинен испытуемому при неправильном проведении психодиагностического обследования. 2. Профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов. 3. Принцип обеспечения суверенных прав личности: человек не должен подвергаться обследованию обманным путем, он должен знать, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть приняты. 4. Принцип объективности - обследование должно быть беспристрастным, в рамках доброжелательного нейтрального общения с испытуемым, без проявления симпатии или антипатии, без оказания помощи и подсказок. 5. Принцип конфиденциальности - вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть конфиденциальной и может быть доступна только для тех, для кого она предназначена. 6. Принцип психопрофилактического изложения результатов -результаты диагностики должны быть преподнесены в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку испытуемого контексте.
Вопросы: 1 Назовите моральные принципы проведения психодиагностического исследования. 2 Почему вопросы моральных принципов важны в психодиагностике.
Психологическое тестирование- относительно молодое направление в одной из самых молодых наук. Задача психологического тестирования- измерить различия между индивидами или между реакциями индивида в разных условиях. Одной из проблем, побудивших к разработке психологических тестов явилось выявление умственно отсталых. 1. Важная область применения определённых видов психологических тестов (обследование правонарушителей, лиц с эмоциональными и другими типами отклонения в поведении). 2. Серьёзным импульсом (на Западе) к развитию тестов стали проблемы, возникающие при обучении. (Распределение детей по способностям, в соответствии с которым применяются разные типы школьного обучения, выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и одарённых - с другой, оценка причин академической неуспеваемости, учебные и профессиональные консультации учащихся средних школ и колледжей, отбор в профессиональные школы - лишь некоторые примеры использования тестов в образовании). 3. Отбор и распределение персонала на промышленных предприятиях- ещё одно обширное приложение психологических тестов. Психологическое тестирование при отборе и распределении военнослужащих (в первую мировую войну крайне незначительно, во вторую мировую войну чрезвычайно возрастает, расширяются границы применения и вариативность). Первые психологи- экспериментаторы. Психологи- экспериментаторы ХIХ века измерением индивидуальных различий не занимались. Их целью было создание обобщённых характеристик человека. Особенности воспринимались ими как неизбежное зло, ограничивающее применение обобщений. Подобное отношение к индивидуальным различиям господствовало и в психологической лаборатории В. Вундта. Первые психологические эксперименты выявили необходимость строгого контроля условий проведения наблюдений. Была доказана необходимость проведения наблюдений испытуемых в стандартных условиях, и стандартизация процедуры стала одним из отличительных признаков психологических тестов. Фрэнсис Гальтон. Английский биолог Ф.Гальтон- один из тех, кто положил начало тестированию. Его многочисленные и разнообразные исследования определяют интерес к наследственности у человека. Гальтон осознавал необходимость измерения характеристик людей, состоящих и не состоящих в родстве. Ф. Гальтон разработал большинство простых тестов, применявшихся в его лаборатории. Многие из них существуют до сих пор: линейка Гальтона, свисток Гальтона, градюированная серия разновесов для измерения кинестетического различения. Ф Гальтон полагал, что тесты сенсорного различения могут служить средством оценки интеллекта человека. Он был первым, кто применил оценочные шкалы, анкетирование и технику свободных ассоциаций, впоследствии используемые для самых различных целей. Ещё одной заслугой Ф. Гальтона была разработка математической статистики для анализа данных по индивидуальным различиям. Джеймс Маккин Кеттелл и "умственные тесты". Термин "умственный тест" впервые появился в 1890 году в статье Кетелла. В этой статье описывалась серия тестов, ежегодно применявшихся для определения интеллектуального уровня студентов колледжей. Тесты применялись индивидуально и содержали измерения мышечной силы, скорости движения, чувствительности к боли, остроты зрениря и слуха, различения веса, времени реакции памяти и т. п. Альфред Бине и интеллектуальные тесты. Бине и его сотрудники много лет посвятили эффективным и оригинальным исследованиям способов измерения интеллекта (измерение черепа, лица, формы рук и анализ почерка). Результаты убеждали, что непосредственное, хотя и грубое, измерение сложных интеллектуальных функций наиболее эффективно. А. Бине в сотрудничестве с Т. Симоном создал первую шкалу Бине- Симона. Шкала состояла из 30 заданий или тестов, расположенных по возрастающей трудности. Уровень трудности определялся эмпирически, пред'явлением тестов 50 нормальным детям в возрасте от 3 до 11 лет, нескольким умственно- отсталым детям и взрослым. Самый удачный вариант, разработанный под руководством Термена в Станфордском университете, известный как шкала Станфорд- Бине. Именно в этом варианте был впервые использован коэффициент интеллектуальности (IQ). Групповое тестирование. Тесты Бине, как и позднейшие их переработки могут быть применены одновременно только к одному человеку. Эти тесты не могут быть использованы для группового использования. Для тестов Бине характерно и то, что они нуждаются в высококвалифицированном экспериментаторе. Груповое тестирование было создано в ответ на настоятельную потребность практики. В начале XX века (1917 год) в США возникает необходимостью определить интеллектуальный уровень полутора миллионов новобранцев. Тесты, которые создали военные психологи, стали называться: 1. армейский альфа (предназначался для общего обычного тестирования). 2. армейский бета (рассчитан на неграмотных и новобранцев иностранного происхождения, которые не могли ответить на задания на английском языке). Оба теста можно было использовать в больших группах людей. По окончанию войны эти тесты начинают использоваться в гражданской службе, они неоднократно перерабатывались и стали образцом для большинства групповых тестов интеллекта. Поскольку групповые тесты создавались как средства массового тестирования, то их инструкции и процедура проведения были достаточно просты и экспериментатору требовался минимум обучения. Школьные учителя стали использовать тесты в своих классах, студенты колледжей перед зачислением проходили стандартную проверку, исследовались заключённые. Вскоре IQ был признан общественность. Развитие психодиагностики в России. Развитие психодиагностики в России шло неравномерно. Интенсивное развитие психодиагностики в 20-х и начале 30-х годов оказалось затем приостановленным благодаря неконтролируемому, непрофессиональному и расширительному использованию тестов. В результате в развитии отечественной психодиагностики наметилось отставание, которое стало интенсивно преодолеваться в 70-е и 80-е годы. Большую роль в этом сыграл Ленинградский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева. Вопросы: 1 Почему знания о первых психологах- экспериментаторах необходимы в психодиагностике. 2 Что явилось одной из проблем, побудивших к разработке психологических тестов. 3 Назовите первых психологов- экспериментаторов. 4 Как понимались "тесты интеллекта" в начале XX века. 5 На чём акцентировалось внимание первых психологов- экспериментаторов в личности- на общем или на индивидуальном. 6 Что такое групповое тестирование, когда, где и по какой причине оно возникло.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |