Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели принятия решений

Наиболее распространенными являются три модели принятия решения:

· классическая;

· ограниченной рациональности;

· ретроспективная.

Классическая модель процесса принятия управленческого решения

обеспечивает хороший результат при наличии следующих условий:

· проблемы понятны;

· цели решения ясны;

· критерии и их значимость согласованы;

· альтернативы известны;

· последствия реализации решения предсказуемы;

· лицо принимающее решение не выступает против решения проблемы и

учитывает возможные последствия ее реализации, ищет альтернативы, максимизирующие результат, и получает всю необходимую информацию.

В реальной действительности и практике такие условия существую не всегда, что и ограничивает возможности использования данной модели.

Модель ограниченной рациональности. В практике условия для принятия оптимальных решений существуют редко. Процесс, как правило, протекает в условиях неопределенности, субъект решения не всегда может объективно установить критерии оценки, приоритеты в их значимости, тем более, что и сами представления об их важности могут меняться при разных обстоятельствах. Информация также ограничена, что не позволяет использовать в процессе выработки и принятия решения все возможные варианты и оценки.

Поэтому на практике нередко используется альтернативная модель ограниченной рациональности, позволяющая принимать не оптимальное, а удовлетворительное решение, которое считается «достаточно хорошим», так как отвечает поставленным ограничениям и обеспечивает улучшение проблемной ситуации.

Упрощенная модель ограниченной рациональности описывает наиболее значимые черты проблемы без охвата всей ее сложности, использует ограниченное число критериев (чаще всего те, которые уже испытаны и в прошлом давали неплохие результаты).

В составе модели выделяются следующие этапы:

1. Формулирование цели, которая должна быть достигнута.

2. Определение значений критериев, которые можно считать приемлемыми.

3. Использование эвристического подхода для поиска

удовлетворительного решения. Эвристика – наука о продуктивном творческом мышлении, основу методов которой составляет размышления и прошлый опыт. Механизм поиска предполагает последовательное во времени рассмотрение предлагаемых вариантов решений. Если первая альтернатива не удовлетворяет выдвигаемым критериями или оценивается как неработоспособная, то ее отбрасывают и переходят к изучению следующего варианта. Так поступают до тех пор, пока не появится приемлемый вариант, после чего поиск прекращается и остальные альтернативы не оцениваются. Такой подход позволяет сократить число изучаемых вариантов и время принятия решения.

4. Если среди предлагаемых вариантов не находится ни одного

удовлетворительного, производится снижение уровня требований, что вызывает повторение первого и второго этапов для поиска нового альтернативного решения. Чаще всего такие альтернативы являются наиболее очевидными или повторяют прошлые решения, принятые в аналогичной ситуации.

5. Найденное удовлетворительное решение оценивается с позиций его

практической реализуемости.

6. Принятие решения, отвечающего всем перечисленным выше

требованиям.

7. Наблюдение за ходом выполнения принятого решения, оценка затрат и

внесение корректировок по будущим решениям.

При таком подходе очень важна последовательность, в которой

рассматриваются варианты (в отличие от рациональной модели, в которой последовательность не имеет значения, так как оцениваются все возможные альтернативы). Даже если просмотр возможных вариантов продолжается, это делается чаще всего для подтверждения обоснованности уже сделанного выбора. Прошлый опыт является решающим фактором при выборе альтернативы, поэтому предпочтение отдается той альтернативе, с которой лицо принимающее решение сталкивалось на собственной практике.

Ретроспективная модель известна еще и как модель безусловного предпочтения. Ретроспектива – это обзор прошлых событий, обращение к прошлому. Эта модель базируется на интуитивном выборе решения, которое принимается как наиболее приемлемое и базируется на прошлом опыте лица, принимающего решение. Процесс принятия решения при этом строится таким образом, чтобы обосновать заранее выбранный вариант, используя при этом весь арсенал научных доказательств. Процесс проходит в четыре этапа:

1. Лицо, принимающее решение принимает вариант, базируясь на

своем прошлом опыте, интуиции и предпочтениях.

2. Принявший вариант решения руководитель убеждается в

рациональности своих действий, в логичности и обоснованности своего выбора.

3. Производится обоснование правильности принятого решения путем

рассмотрения факторов, оказывающих на него влияние, с использованием научных методов.

4. Решение принимается, организуется его реализация и процесс

наблюдения за ней.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цели и методология процесса разработки управленческих решений | Интуитивно-волевые методы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.