Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные, кросскультурные исследования. Основаны на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах

Когортное. Изучают специфические совокупности людей в течение определенного времени (года), переживших одновременно одно и то же событие (вступление в брак, призванные в армию, поступившие в вуз и т.д.).

III. Специальные виды соц. исследований.

Точечное (разовое);

Аналитическое

Описательное.

Разведывательное (пилотажное, зондажное).

Логическая структура показывает, на выявление каких характеристик и свойств предмета направлен то или иной блок вопросов, порядок расположения вопросов в инструментарии.

Логическая структура инструментария.

Определение обследуемой совокупности. Выделение объекта. Объект может быть большой. Сплошное или выборочное исследование. Если выборочное, то описывается выборка.

Логические схемы ее математической обработки.

Логическая структура инструментария для сбора этой информации

Характеристика используемых методов сбора социологической информации

Определение обследуемой совокупности

Формулировка рабочих гипотез.

Логический анализ основных понятий (интерпретация и операционализация);

Определение объекта и предмета;

Указание цели и задач;

Формулировка и обоснование проблемы;

2 часть Методическая, которая включает:

Инструментарий – методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной социологической информации (анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксирования наблюдения и т д).

Первичная социологическая информация – полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения (ответы на вопросы анкеты, интервью), подлежащие в дальнейшем обработке и обобщению.

 

Виды КСИ. I. В зависимости от глубины, масштаба, характера поставленных задач, выделяют:

II. В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике:

2. повторное:

· панельное – изучение одной и той же социальной проблемы через определенный интервал времени по единой программе и методике;

· лонгитюдное – повторное изучение одной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам с использованием единого инструментария.

1. Монографическое. Нацелено на всестороннее, «глобальное» исследование социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов. Например: работа А.Б. Большакова «Деревня (1917-1927 гг.)».

IV. По сферам общественной жизни: социально-экономические, социально-политические, социально-педагогические, социально-психологические и т. д.

V. По масштабу объекта исследования: сплошные, выборочные, локальные, региональные, отраслевые, общегосударственные, международные.

VI. В зависимости от метода сбора информации: наблюдение, анализ документов, опрос (анкетный, интервью, тестирование, экспертиза), экспериментальные исследования.

Под методами социологического исследования подразумеваются конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании.

В социологии широко применяются методы психологии, демографии, истории, географии, математики, статистики и других наук. В зависимости от типа социологического исследования (теоретическое, эмпирическое; прикладное, описательное, прогностическое; полевое, лабораторное и клиническое и т.д.) используются различные методы: наблюдение, сбор информации, массовое обследование, свободное интервью или формализованное, выборочные и т.д.

Дедукция (выведение) – переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего.

Индукция (наведение) – обобщение из опыта.

 

  1. Опрос как метод сбора социологической информации

Метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации.

 

Социальная и социологическая роль опросов

 

Задача опросов в обществе – обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.

Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.

Выделяют 2 вида опроса: анкетирование и интервью.

АНКЕТИРОВАНИЕ

Вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкеты.

Компоненты: социолог, анкета, респондент.

Анкета – система вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме.

Структура анкеты.

Классификация:

I. В зависимости от численности: индивидуальное и групповое.

II. По способу доставки анкеты: раздаточное, почтовое, прессовое.

III. По месту проведения: по месту жительства; работы и учебы; в целевых аудиториях (зрители кинотеатра и т.д.).

 

Вопрос анкеты – высказывание, рассчитанное на получение информации, позволяющей операционализировать признаки изучаемого явления.

Классификация

I. По содержанию: о фактах сознания (мнения, ожидания, планы); о фактах поведения; о личности респонденты (паспортичка); о знаниях.

II. По форме: закрытые и открытые; прямые и косвенные.

III. По функциям: основные и не основные: вопросы-фильтры и контрольные.

 

ИНТЕРВЬЮ

Метод получения социологической информации путем непосредственного общения интервьюера и респондента, при котором исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы.

Классификация интервью

- по степени формализации: свободное, стандартизованное, полустандартизованное;

- по процедуре проведения: панельное, клиническое, фокусированное (внимание как бы фиксируется на определенной конкретной проблеме. Предполагается включение респондента в ситуацию, связанную с проблемой), ненаправленное и т.д.;

- по типу опрашиваемых респондентов: с экспертом, с ответственным лицом, с рядовым респондентом;

- по способу общения между исследователем и респондентом: явные, телефонные, скрытые и т.д.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы социологического исследования | Сравнение анкетирования и интервьюирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.