Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнение анкетирования и интервьюирования

 

Характеристика положительные отрицательные
Анкетирование 1) большой объем выборки 2) простота технической стороны «поверхностный» слой мнений
Интервьюирование 1) Изучение глубинных мотивов и мнений. Возможность вести наблюдение за психологической реакцией. 2) личный контакт – максимальная реализация вопросника 3) серьезное отношение к опросу 1) поиски психологического контакта 2) значительные материальные и временные затраты 3) трудоемкость подготовки интервьюера 4) проблема анонимности

 

  1. Анализ документов в социологии

 

Классическим примером документального исследования в зарубежной социологии является работа У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», материалом для написания которой были письма польских эмигрантов. Авторы случайно приобрели на почте невостребованные письма и подвергли их социологическому анализу, что положило начало не только использованию метода анализа документов в социологии, но и новому направлению в социологических исследованиях. Этот метод использовался неоднократно и в отечественной социологии. Наиболее показательна здесь работа В. Ленина «Развитие капитализма в России», созданная на основе переосмысления данных российской земской статистики.

 

Понятие документ в социологии.

Классификация

1. По форме изложения: статистические и вербальные.

Статистические - содержат данные и суждения в числовой форме, обычно систематизированныеи сведенные в таблицы, графики, схемы и т.д. (переписи, статистические отчеты и т.п.).

Вербальные – описывают социальные явления, признаки и процессы в форме текста (материалы партийных. Государственных органов, отчеты и т.п.).

2. По общественной значимости: официальные и неофициальные.

Официальные – носят «служебный» характер, т.е. в той или иной форме были составлены и утверждены государственными органами, учреждениями и т.п. (решения и документы государственных, партийных, правительственных, хозяйственных, финансовых органов).

Неофициальные – данные, составленные по личному поводу и не имеющие «официального» подтверждения (письма, автобиографии и т.д.).

3. По способу фиксации информации: письменные, (в т.ч. пресса, справочники, художественная литература) иконграфические (кино-видео- и фотодокументы), фонетические).

Два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ).

Традиционный анализ: Внешний и внутренний анализ документа. Внешний – анализ «исторического контекста» и обстоятельств его появления. Внутренний – непосредственный анализ документа, направленный на выявление различия между фактическим и литературным содержанием, установление уровня компетентности автора, систематизацию сведений. Недостаток – возможность субъективной интерпретации материала.

Формализованный анализ документальных источников: контент-анализ. Применяется, когда требуется высокая степень точности при наличии обширного и несистематизированного материала; когда текстовый материал нельзя охватить без суммарных оценок.

Смысловые (качественные) единицы анализа и единицы счета. Два типа количественных мер (единиц измерения): единицы протяженности и единицы частоты.

  1. Наблюдение как метод социологического исследования

Метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятие исследуемого объекта.

Существенных признаки социологического наблюдения

Во-первых, оно должно быть направлено на социально важные области, т. е. на те обстоятельства, события и факты, которые являются существенными для развития личности, коллектива, и в этом оно должно соответствовать социальному заказу со стороны общества.

Во-вторых, наблюдение следует проводить целенаправленно, организованно и систематизировано. Необходимость этого определяется тем, что, с одной стороны, наблюдение является совокупностью сравнительно простых процедур, а с другой стороны, объект социологического наблюдения отличается большим разнообразием свойств и существует опасность «потерять» наиболее существенные из них.

В-третьих, наблюдение в отличие от других социологических методов характеризуется определенной широтой и глубиной. Широта наблюдения предполагает фиксацию как можно большего количества свойств объекта, а глубина — выделение наиболее значимых свойств и наиболее глубинных и сущностных процессов.

В-четвертых, результаты наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению. Хорошей памяти здесь мало, нужно применять процедуры протоколирования, унификации данных, кодирования языка и др.

В-пятых, наблюдение и обработка его результатов требуют особой объективности. Именно специфика проблемы объективности в социологическом наблюдении и отличает его от наблюдения в естественных науках.

 

Классификация

I. По степени формализации процедуры

1. структурализованное (контролируемое) – по заранее разработанному плану. Социолог знает, что и как будет делать. Если заранее знаком с предметом исследования.

2. неструктурализованное (неконтролируемое). Определен только объект наблюдения. Проводится на начальном этапе исследования, когда надо определить проблемную ситуацию, получить более конкретное знание об объекте.

II. По положению наблюдателя

1. включенное – социолог в той или иной мере сам непосредственно «включен» в изучаемый объект, находится в прямом контакте с наблюдаемыми и участвует вместе с ними в ситуации.

а) полное. Не знают. б) неполное: наблюдатель не скрывает своей роли.

2. невключенное. Наблюдает со стороны. Не участвует в деятельности группы. Не вступает в контакт.

III. По условиям организации

2. полевое – в естественных условиях, реальных жизненных ситуациях

3. лабораторное – объект находится в искусственно созданных условиях.

IV. По регулярности проведения

1. систематическое – регулярность фиксации действий, ситуации, процесса в течение определенного времени.

2. случайное – наблюдению подвергается ранее не запланированные действия и ситуации.

В самом общем виде процедура социологического наблюдения предусматривает такой порядок исследовательских действий социолога.

1. Определение цели и задач наблюдения (для чего наблюдать и с какой целью?).

2. Выбор объекта и предмета наблюдения (что наблюдать?).

3. Выбор ситуации наблюдения (в каких условиях наблюдать?).

4. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?).

5. Выбор способа регистрации наблюдаемого события (как вести записи?).

6. Обработка и интерпретация полученной при помощи наблюде­ния информации (каков результат?).

Преимущества: непосредственность наблюдения.

Недостатки:

- вмешательство исследователя;

- возможности человеческого восприятия ограничены;

- нельзя выявить мнения, суждения;

- фиксируются слова, некоторые формы поведения. Эмоции трудно записать однозначно;

- трудоемко, затратность.

 

  1. Эксперимент как метод сбора и анализа эмпирических данных

с целью проверки гипотез относительно причинных связей между явлениями

Схема эксперимента

  1. выдвижение гипотез
  2. выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного объекта)
  3. определение нейтральных, факторных (будем менять) и контрольных (будем отслеживать) характеристик объекта.
  4. подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных связях между явлениями.

 

Классификация

1. по характеру объекта и предмета исследования: социологическое, экономическое, правовое, социально-психологическое.

1. По специфике поставленной задачи: научные, прикладные, проективные (на будущее), ретроспективные, однофакторные, многофакторные.

2. по характеру экспериментальной ситуации: контролируемые и неконтролируемые.

3. по логической структуре доказательств гипотезы: параллельные и последовательные

Экспериментальная группа – подвержена воздействию экспериментального фактора.

Контрольная – данный фактор отсутствует.

 

 

  1. Методы измерения социальной информации

 

Измерение различных сторон и свойств социальных явлений связанно с использованием таких фактов, которые могут служить их количественной (числовой) характеристикой: предметы, события, акты, поступки, оценки и суждения и т.д.

Все факты, которые используются для социологического измерения называются – индикаторы. Они расположены в той или иной последовательности по позициям и образуют шкалу измерения. Всем индикаторам характерны характеристики – варианты ответов на вопросы.

Шкала – это измерительная часть инструментария, оценивающая эмпирические индикаторы (внешние признаки измеряемых социальных свойств), расположенная в определенной последовательности по позициям.

Вилы шкал:

1. Номинальная – шкала наименований, состоящая из перечня качественных объективных характеристик (пол, возраст, рост занятий и т.д.), или мотивов, установок, мнений.

2. Ранговая (порядковая) – шкала упорядочивания проявлений изучаемого свойства в строгом порядке (от наиболее значимого к наименее, или наоборот).

Например:

- максимально положительный ответ

- положительный

- нейтральный

- отрицательный

- максимально отрицательный

3. Интервальная (метрическая) – шкала разностей (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального свойства, присвоение этим делениям баллов или числовых значений.

Основные требования к шкалам (характеристики):

Валидность – зависит от правильности выбора индикатора и выражается в том. Что использованная шкала измеряет то свойство или качество изучаемого явления. Которое требовалось измерить.

Полнота – необходимо учесть все варианты ответа на вопрос. Все значения индикатора.

Чувствительность – способность выявить отношение респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации (шкала с 3, 5, 7, 11, до 100 позиций).

Точность – характеристика результата измерения, которая зависит прежде всего от степени совпадения полученных числовых данных о свойствах. Сторонах изучаемого явления с их истиной величиной.

Надежность – устойчивость по отношению к измерению характеристик объекта во времени.

 

  1. Методы социометрии

От лат. Socius – товарищ, соучастник и metrum – измерение. Один из методов изучения малых социальных групп. Основоположник – Джекоб Морено.

Цель – изучение социальных ролей внутри малых групп, измерение взаимоотношений в группе в целом.

 

Контрольные вопросы для самопроверки знаний студента:

 

1. На каком этапе социологического исследования разрабатывается программа?

2. В каком случае при проведении социологического исследования используется выборочный метод?

3. Чем проблема исследования отличается от проблемной ситуации?

4. Чем анкетирование отличается от интервью?

5. Чем формализованное интервью отличается от анкетирования?

6. Почему опрос является самым распространенным методом сбора социологической информации?

7. Чем анализ документов отличается от других методов социологических исследований?

  1. В каком случае при анализе документов используется контент-анализ?

9. Чем научное наблюдение отличается от обыденного?

10. Какие существуют первичные методы обработки исходной информации?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международные, кросскультурные исследования. Основаны на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах | Понятие и типологии общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.