КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальный прогресс. Модернизация и индустриализация
Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – тип направленного развития какого-либо объекта, характеризующийся переходом от низших к высшим формам его организации, от менее совершенных к более совершенным его состояниям. Понятие прогресса соотносительно с понятием регресса (от лат. regressus – обратное движение), содержание которого составляют процессы деградации объекта, понижения уровня его организации, перехода к менее совершенным состояниям. Социальный прогресс – направленный процесс, который неуклонно приводит систему все ближе к более предпочтительному, лучшему состоянию (по мнению большинства исследователей – к реализации определенных ценностей этического порядка: счастью, свободе, процветанию, знаниям). Представление об определенной направленности происходящих в природе и обществе изменений возникло в глубокой древности, однако первоначально оно было чисто оценочным. В развитии доиндустриального общества многообразие и острота политических событий сочетались с крайне медленным изменением социально-экономических основ общественной жизни. Для большинства мыслителей Древнего Востока и античности история представляла собой простую последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное. В целом же она изображалась либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Конфуций, Аристотель, Полибий), либо как регрессивный процесс, развитие общества по нисходящей от «лучшего» к «худшему» (Платон, Сенека). Идея исторического прогресса оформилась в западноевропейских социально-философских учениях Нового времени, которые в противоположность пессимизму христианско-эсхатологичсских представлений о скором и неизбежном «конце света» отражали реальное ускорение общественного развития и первоначально были овеяны оптимизмом, уверенностью в том, что «царство разума» лежит не в прошлом, а в будущем. Вначале идея прогресса разрабатывалась в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Декарт), а впоследствии распространилась и на сферу социальных отношений (Вико, Тюрго, Кондорсе, Руссо). Просветительские теории логически выводили прогресс общества из прогресса человеческого разума, рационалистически обосновывали ломку феодальных отношений, но, тем не менее, были в целом не историчны, поскольку возводили в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и представления поднимающегося «третьего сословия». В начале XIX в. в противовес рационализму просветителей была выдвинута идея медленной органической эволюции, не допускающей вмешательства извне, а также тезис об индивидуальности и несравнимости исторических эпох. Этот историзм был односторонне обращен в прошлое и часто выступал в роли апологии архаических отношений. Значительный вклад в постижение сущности прогрессивного характера исторического развития внес Гегель. Принципиально важным представляется формулировка Гегелем основных законов диалектики – закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания. В позитивистской философии О. Конта прогресс связывается, прежде всего, с эволюцией человеческого сознания, последовательной сменой трех господствующих типов мировоззрения, или «состояния человеческих умов»: теологического, метафизического и позитивного (научного). Этим трем состояниям (ступеням, стадиям) мышления соответствует развитие экономических, политических и правовых отношений и институтов, всей социально-политической жизни. На третьей, высшей стадии утверждается «научный», «положительный» стиль мышления, и «анархическую республику» сменяет «позитивная», строго иерархичная социально-политическая система – «социократия». Основной закон социократии выражается формулой: «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель». Главную задачу социократии Конт видел в том, чтобы установить прочный «порядок» путем установления, по его собственному выражению, «идеализированной диктатуры» патрициата, преодолеть на этой антидемократической основе революционное движение, стабилизировать общество и обеспечить «прогресс», т.е. развитие индустриальной системы. Марксистский, диалектико-материалистический подход к проблеме прогресса характеризуется выдвижением объективного критерия прогрессивного развития. Согласно марксистским представлениям, общая тенденция заключается в переходе от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Современное толкование социального прогресса основывается на нескольких фундаментальных идеях: 1) о необратимом времени, текущем линейно и обеспечивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим); 2) о направленном движении, в котором ни одна стадия не повторяется; 3) о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем; 4) о различии между типичными, необходимыми стадиями, которые проходит процесс; 5) об эндогенных причинах, вызывающих самодвижение (саморазвитие) процесса; 6) о признании неизбежного, необходимого, естественного характера процесса, который не может быть остановлен или отвергнут; 7) об улучшении, усовершенствовании, отражающими тот факт, что каждая последующая стадия лучше предыдущей. В ХХ в. социальные процессы шли крайне противоречиво, их оценка исследователями и общественным мнением была амбивалентной (как позитивной, так и негативной). В конце концов, это привело к кризису идеи социального прогресса. Проявления кризиса идеи прогресса: 1) идея прогресса сменилась распространением мистицизма, бунтом против рассудка и науки, всеобщим пессимизмом в образе дегенерации, разрушения и упадка; 2) идея о необходимости постоянного экономического и технологического роста сменилась идеей пределов роста; 3) вера в рассудок и науку сменилась убеждением в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утверждении иррационализма; 4) утверждение о важности, высочайшей ценности жизни на земле сменилось чувством бессмысленности, аномии и отчуждения; 5) крушение идей утопизма (окончательный удар по утопическому мышлению нанесло падение коммунистической системы); 6) лейтмотивом конца ХХ – начала XXI в. стало повсеместное распространение идеи кризиса. При этом люди склонны рассматривать социальный кризис как хронический, всеобщий и не предвидят его будущего ослабления. Критериями прогресса объявляются: 1. Усложненные социальные организации общества (Г. Спенсер), 2. Изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Ф. Тённис), 3. Изменения в характере производства и потребления (У. Ростоу, Д. Белл), 4. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, степени освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К. Маркс). Важным признаком социального прогресса ученые считают и растущую тенденцию к освобождению человека – т.е. освобождению: 1. от подавления государством; 2. от диктата коллектива; 3. от всякой эксплуатации; 4. от замкнутости жизненного пространства; 5. от страха за свою безопасность и будущее.
Модернизация и индустриализация В социологии под термином «модернизация» подразумевается переход от традиционного аграрного общества к светскому, городскому и индустриальному обществу. Эволюцию человеческой цивилизации, начиная с ее предыстории, можно подразделить на три общих этапа: – На первом этапе наблюдалось появление примитивных обществ и общин. – На втором этапе примитивные общества начали объединяться и трансформироваться в цивилизации. – Третий этап берет начало в XVIII в. с наступлением промышленной революции и продолжается до настоящего времени. Для современного этапа характерно распространение индустриальной культуры по всему миру. Модернизация рассматривается как процесс индивидуализации, специализации и абстракции. Во-первых, структуры современного общества полагают своей базовой единицей индивида, а не группу или общину, что было характерно для аграрных или крестьянских обществ. Во-вторых, современные институты предназначены для выполнения ограниченных, специализированных задач в рамках социальной системы с высокоразвитым разделением труда. В-третьих, вместо того чтобы предоставлять права и прерогативы конкретным группам и лицам или ориентироваться на обычаи или традиции, современные институты управляются общими правилами и нормами, легитимность которых определяется научными методами и открытиями. Современное общество – это индустриальное общество. Модернизация общества, прежде всего, предполагает его индустриализацию. Исторически возникновение современного общества тесно связано с зарождением промышленности. Все характеристики, связываемые с понятием современности, могут быть соотнесены с тем рядом перемен, который два столетия назад вызвал к жизни индустриальный тип общества. Это дает возможность предполагать, что термины «индустриализация» и «индустриальное общество» имеют не только экономическое и технологическое значение. Индустриализация – это стиль жизни, охватывающий глубинные экономические, социальные, политические и культурные перемены. Общества становятся современными именно в процессе всесторонней индустриальной трансформации. Модернизация – непрерывный и бесконечный процесс. Исторически период модернизации следует исчислять столетиями, хотя можно привести и примеры ускоренной модернизации. В любом случае модернизация – это не раз и навсегда достигнутое состояние. Очевидно, в ткань современных обществ вплетен динамический принцип, не дающий обществам достигнуть равновесия. Развитие обществ всегда отличается нерегулярностью и неравномерностью. Каким бы ни был уровень развития, в обществе всегда существуют «отстающие» регионы и «периферийные» группы. Они составляют источник постоянной напряженности и противоречий. Это явление связано не только с внутренним развитием отдельных государств. Оно наблюдается во всемирном масштабе, по мере того как модернизация выходит за первоначальные рамки западных стран и начинает продвижение по всему земному шару. Наличие стран с неоднородным и неодинаковым развитием вносит существенный элемент нестабильности в мировую государственную систему. Как представляется, модернизация имеет две основные фазы. До определенного момента своего развития процесс модернизации сохраняет институты и ценности общества и вовлекает их в то, что обычно рассматривается как прогрессивное движение к совершенствованию. Начальное сопротивление процессу модернизации может быть резким и продолжительным, однако обычно оно обречено на провал. После достижения определенной точки в своем развитии модернизация начинает вызывать все большее недовольство. Это частично объясняется завышенными ожиданиями населения, которые были спровоцированы быстрыми первоначальными успехами и динамизмом современного общества. Группы имеют тенденцию предъявлять обществу повышенные требования, которым становится все труднее и труднее соответствовать. Достигнув ускоренного уровня и мировых масштабов, модернизация вызывает новые социальные и материальные проблемы; они могут стать угрозой для тех принципов роста и расширения, на которых и базируется современное общество. Во время этой, второй фазы современные общества оказываются лицом к лицу с рядом новых проблем, решить которые традиционным национальным государствам часто оказывается не по силам. Но в мире преобладает система именно таких суверенных национальных государств с неодинаковым развитием и конфликтующими интересами. Однако суть современного общества составляют вызов и ответная реакция на него. При рассмотрении природы и развития современного общества на первое место все-таки выходят не трудности и опасности, а тот успех, с которым современному обществу удалось осуществить самую кардинальную и далеко идущую революцию в истории человечества. Феномены индустриализации и модернизации, начавшиеся предположительно примерно два столетия назад и лишь гораздо позднее концептуально оформившиеся, пока еще не получили какое-то видимое завершение. Конец истории, если таковой вообще имеется, пока еще не виден, и вопрос окончательной оценки природы и значимости этого масштабного исторического движения пока остается без ответа.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |