Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировая система и процессы глобализации

 

Существует множество определений понятия «глобализация».

Глобализация – процесс возрастания значения взаимосвязи социальных событий и отношений во всем мире.

«Под глобализацией понимается расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени таким образом, что, с одной стороны, на повседневную деятельность людей все более растущее влияние оказывают события, происходящие в других частях земного шара, а с другой стороны, действия местных общин могут иметь важные глобальные последствия» (К.С. Гаджиев).

Выделяют четыре методологических подхода, представляющие собой парадигмы интерпретации глобализации, полагающие в основание совокупность факторов или тенденций современных трансформаций. Первый связывает процесс глобализации с экономическим ростом, второй – с развитием мультикультурных и геополитических отношений, третий – с системной трансформацией традиционных обществ, четвертый – с разрушением культур и традиций.

Одна из теорий, описывающей современную мировую систему – это теория И. Уолленрстайна. С точки зрения И. Уоллерстайна, исходной единицей для анализа процессов дифференциации, интеграции и социальной эволюции является не отдельное общество, а мировая (глобальная) социальная система.

Уоллерстайн говорит о трех основных типах мировых систем, или мир-систем, которые в целом соответствуют основным стадиям социальной эволюции. Самый ранний тип мир-системы – это мир-империя, которая политически интегрирует многообразие локальных культур. В качестве примеров мир-империй Уоллерстайн рассматривает, например, Древний Египет, Римскую империю, Россию эпохи крепостного права. Второй и господствующий в Новое время тип мир-системы – это мир-экономика (или мир-хозяйство). Мир-экономику составляют политически независимые государства (т.е. «национальные государства» в общепринятом смысле), каждое из которых обычно формировалось или формируется вокруг единой национальной культуры. Входящие в мир-экономику государства объединены общей хозяйственно-экономической системой. Единственный исторически известный пример мир-экономики – это современная, или европейская, мир-экономика, в которую включены и существовавшие прежде или ныне существующие социалистические государства с плановой экономикой. Третий из типов мир-системы – мир-социализм, – является сугубо теоретической конструкцией, до сих пор не нашедшей исторического воплощения. Мир-социализм представляет собой единую политико-экономическую систему («мировое правительство»), в которой культурная дифференциация полностью вытеснит экономическое неравенство и политическое разделение современных национальных государств.

Главные противоречия глобализации:

1. Противоречие между глобальной экономикой и национальными деньгами

2. Противоречие между глобализацией и государственностью

Выгодна ли глобализация России? Она заинтересована в том, чтобы довести процесс глобализации до своего логического конца.

Россия в изменяющимся мире

На протяжении нескольких последних лет (пожалуй, двадцати, если вести отсчет с 1985 года – времени вступления в должность руководителя страны М.С. Горбачева) Россия мучительно ищет свою социокультурную модель, испытывая при этом как внутренние, так и внешние директивные воздействия. Все эти воздействия, несмотря на различные уровни их источников (внутренние и внешние), сводились к специфическим социокультурным импульсам, которые можно классифицировать следующим образом: европейские, североамериканские, китайские, японские, евразийские, российские.

Особенности российской цивилизации вытекают из своеобразия социокультурной традиции, которая включает нормы социальной жизни, культурные ценности и мировоззренческие принципы. Социальные параметры культуры выражаются:

– общим мировоззрением (с сохранением особых и единичных модификаций);

– особым менталитетом, обеспечивающим самоидентификацию на уровне большой социальной группы (нации, суперэтноса, цивилизации);

– геоприродной спецификой территории деятельности, влияющей на формирование способов взаимодействия людей;

– и единым доступным языком, как необходимым средством социальной коммуникации и управления, хранения и обмена информацией, передачи социальных знаний.

Анализ процесса исторического развития российского социокультурного пространства показывает, что на протяжении более тысячи лет закладывались основы российской цивилизации. К настоящему времени мы не можем строго научно говорить о сформировавшейся российской цивилизации. Россия является становящейся цивилизацией. До настоящего времени, при наличии мощной социокультурной традиции, цивилизационные формы в России в основном были заимствованные.

Параметры взаимоотношений европейской и российской цивилизаций могут выстраиваться на основе трех принципов, которые должны определять и правила современной геополитической игры. Это – преемственность, конкуренция, взаимоподдержка. Преемственность осуществляется благодаря тем мостам культуры, которые возводились в последние столетия Царской Россией и Советским Союзом. Конкуренция неизбежно будет возникать вследствие разницы геополитических интересов и по самой цивилизационной природе. Взаимоподдержка необходима, чтобы нейтрализовать и устранить социально агрессивные действия тех социокультурных сообществ, которые Данилевский называет «отрицательными деятелями человечества». Сейчас такая агрессия проявляется в различных формах терроризма — от этнического (чеченский, баскский, косовско-албанский) и религиозного (боснийский, хорватский, ваххабитский) до политического (натовский в Югославии, американский в Ираке).

 

Контрольные вопросы для самопроверки знаний студента:

1) Чем отличаются эволюционные и революционные процессы в обществе?

2) Почему марксистскую теорию развития общества относят как к эволюционным, так и революционным теориям?

3) Какие фазы в развитии культурно-исторических типов выделяет Н.Я. Данилевский?

4) Какой пример из современной российской теории Т. Парсонс отнес бы к социальному изменению типа «изменению равновесия»?

5) Каковы формы кооперации и почему эти социальные процессы считаются одними из самых значимых в человеческой деятельности?

6) Почему конкуренцию часто называют антиподом кооперации? В чем состоит сущность процесса конкуренции?

7) На чем основаны процессы ассимиляции и амальгамизации? Что может помешать течению этих процессов?

8) В чем заключаются различия глобализации и глобализма?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальный прогресс. Модернизация и индустриализация | Системы социальной стратификации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.