Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины создания групп

Основные характеристики группы

Стадии развития групп

Причины создания групп

Лекция 5. Формирование группового поведения в организации

1. Понятие группы и классификация групп.

 

1. Понятие группы и классификация групп.

Группа относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга, для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.

 

 

Классификация групп. Таблица 5.1

Вид классификации Виды групп
По размеру Большие, малые
По сфере совместной деятельности Управленческие, производственные
По уровню развития Высокоразвитые, слаборазвитые
По реальности существования Реальные, условные
По принципу создания и характеру межличностных отношений Формальные, неформальные
По цели существования Целевые (проектные), функциональные, по интересам, дружеские
По периоду функционирования Постоянные, временные
По вхождению индивида в группу Референтные, нереферентные (группы принадлежности)

 

Определение малой группы и ее границ.

Малые группы – немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии.

В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. Число членов малой группы называется от 2 до 3 человек. Спор о том, диада или триада есть наименьший вариант группы, ведется до настоящего времени.

Верхним количественным пределом группы принято считать 15 человек, т.к. при превышении этого числа внутри группы сразу образуются две – три подгруппы.

Эффективность групповой деятельности.

Эффективность деятельности группы зависит от:

· сплоченности группы

· стиля руководства

· способа принятия групповых решений

· статуса, размера и состава группы

· среды функционирования группы

· состояния коммуникаций

· важности и характера зада, стоящих перед людьми

Большое влияние на эффективность групповой деятельности оказывает менеджмент, в частности стиль руководства, отношение его к групповой работе, к групповым процессам принятия решений.

Поведение лидера группы определяет морально-психологический климат, взаимоотношения в коллективе, а в конечном итоге и эффективность функционирования группы.

Люди объединяются в группы в силу ряда причин. Классические теории группообразования объясняют это следующим образом.

 

Так, согласно теории близости люди объединяются в группы в силу пространственной или географической близости. Например, сотрудники, работающие в одном отделе, чьи рабочие места находятся в одном помещении (комнате), скорее создадут группу, чем если бы они располагались в разных комнатах (рис. 5.1).

Согласно теории формирования групп Дж. Хоманса люди в процессе выполнения поставленных задач взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие способствует появлению чувств, эмоций – как положительных, так и отрицательных – по отношению друг к другу и круководству. Чем больше общих задач люди решают, тем больше их взаимодействие друг с другом, тем сильнее будут в процессе их выполнения чувства; чем больше взаимодействий, тем больше люди стремятся к сотрудничеству и больше чувств они разделяют; чем больше чувств испытывают люди друг к другу, тем более они стремятся к совместной деятельности и тем многочисленнее их взаимодействия.

Теория равновесия утверждает, что люди объединяются в группы вследствие общих установок и ценностей.

Теория обмена утверждает, что люди, находясь в пространственной близости и имея общие установки и ценности, стремятся к взаимодействию в том случае, если вознаграждение в результате этого сотрудничества превышает затраты.

В качестве причин, по которым люди объединяются в группы, называют также возможность достижения целей и удовлетворение потребностей в обеспечении безопасности, в общении, в принадлежности, в самоуважении, усилении власти и получении определенного статуса (рис. 5.1.).

Рис 5.1.Причины образования групп

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модель Портера-Лоулера | Стадии развития групп
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.