Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Автоматизированные системы управления ресурсами предприятия


Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим.

Немецкий философ XVIII в.
Георг Кристоф Лихтенберг

Бурное развитие электронной коммерции в последние годы определяется не столько успехами автоматизации коммуникационных процессов, сколько успешной реализацией электронных технологий в бизнесе, создавших необходимую базу для роста общей динамики рыночных процессов.

Именно изменения в этой сфере позволяют утверждать, что экономика вступает в новую эпоху – «информационную». Главное требование этой эпохи – необходимость совмещения учёта индивидуальных покупательских предпочтений с эффективным производством и системой планирования коммерческой деятельности. Для реализации этого требования стали внедряться новые системы управления ресурсами предприятий, включающие в себя управление закупками, производством, сбытом, складскими запасами, трудовыми и финансовыми ресурсами, конструкторскими разработками и т.п.

Системы управления ресурсами предприятия в интернет-коммерции могут стать основой эффективных коммуникаций. Внедрение данных систем позволяет оптимизировать экономические процессы предприятия и сделать возможным максимально полное использование преимуществ систем электронной коммерции.

В свою очередь, успешный рост электронной коммерции делает особенно актуальным внедрение новых систем автоматизации управления ресурсами предприятия (MRP, MRP-II, ERP, CSRP и т.п.).

 

2.1.2.1. MRP – Планирование материальных ресурсов

MRP – концепция планирования потребности производства в материальных ресурсах, которая для определения данной потребности использует информацию о структуре и технологии производства конечного продукта, объёмно-календарный план производства, данные складских запасов, заключенных договоров поставки материалов и комплектующих и т.п.

MRP-система – интегрированная электронная информационная система управления, реализующая концепцию MRP.

Разработка теории MRP-систем осуществлялась с начала 60-х годов, в настоящее время эти технология присутствует практически во всех интегрированных информационных системах управления предприятиями.



Основная цель MRP-систем состоит в том, что любая учётная единица ресурсов (товарно-материальных ценностей) должна быть в наличии в нужное время и в нужном месте. Принципы функционирования MRP-системы основаны на формировании, контроле и, при необходимости, коррекции параметров поступления материальных ресурсов таким образом, чтобы все материалы, необходимые для производства, поступали к моменту их потребления. Эти технологии связывают разрозненные подразделения предприятия, занимающиеся такими вопросами, как управление снабжением, производственные процессы, обслуживание складов и т.п.

В начале 60-х годов, в связи с ростом популярности электронных вычислительных систем, возникла идея использовать их возможности для планирования деятельности предприятия, в том числе для планирования производственных процессов. Необходимость планирования была обусловлена тем, что, во-первых, основная масса задержек в процессе производства связана с запаздыванием поступления отдельных комплектующих, что вело к снижению эффективности производства, и, во-вторых, преждевременное поступление комплектующих приводило к увеличению расходов на складское хозяйство. Кроме того, вследствие нарушения баланса поставок комплектующих, возникали дополнительные осложнения с учётом и отслеживанием их состояния в процессе производства.

Для решения подобных проблем и была разработана методика MRP. Практическая реализация MRP-системы, работающей по этой методике, представляет программный комплекс, позволяющий оптимально регулировать поставки материалов и комплектующих для производственного процесса, контролируя их расход в производстве и запасы на складе.

Методы планирования MRP учитывают информацию о составе изделия, состоянии складов и незавершенного производства, а также заказов на поставку готовой продукции и планов-графиков производства, и состоят в следующем:

- заказы упорядочиваются, например, по приоритетам или срокам отгрузки;

- формируется объемный план-график производства. Обычно он создаётся по группам продукции и может быть использован для планирования загрузки производственных мощностей;

- для каждого изделия, попавшего в план-график производства, состав изделия детализируются до уровня заготовок, полуфабрикатов, узлов и комплектующих изделий;

- в соответствии с планом-графиком производства определяется график выпуска узлов и полуфабрикатов, а также оценивается потребность в материалах и комплектующих изделиях, и назначаются сроки их поставки в производственные подразделения.

Процесс функционирования MRP-системы включает в себя автоматическое формирование заказов на закупку и (или) внутреннее производство необходимых комплектующих. Другими словами, MRP-система оптимизирует время поставки комплектующих, уменьшая производственные затраты и повышая эффективность производственной деятельности. Основными преимуществами использования подобной системы являются:

- гарантия своевременного поступления материалов и комплектующих;

- оптимизация складских запасов;

- уменьшение производственного брака при сборке готовой продукции возникающего из-за использования несоответствующих комплектующих;

- упорядочивание производства вследствие контроля статуса каждого материала, позволяющего отслеживать весь цикл его использования, начиная от заказа на данный материал до его использования в готовом изделии. Благодаря чему достигается эффективность производственного учёта.

 
 

 

 


Рис. 16. Структура входящей и исходящей информации MRP-системы

Опишем основные информационные элементы и операции над ними.

Описание состояния материалов (inventory status file) – максимально полная информация обо всех материалах и комплектующих, необходимых для производства конечного продукта. В этом элементе указан статус каждого материала, определяющий его положение (в производстве, на складе, в текущих или планируемых заказах), объём запасов, цены, возможные задержки поставок, реквизиты поставщиков и т.д. Информация по всем вышеперечисленным позициям должна быть получена отдельно по каждому материалу, участвующему в производственном процессе.



Объемный план-график производства (master production schedule) – оптимизированный график производства готовой продукции на планируемый период. В случае недоступности ряда материалов MRP-система информирует о необходимости внесения в программу производства соответствующей корректировки.

Спецификация изделия (bills of material) – список материалов необходимых для производства конечного продукта с их количественными, качественными характеристиками и указанием норм расхода.

Технологический маршрут (routing) – информация, описывающая способ производства каждой номенклатурной позиции. Включает операции, которые необходимо выполнить, их последовательность, различные используемые рабочие центры, а также нормы времени для подготовки и обработки. В некоторых компаниях технологические маршруты также содержат информацию об инструментальном обеспечении, требования к уровню квалификации рабочих, операциях контроля качества, требования к тестированию и др.

Цикл работы MRP-программы состоит из следующих основных этапов:

1) на основе анализа объемного плана-графика производства и спецификаций находящихся в производстве изделий определяется полная потребность в материалах и комплектующих на планируемый период;

2) в соответствии с данными о полной потребности и текущем состоянии материальных запасов для каждого периода времени и для каждого материала вычисляется чистая потребность: полная потребность за вычетом материала находящегося в производстве, его страхового запаса и резерва;

3) на основе чистой потребности в материалах, используя экономико-математические методы управления запасами, определяется график поставки, в котором корректируются все ранее созданные заявки и формируются новые.

Основной результат работы MRP-системыплан заказов (planned order schedule), определяющий график поставки необходимых для выполнения производственной программы материалов и комплектующих.

Кроме плана заказов MRP-система формирует некоторые специальные отчёты:

1)отчёт об «узких местах» планирования (exception report) – предназначен для информирования об узких местах в графике поставки, которые требуют особого внимания и в которых может возникнуть необходимость внешнего вмешательства. Узкие места определяются путём моделирования развития ситуации в случае наиболее вероятных нарушений поставок;

2)исполнительный отчёт (performance report) – перечень неразрешимых критических ситуаций, выявленных в процессе формирования плана поставок, каждая из которых приводит к невозможности составления плана поставок, который бы обеспечил выполнение заданной производственной программы;

3)отчёт о прогнозах (planning report) – информация, используемая для составления прогнозов о перспективном изменении объёмов и характеристик выпускаемой продукции, полученная в результате анализа отчёта о продажах и текущего хода производственного процесса. Отчёт о прогнозах может также использоваться для долгосрочного планирования потребностей в материалах.

Таким образом, использование MRP-системы для планирования производственных потребностей позволяет повысить надёжность обеспечения необходимыми материалами производственного процесса и оптимизировать время поставки материалов, значительно снижая складские издержки.

Исторически MRP предназначалась для контроля над запасами и их пополнением, т.о. ее серьезный недостаток – отсутствие планирования производственных мощностей и рабочей силы. В дальнейшем технология MRP была расширена планированием потребностей в мощностях (CRP – Capacity Resources Planning), финансовым планированием (FRP – Finance Requirements Planning), планированием кадровых ресурсов и завершением всей цепочки планирования в рамках MRP II.

Первоначально MRP-системы формировали на основе утвержденной производственной программы план заказов на определённый период. С целью увеличения эффективности планирования в конце 70-х годов Оливер Уайт и Джордж Плосл предложили идею воспроизведения замкнутого цикла (closed loop) в MRP-системах, который бы охватывал весь производственный процесс от изучения спроса и до реализации готовой продукции.

Термин «замкнутый цикл» отражает основную особенность модифицированной системы, заключающуюся в том, что создаваемые в процессе её работы материалы анализируются и учитываются на всех этапах планирования, изменяя при необходимости программу производства, а, следовательно, и план заказов. Другими словами, дополнительные функции осуществляют обратную связь, обеспечивая гибкость планирования по отношению к внешним факторам, таким как уровень спроса, задержки поставок и т.п.

2.1.2.2. MRP II – планирование производственных ресурсов

MRP II – концепция управления производственным предприятием, основанная на взаимосвязанном планировании производственных мощностей, потребности в материалах, финансах и кадрах.

MRP II занимается оперативным планированием продукции и материалов в натуральных единицах, финансовым планированием в стоимостных единицах и обладает возможностями моделирования. Стандарт MRP II разработан в США и поддерживается Американским Обществом Управления Производством и Запасами – American Production and Inventory Control Society (APICS). APICS опубликовал стандарт «MRP II Standart System», в котором определены основные требования к информационным производственным системам (http://www.apics.org/).

MRP II-система – интегрированная электронная информационная система управления, реализующая концепцию MRP II. Данная система, в отличие от MRP-системы, обладает возможностями прогнозирования и моделирования.

Задача информационных систем класса MRP II – оптимальное управление потоками материалов (сырья), полуфабрикатов (в том числе находящихся в производстве) и готовых изделий. Данная задача решается путём интеграции всех основных процессов, реализуемых предприятием: снабжение, управление запасами, производство, прямые продажи, дистрибуция и т.д.

Системы класса MRP II осуществляют:

- планирование деятельности предприятия и управление ею, начиная от организации закупки и заканчивая отгрузкой товара потребителю;

- оптимизацию материальных и финансовых потоков;

- систематизацию управления информацией путём её локализации: информация заносится в систему только один раз в месте возникновения, хранится в том же месте и используется всеми заинтересованными подразделениями.

Как следствие, MRP II-системы позволяют достичь согласованности работы различных подразделений, устраняя дезинтеграцию и снижая при этом административные издержки. Эти системы повышают эффективность управления и принятия корректных стратегических и тактических решений.

Использование MRP II-систем позволяет достичь конкурентных преимуществ путем оптимизации большинства хозяйственных процессов предприятия.

Стандарт MRP II содержит описание 16 групп функций (http://www.citforum.ru/cfin/mrp/mrp2.shtml):

- планирование продаж и производства (sales and operation planning);

- управление спросом (demand management);

- составление плана производства (master production scheduling);

- планирование материальных потребностей (material requirement planning);

- спецификации продуктов (bill of materials);

- управление складом (inventory transaction subsystem);

- плановые поставки (scheduled receipts subsystem);

- управление на уровне производственного цеха (shop flow control);

- планирование производственных мощностей (capacity requirement planning);

- контроль входа/выхода (Input/output control);

- материально техническое снабжение (purchasing);

- планирование ресурсов распределения (distribution resourse planning);

- планирование и контроль производственных операций (tooling planning and control);

- управление финансами (financial planning);

- моделирование (simulation);

- оценка результатов деятельности (performance measurement).

Технология MRP II предусматривает взаимную увязку ресурсов по компании в целом. Приведём практический пример. Если отдел маркетинга планирует рост продаж определённого ассортимента продуктов, интегрированная информационная система управления формирует задания для всех служб: инженерным работникам – обеспечение необходимым оборудованием; отделу материально-технического снабжения (МТС) – обеспечение дополнительных поставок материалов; отделу кадров – обеспечение трудовыми ресурсами, организация новых рабочих смен; финансовой службе – обеспечение необходимого объёма финансовых ресурсов.

Возможности интегрированных систем стандарта MRP II:

- получение оперативной информации о текущих результатах деятельности предприятия как в целом, так и по отдельным заказам, видам ресурсов, выполнению планов;

- всестороннее планирование деятельности предприятия (долгосрочное и краткосрочное, укрупнённое и детальное), осуществляемое на основе оперативной информации, для достижения максимальной эффективности в использовании производственных мощностей, всех видов ресурсов и полного удовлетворения потребностей заказчиков;

- оптимизация финансовых и материальных потоков;

- оптимизация объёмов материальных ресурсов на складах;

- значительное сокращение непроизводственных затрат.

Система планирования в MRP II состоит из ряда взаимосвязанных планов: объёмно-календарного – главного план–графика производства, плана продаж, выпуска готовой продукции, потребности в материалах, потребности в производственных мощностях, финансового плана и т.д.

В основу технологии MRP II положена иерархия планов (рис. 17). Планы нижних уровней определяются характеристиками планов более высоких уровней. Планирование осуществляется итерационно, то есть формирование плана некоторого уровня может повлиять на пересмотр планов более высокого уровня вплоть до наивысшего. Таким образом, выполняется координация спроса и предложения ресурсов на всех уровнях планирования.

MRP II – это прямое развитие MRP с замкнутым циклом планирования.

Изменение внешних факторов, влияющее на план некоторого уровня, анализируется всей системой в целом, обеспечивая корректность планирования и быструю адаптацию к изменению конъюнктуры рынка.

Быстрая адаптация – краеугольный камень современных систем планирования, поскольку значительное число производителей производят продукцию с заведомо коротким жизненным циклом, что приводит к необходимости регулярного пересмотра планов всех уровней.

 

 


Рис. 17. Иерархия производственных планов в системе MRP II

Как показано на рисунке, главный план-график производства – ядро оперативного управления в системе MRP II. В нём отражается информация, поступающая с производства и отдела снабжения, на него накладывают ограничения плановые цифры по ресурсам и денежным средствам. Он содержит информацию, на основе которой можно заключать договора поставки с заказчиками, прогнозировать прибыльность и управлять сбытом.

В системах MRP II предлагается специальный инструментарий формирования финансового плана и составления бюджетных смет, прогнозирования и управления движением денежных потоков. При финансовом анализе, проводимом в рамках MRP II, не учитываются косвенные затраты (накладные расходы), чисто финансовые затраты, например инвестиционные платежи, и такой важный планово-финансовый параметр как, график (диаграмма) финансовых потоков (cash-flow diagram); единственное, что подлежит анализу – общий «прямой» финансовый результат от основной деятельности за плановый период.

 

2.1.2.3. ERP – планирование ресурсов предприятия

В результате развития систем планирования класса MRP – добавления возможностей финансового анализа, управления конструкторскими разработками, учёта основных средств – возникла концепция ERP.

ERP – концепция согласованного решения задач учёта, контроля, планирования и управления производственными и финансовыми ресурсами предприятия, называемая иногда также системой планирования ресурсов в масштабе предприятия (Enterprise-wide Resource Planning).

ERP-система – интегрированная информационная система управления, позволяющая создать единую среду для автоматизации планирования, учёта, контроля, управления и анализа всех основных хозяйственных процессов предприятия, реализующая концепцию ERP.

ERP – широко распространённый термин, введённый исследовательской фирмой Gartner Group (http://www4.gartner.com/) для описания систем управления. Четких критериев для определения этих систем нет. Как правило, эти системы должны обеспечивать автоматизацию таких процессов, как планирование, прогнозирование и управление финансами, производством (объемно-календарное планирование, укрупненное планирование мощностей, планирование потребностей в материалах и планирование потребностей в мощностях, цеховое планирование и диспетчеризация производства), материально-техническим снабжением и сбытом (управление закупками, запасами, планирование себестоимости и т.п.), бухгалтерским учётом, а также проектирование продукции и разработку технологических процессов и т.п. ERP представляет собой набор интегрированных в общую систему приложений, позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учёта, контроля и анализа всех основных хозяйственных процессов предприятия.

Пример.Система управления предприятием «АКСАПТА» компании Microsoft позволяет планировать продажи и закупки, составлять графики производства и т.п. (рис. 18). В зависимости от задаваемых пользователем настроек система может самостоятельно предпринимать действия согласно производственным графикам, обеспечивая эффективную загрузку мощностей и своевременную доставку материалов.

В общих чертах сводное планирование в системе «АКСАПТА» определяет:

- потребности производства в ресурсах (рис. 19);

- наличие ресурсов;

- метод восполнения нехватки ресурсов (осуществление закупок материальных ресурсов или открытие производств).

Рис. 18. Сводное планирование в системе «АКСАПТА»

Рис. 19 Управление запасами в системе «АКСАПТА»

«АКСАПТА» осуществляет автоматическое планирование закупок (рис. 20) необходимых материальных ресурсов на основе данных плана-графика производства, данных о наличии ресурсов на складах и заключенных договоров на их поставку.

Рис 20. Спланированные системой «АКСАПТА» закупки

В состав современной ERP-системы входит следующий набор подсистем:

- производство, дополненное управлением данными об изделии PDM(Product Data Management), детализированным планированием ресурсов FRP (Finite Resource Planning) и усовершенствованным планированием и составлением производственных графиков APS(Advanced Planning and Scheduling);

- снабжение и сбыт, включая управление цепочками поставок – SCM;

- запасы;

- техобслуживание оборудования;

- послепродажное обслуживание произведенной продукции;

- кадры;

- научные исследования и конструкторские разработки;

- бизнес-интелект (Business Intelligence), использующие технологии OLAP и системы поддержки принятия решений DSS (Decision Support Systems);

- финансы.

Различия между двумя системами (MRP II и ERP) вытекают из их функционального назначения. MRP II-системы созданы для использования только на промышленных предприятиях. ERP-системы не ограничены сферой промышленного производства, они могут использоваться в организациях сферы торговли и услуг, банках, страховых компаниях, образовательных учреждениях и т.д.

Можно сформулировать основные отличия ERP-систем от MRP II-систем:

- возможность использования на различных типах предприятий;

- поддержка планирования ресурсов по различным направлениям деятельности предприятия (не только производство продукции);

- возможность планирования и управления ресурсами сложного многопрофильного предприятия, корпорации.

Кроме того, ERP-системы позволяют эффективно планировать финансовые затраты на инвестиции в производство новых изделий, что было невозможно в MRP-системах. Эти системы впервые обеспечили полный спектр инструментов автоматического управления себестоимостью.

ERP-системы переняли у MRP-систем способность отслеживать состояние производственных ресурсов и складских запасов. Это делает возможным получение оперативной информации о сроках конкретных поставок, ценах индивидуальных заказов и т.п., что является необходимым условием использования электронных систем закупок.

ERP-системы обеспечивают возможность полного сквозного учета и контроля информации, связанной с прохождением заказа по следующей цепочке: заявка от покупателя – расчет плановых показателей (себестоимость, срок производства и поставки) – оформление заказа – производственный заказ (резервирование производственных мощностей) – создание заказов на поставку комплектующих – учет прихода комплектующих, взаиморасчеты с поставщиками – учет списания комплектующих в производство в привязке к производственному заказу – учет характеристик выполнения производственного заказа – учет выпуска готовой продукции – учет поставки готовой продукции, взаиморасчетов с заказчиком – сравнение плановых и фактических показателей.

Для этого обеспечивается:

- автоматический расчет возможного срока выполнения и себестоимости каждого нового заказа с учетом текущей загрузки оборудования, наличия и сроков поставки комплектующих;

- автоматическое формирование заявок на закупку на основе данных о запасах и плановом потреблении по всей номенклатуре комплектующих;

- автоматическое формирование плана загрузки производства.

Пример: Инвестором внедрения ERP-системы на Воронежской кондитерской фабрике (ВКФ) стала компания Sun Capital Partners. Использование ERP-системы, по утверждению руководства ВКФ, позволило обеспечить достоверное планирование производства и закупок, точнее оценить себестоимость продукции. Она даёт возможность связать многие предприятия отрасли, их поставщиков и дистрибьюторов таким образом, чтобы каждый из них мог корректно планировать выпуск продукции, ориентируясь не только на внутренние ресурсы, но и на внешние заказы.

В ERP-системах автоматически планируется загрузка производственных мощностей предприятия исходя из тех параметров (объёмы товарных партий, их номенклатура и сроки поставки), которые были сформированы на основе существующих заказов (рис. 21). Непосредственно в процессе приёма заказа ERP-система рассчитывает себестоимость и цену единицы товара, при этом учитываются все компоненты себестоимости производства и расходы на доставку в соответствии с индивидуальными требованиями клиента (рис. 22 и 23). Время и расходы, необходимые для переналадки оборудования при смене ассортимента выпускаемой продукции, также учитываются ERP-системой при планировании производства и расчёте себестоимости.

Пример.Система «АКСАПТА» рассчитывает график загрузки производственных мощностей, построенный с учётом изложенных выше параметров.

Рис. 21. График загрузки производственных мощностей в системе «АКСАПТА»

Кроме того, система рассчитывает потребление комплектующих на единицу продукции, а также себестоимость и цену каждого элемента комплектации.

Рис. 22. Данные о потреблении комплектующих, их себестоимости и цене для единицы продукции

Дополнительно рассчитываются значения всех составляющих себестоимости продукции и цены продажи.

Рис. 23. Значения составляющих себестоимости и цены продажи

Функциональные возможности системы позволяют детально анализировать многие экономические показатели, например, соотношение затрат и дохода (объема продаж) по номенклатурным группам или отдельным продуктам, по группам клиентов или отдельным клиентам, отслеживать доход от продаж по разным странам, регионам, группам клиентов или периодам времени и т.д.

Это позволяет производителям переходить на работу по индивидуальным заказам. Соответственно интегрируются автоматизированные системы управления, при этом именно электронная коммерция позволяет автоматизировать наиболее трудоёмкие этапы коммерческой деятельности. Можно сказать, что ERP-системы и интернет-коммерция взаимно дополняют друг друга, что и предопределило значительный эффект от их интеграции.

ERP-системы, обеспечивающие ресурсное планирование и интегрированное управление всеми бизнес-процессами, целесообразно рассматривать в качестве основы интернет-решений компании. Отсутствие надёжной системы внутреннего планирования и контроля, интегрированной с внешней (фронт-офис) системой интернет-коммерции, обрекает компанию в новой экономике на неудачу.

Эффективное использование преимуществ интернет-коммерции возможно только на предприятиях, использующих автоматизированные системы управления ресурсами. На западных предприятиях в течение достаточно длительного времени шел процесс автоматизации бизнес-процессов. Были созданы системы управления ресурсами предприятий – ERP-системы, предназначенные для автоматизации так называемого бэк-офиса компании. Автоматизация, как правило, начиналась с систематизации управления корпоративными финансами; затем – складскими запасами; далее – расчётом заработной платы и так далее, вплоть до управления производством и персоналом. А самое главное, отдельные модули были интегрированы в единую систему. В России многим предприятиям еще предстоит пройти этот путь.

Интеграция ERP-систем с системами интернет-коммерции секторов B2B и В2С – естественный и закономерный этап в развитии технологии управления ресурсами предприятия.Создание и эксплуатация систем интернет-коммерции, прежде всего систем сектора B2B, становится наиболее эффективной, если эти системы интегрированы в общекорпоративные бизнес-процессы и, соответственно, встроены в ERP-систему.

Межкорпоративная интеграция на уровне взаимосвязей между ERP-системами поставщиков и потребителей обеспечивается через B2B-системы электронной коммерции – электронные системы сбыта (e-distribution), снабжения (e-procurement) и торговые площадки (e-marketplace). Поскольку электронная торговая площадка как система электронной коммерции B2B позволяет осуществить прямое взаимодействие между субъектами рынка – поставщиками и потребителями, то она может стать элементом интеграции между ERP-системами субъектов рынка (см. рис. 24).В этом случае отдельные корпоративные системы управления ресурсами становятся частью большого электронного рынка.

Рис. 24. Схема интеграции ERP-систем поставщиков и потребителей посредством B2B-систем электронной коммерции

Пример: Компания, производящая электротехническое оборудование на территории России, имеет ERP-систему, отслеживающую достаточность запаса комплектующих на складе. Как только число тех или иных деталей оказывается ниже установленного уровня, система автоматически формирует заказ на необходимую партию. Этот заказ в стандартной форме поступает через интернет-шлюз в ERP-систему зарубежного поставщика, которая анализирует его, ставит в очередь на исполнение и, исходя из загрузки мощностей и прочих внутренних факторов, формирует стандартное подтверждение о принятии заказа и планируемом сроке поставки. Данное подтверждение через интернет-шлюз поступает в ERP-систему компании-заказчика – исходя из предполагаемой даты и объёма поставки, эта система планирует складские запасы, данные по которым, в свою очередь, используются при планировании производства.

По данным независимых информационных агентств, тщательно спланированное и полномасштабно осуществленное внедрение ERP-системы дает следующие результаты:

- снижение операционных и управленческих затрат на 15%;

- экономия оборотных средств на 2%;

- уменьшение цикла реализации на 25%;

- снижение коммерческих затрат на 35%;

- снижение страхового уровня складских запасов на 20%;

- уменьшение дебиторской задолженности на 12%;

- увеличение оборачиваемости средств в расчетах на 25%;

- увеличение оборачиваемости материальных запасов на 30%;

- улучшение утилизации основных фондов на 30%.

В качестве недостатка ERP-систем можно упомянуть то, что клиенты компании рассматриваются как «элемент внешнего мира» и определяющего влияния на функционирование компании не оказывают. ERP-система оптимизирует приём заказов, планирование производства, закупку материалов и комплектующих, производство, доставку и управление, т.е. только все внутренние операции предприятия.

Другими словами, ERP-системы направлены на достижение конкурентных преимуществ путем оптимизации внутренних бизнес-процессов, что и обусловливает их основные недостатки (таблица 13).


Таблица 13

Преимущества и недостатки использования ERP-систем

Преимущества ERP-систем Недостатки ERP-систем
снижение себестоимости за счёт повышения производительности уменьшение времени выхода продуктов на рынок сокращение брака и числа производственных операций уменьшение складских запасов и времени оборота сырья и материалов повышение качества продукции рост информированности руководства – все необходимые данные для принятия решений о развитии бизнеса или любых операционных решений доступны из единого хранилища данных повышение качества прогноза и планирования формализация бизнес-процессов компании, предохраняющая её от операционных ошибок интеграция – все подразделения компании связаны друг с другом отсутствие тесной связи между информационными системами заказчика и поставщика позволяет заказчику легко менять поставщиков функции ограничены производством и администрированием

В последнее время ряд авторов (в том числе специалисты компании Gartner Group) говорит о возникновении новой концепции корпоративной информационной системы – ERP II (от англ. Enterprise Resource and Relationship Processing – управление корпоративными ресурсами и внешними связями). Основная идея этой концепции – выход за рамки задач автоматизации и оптимизации только внутренних бизнес-процессов предприятия, сотрудничество покупателей и продавцов, совместное создание продуктов и услуг, т.е. решение указанных выше проблем ERP-систем. Однако данная концепция – частный случай созданной ранее концепции CSRP.

 

2.1.2.4. CSRP – планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем

Более современная, чем упомянутые ранее, концепцияCSRP – концепция управления ресурсами предприятия, ориентированная на нужды предприятий-потребителей и учитывающего не только основные производственные и материальные ресурсы, но и все те ресурсы, которые обычно рассматриваются как вспомогательные, то есть ресурсы всего жизненного цикла товара. Это все ресурсы, потребляемые во время маркетинговой работы с клиентом, послепродажного обслуживания, перевалочных и обслуживающих операций и т.д.

Эта особенность CSRP приобретает решающее значение для повышения конкурентоспособности предприятия в отраслях, где жизненный цикл товара невелик и требуется оперативная реакция на изменение желаний потребителя. Чтобы правильно управлять стоимостью товара, оценивать стоимость продвижения и обслуживания товара данного типа, необходимо учитывать все элементы его жизненного цикла.

CSRP-система – интегрированная электронная информационная система управления, реализующая концепцию CSRP. Предназначение CSRP – создание продуктов с повышенной ценностью для покупателя, т.е. продуктов, которые наиболее полно удовлетворяют специфическому набору требований каждого конкретного покупателя.

Реализация концепции CSRP на конкретном предприятии, позволяющая управлять заказами клиентов и всей работой с ними, на порядок оперативнее, нежели это было возможно ранее. Становится возможным ежечасное изменение графика поставок, что в условиях «классической» ERP было невыполнимо. Детальный анализ себестоимости заказа и конкретных элементов в его составе стал возможен уже на этапе его оформления. При расчёте себестоимости можно учесть все дополнительные операции по административному обслуживанию заказа, не говоря уже о послепродажном обслуживании, что практически невозможно в ERP-системах, где данные расходы учитываются только постфактум.

 

 
 

 


Рис. 25. Реализация принципа ориентации на интересы покупателя в CSRP–системах

Как видно из рисунка, основной принцип CSRP – интеграция системы обработки информации о покупателе в систему процесса планирования и управления деятельностью организации. В результате этого покупатели могут оказывать влияние на ключевые бизнес-процессы организации, изменять её стратегию и последовательность действий по реализации этой стратегии. CSRP перемещает фокус внимания с планирования производства на планирование заказов покупателей. Таким образом, бизнес-процессы предприятия синхронизируются с деятельностью покупателей.

В рамках CSRP и аналогичных ей методик важное значение приобретает интеграция системы управления ресурсами предприятия с программными продуктами её контрагентов, реализующих специфические задачи управления (например, управление технологическим оборудованием, проектированием изделий) и расчёта специфических ресурсов, характерных для конкретного предприятия. Такими продуктами могут быть, например, системы оптимального размещения заказов, управления технологией и т.д. Данная интеграция возможна на базе технологий интернет-коммерции.

Преимущества использования систем класса CSRP:

- повышение потребительской ценности продукции – достигается за счёт сфокусированности компании на конъюнктуре рынка;

- быстрая адаптируемость к конъюнктуре рынка – обеспечивается усовершенствованием производственного планирования: изменения в заказе покупателя автоматически приводят к изменениям в заказах поставщикам и т.д.;

- укрепление конкурентных позиций предприятия,обеспечиваемое координацией бизнес-процессов с покупателями благодаря доступу в реальном времени к точной информации о заказах покупателей; подразделения планирования могут динамично изменять группирование работ, последовательность исполнения заказов, заключения субконтрактов для улучшения обслуживания покупателей и снижения себестоимости продукции;

- повышение качества товаров, так как средства поддержки покупателей объединяются с ключевыми приложениями планирования, производства и управления. Необходимая информация о покупателях и товарах заранее поставляется подразделениям, отвечающим за производство, продажи, исследования и развитие, а также другим подразделениям;

- технологии, основанные на Интернете, расширяют возможности поддержки покупателей, включая удалённый, круглосуточный сервис по принципу самообслуживания;

- CSRP-система реализована на базе технологии ERP, что позволяет реализовать все преимущества ERP-системы.

В таблице 14 показаны преимущества и недостатки вышеописанных методов управления ресурсами предприятия, используемых в электронной коммерции.

 

Таблица 14

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Электронные рынки или многоотраслевые (горизонтальные) торговые площадки (e-market) | Корпоративные представительства в Интернете

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.038 сек.