Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в процессе общественного воспроизводства, связанные с технологиями электронной коммерции

Этапы общественного воспроизводства Содержание происходящих изменений
Производство Изменение технологий впервые делает знания и творческие возможности человека основной производительной силой общества. Появляются заводы, на которых работают только инженеры и конструкторы без традиционных токарей, слесарей и т.п. Сами заводы могут носить характер виртуальных предприятий, где конструктора и инженеры используют технологии телеработы, а материальное производство будет поручено роботам. Меняются отношения между нанимателем-капиталистом и наёмным работником, возрастает значение морального климата в коллективе – свободно творить в условиях эксплуатации и угнетения невозможно
Распределение и обмен Появляются новые услуги и возможности, способствующие росту объёмов товарного обращения при снижении транзакционных издержек и росте глобальной информационной прозрачности
Потребление Потребление информационных продуктов и услуг теряет пространственную привязку и становится основным видом потребления (по объёмам товарооборота). Потребление материальных товаров и услуг полностью взаимосвязано с потреблением сопутствующей данным продуктам информации

Заключение

Появление благодаря развитию электронной коммерции новых форм и направлений бизнеса делает актуальной проблему внедрения государственных регулирующих инструментов в виртуальную реальность, затем чтобы с одной стороны упростить взаимодействие со своими гражданами, а с другой – усложнить совершение противоправных мер злоумышленниками. Достижение данной цели осуществляется с использованием технологий электронного правительства.

Электронное правительство – система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.

Целью создания электронного правительства является эффективное государственное управление, прозрачность работы государственной власти и разрушение монополии чиновников на информацию.

Благодаря единой точке доступа к услугам государственных органов люди смогут более активно участвовать в местной общественной жизни и демократических процессах. Партнёрство между государственным и частным сектором создает возможность повысить качество и расширить спектр услуг, предоставляемых на правительственных порталах. Частные компании получают возможность интегрировать собственные продукты и услуги с государственными услугами.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства, а имеется лишь набор общих требований. Преимущество новых технологий, в приложении к работе государственных органов, состоит в развитии новых каналов предоставления сервиса гражданам и предприятиям. Другая важная функция технологий электронного правительства – защита электронного рыночного пространства от преступных посягательств и обеспечение равных для всех участников правил игры.

На данный момент можно говорить уже о нескольких сложившихся типах преступной деятельности в Интернете. Понятие киберпреступности охватывает любое преступление, которое может совершаться с помощью в рамках или против компьютерной системы или сети. Компьютерное преступление как уголовно-правовое понятие – это предусмотренное уголовным законом умышленное нарушение чужих прав и интересов в отношении автоматизированных систем обработки данных, совершённое во вред подлежащим правовой охране правам и интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Высокий уровень киберпреступности в Интернете сдерживает развитие электронной коммерции, поскольку покупатели, предприятия торговли и банки боятся пользоваться этой технологией из-за опасности понести финансовые потери.

Основные принципы защиты от киберпреступности:

- получение наиболее полной информации о личности или организации, с которой вступают в деловые отношения;

- использование электронных сертификатов и безопасных протоколов передачи данных;

- непредоставление продавцам реквизитов пластиковых карт и паспортных данных;

- использование кредитных карт (в этом случае возврат денег или чарджбек осуществляется значительно быстрее и проще, нежели при использовании других средств платежа).

Перспективными технологиями электронной коммерции, широкое применение которых ожидается в ближайшем будущем являются:

- механизмы взаиморасчётов на основе электронных денег;

- реализацию концепции «электронного правительства»;

- технологии групповой работы географически распределённых участников совместной деятельности (телеработа, виртуальные предприятия);

- технологию виртуального агента, создающую эффект постоянного присутствия в Сети информационного робота, запрограммированного хозяином на сбор и фильтрацию необходимой информации.

Значительно улучшить качество принимаемых решений сможет активное использование географических информационных систем в различных сферах экономики и управления, так как ГИС позволяет составить более полное представление об имеющейся ситуации и точнее смоделировать ее развитие. Эта технология связывает инструменты графического отображения, работу с электронными таблицами и БД.

Другим направлением развития систем электронной коммерции является технология использования для идентификации товаров меток радиочастотной идентификации RFID, которая позволит упростить и автоматизировать процессы управления материальными (в т. ч. товарными) запасами и организации торговли. С помощью данной технологии компании производители могут следить за всеми передвижениями своих изделий. Одно из направлений использования RFID-технологии, — создание «умных полок» со считывающими устройствами, в результате чего процесс пополнения товарных запасов, отслеживание срока годности и вывода информации о товаре на ценники будет автоматизирован.

Таким образом, общие перспективы электронной коммерции в повышении эффективности человеческого труда, увеличении объема коммуникаций и автоматизации экономических процессов очевидны.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятия «электронное правительство».

2. Сформулируйте задачи и опишите структуру электронного правительства.

3. Определите сущность понятия государственных электронных торгово-закупочных площадок.

4. Назовите преимущества использования электронных систем государственных закупок.

5. С какой целью организовываются конкурсные торги по закупкам для государственных нужд?

6. Принципы построения и порядок функционирования электронной системы государственных закупок.

7. Основные принципы и преимущества электронизации деятельности правительства.

8. Концепция географической информационной системы.

9. Мошенничество в Интернете: основные определения и отличительные черты.

10. Понятие киберпреступности.

11. Виды компьютерных преступлений.

12. Способы защиты от киберпреступности.

13. Технологии электронной коммерции ближайшего будущего. Основные направления развития.


Приложение 1: Словарь терминов

Авторизация – проверка прав пользователя на осуществление транзакций, проводимая в точке обслуживания, результатом которой будет разрешение или запрет операций клиента (например, совершение акта купли-продажи, получения наличных, доступ к ресурсам или службам).

Агрегатор – электронная торговая площадка, обеспечивающая проведение закупок «в один приём». Агрегатор рационализирует снабжение благодаря использованию большого числа каталогов, ориентированных по группам покупателей. Модель агрегатора поддерживает процесс закупок вплоть до заключения договоров поставки с различными продавцами и обеспечивает покупателя информацией о состоянии поставки.

Антифродовая система – система, выявления и борьбы с мошенничеством при использовании ИТ пользователями систем электронной коммерции.

Аутентификация – процесс идентификации, позволяющий удостовериться в личности другой стороны, желающей получить интерактивный доступ к информации, услугам, заключить сделку и т.п. Аутентификация даёт гарантию того, что стороны впоследствии не смогут отрицать участия в сделке. Выполняется для обеспечения безопасности и гарантирования исполнения сделок, основывается на использовании паролей, специальных карточек, алгоритмах ЭЦП и др.

Аутсорсинг (от англ. outsourcing) – 1) выделение первоначально внутренней экономической деятельности фирмы во внешние коммерческие структуры; 2) привлечение внешних исполнителей для выполнения не основных бизнес-процессов компании. Экономическая основа аутсорсинга – стремление к снижению издержек и необходимость концентрации в организации только профильных данных, информации и знаний.

Бизнес-процесс – совокупность одной или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно служат достижению тактических задач или стратегической цели предприятия. Как правило, реализуется в рамках организационной структуры предприятия, определяющей функциональные роли и отношения участников бизнес-процесса.

Биллинг (от англ. bill – счет, billing – выписка, выставление счетов) – 1) в интернет-коммерции услуга по приёму оплаты счетов, как правило, по пластиковым картам; 2) компания, предоставляющая услуги биллинга (автоматизированной системы формирования, выставления счетов к оплате и приема платежей) и взимающая с этого определённый процент, которая так же, как и платёжная система, берёт на себя функцию транспорта транзакции до банка-эквайера, но при этом выполняет ещё ряд функций: мониторинг и управление рисками, организацию доступа к детальной статистике по транзакциям и т.п.

Ботнет – сеть инфицированных вирусом компьютеров, удаленно управляемых автором вируса. Зараженные компьютеры используются для совершения различных преступлений, например, организации DoS-атак.

Бэк-офис (от англ. back office) – совокупность бизнес-процессов и реализующих их организационных подразделений компании, не связанных непосредственным контактом с клиентами. Как правило, под бэк-офисом понимают те структурные подразделения компании, которые обрабатывают заказы и заявки клиентов, поступающие из фронт-офиса.

Веб-... – приставка, обозначающая принадлежность к «Всемирной паутине» (World Wide Web, WWW).

Веб-витрина, интернет-витрина – совокупность средств электронных коммуникаций, предназначенных для приёма заказов на товары и услуги через WWW. Веб-витрина позволяет ознакомиться с характеристиками товаров, выбрать и оформить заказ посредством сетей электронных коммуникаций. Веб-витрина – инструмент привлечения покупателя, интерфейс для взаимодействия с ним и проведения маркетинговых мероприятий.

Веб-дизайн – вид интернет-услуг, дизайн сайтов и их отдельных элементов, создание графических рекламных материалов в Интернете. Обычно услуги вэб-дизайна предоставляют студии вэб-дизайна.

Веб-издатель – см. Издатель.

Веб-магазин – см. Интернет-магазит.

Веб-рейтинг, рейтинг – система позиционирования интернет-ресурса среди себе подобных по тематике или направленности. Как правило, определение места в веб-рейтинге происходит по критерию посещаемости, для сбора этой информации используется счетчик посещений.

Веб-служба – виртуальный агент, предоставляющий услуги через Интернет.

Вертикальная электронная торговая площадка – см. отраслевая электронная торговая площадка.

Вертикальный оператор – (от англ. vertical emarketplace operators) – компания, обеспечивающая полный спектр услуг по организации электронной торговли для предприятий отдельной отрасли экономики. Доходы вертикальных операторов складываются из взимания платы за оказание профессиональных услуг, комиссий за транзакции, доходов от рекламы, подписки или членских взносов.

Визит – см. Посещение.

Виртуальная потребительская корзина – см. Корзина.

Виртуальное предприятие (от англ. virtual corporation) – предприятие, состоящее из сообщества географически разделенных экономических субъектов, которые взаимодействуют в процессе производства, используя преимущественно электронные средства коммуникаций. В отличие от традиционных, виртуальные предприятия свободны в формировании и реорганизации своей структуры и подборе участников.

Виртуальное сообщество – см. комьюнити.

Виртуальный агент – программа-робот, выполняющая в компьютерной сети работу по заданию своего хозяина. Часто эта работа – сбор, анализ и систематизация информации. Виртуальный агент может быть уполномочен его хозяином – хозяйствующим субъектом (юридическим или физическим лицом) совершать от его имени сделки. В этом случае его наделяют прокси-сертификатом ЭЦП хозяйствующего субъекта.

Виртуальный банк – см. сетевой банк.

Географическая информационная система (ГИС) – 1) технология, предназначенная для картирования и анализа объектов реального мира; 2) БД и аналитические средства для работы с любой, координатно привязанной информацией.

Дэйтрейдинг (от англ. daytrading) – один из наиболее сложных и рискованных видов фондовой торговли, основанный на большом числе внутридневных операций для получения прибыли из-за незначительных ценовых движений в течение торгового дня. Дэйтрейдинг требует профессиональной подготовки и постоянного использования электронных средств для обработки, анализа данных конъюнктуры рынка и заключения сделок. Дэйтрейдеры – не инвесторы, они обычно держат позиции от секунд до нескольких часов.

Заказ OBI – основанная на стандарте OBI структура данных, которая отражает запрос на товары или услуги на основе заранее установленных цен, сроков и др. условий. Отправляется из организации-продавца покупателю для утверждения заказа и, как правило, связана с соответствующим запросом на заказ OBI.

Закрытый ключ – электронный код, используемый в шифровании с открытым ключом и имеющий парный ему открытый ключ. Ключи в паре взаимно дополняют друг друга: информация, зашифрованная одним из них, может быть расшифрована только другим из той же пары. Закрытый ключ известен только его владельцу и используется для создания ЭЦП под документами и сообщениями.

Запрос на заказ OBI – основанная на стандарте OBI структура данных, которая отражает покупательскую корзину. Отправляется из организации-продавца покупателю для утверждения заказа.

Издатель, веб-издатель – владелец рекламной площадки, которая может быть сайтом или другим электронным изданием, например, листом рассылки, публикующим рекламу.

Интернет-аукцион – электронный аукцион, коммуникации между частниками которого осуществляются через Интернет.

Интернет-банкинг (от англ. Internet banking) – система предоставления банковских услуг клиентам, обеспечивающая возможность совершать через Интернет все стандартные банковские операции, за исключением операций с наличными. Развитие интернет-банкинга привело к появлению сетевых банков.

Интернет-витрина – см. веб-витрина.

Интернет-инкубатор – венчурная инвестиционная компания, цель которой – организация ускоренной подготовки и вывода на рынок интернет-компаний и их проектов. Эта организация обеспечивает наибольшее благоприятствование, своеобразную «заботу», «выращивание» и «защиту» для новых предприятий интернет-коммерции на самой ранней стадии их развития — вплоть до обретения ими самостоятельности и готовности к самоподдерживающему развитию.

Интернет-коммерцияэлектронная коммерция, ограниченная использованием только компьютерной сети Интернет.

Интернет-магазин (англ. online shop), веб-магазин – предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и использующее для ведения коммерции электронные средства коммуникаций – Интернет. Интернет-магазин автоматизирует все основные бизнес-процессы торгового предприятия: выбор товаров, оформление заказов, проведение взаиморасчётов, отслеживание исполнения заказов, а в случае продажи информационных товаров или оказания информационных услуг, – доставку посредством сетей электронных коммуникаций.

Интернет-маркетинг – совокупность методов интернет-коммерции, направленных на увеличение экономической эффективности сайтов и содержащих интернет-рекламу и другие формы привлечения посетителей, методы удержания посетителей на сайте, обеспечения покупки ими товаров или услуг предлагаемых на сайте, если такие имеются, либо выполнения других действий (регистрации, подписки на новости и т.п.), методы создания постоянной аудитории сайта и (или) сетевого сообщества (комьюнити).

Интернет-реклама – реклама в Интернете, имеет, как правило, двухступенчатый характер. Первая ступень – внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателей, – рекламный носитель. Виды этой рекламы – баннеры, текстовые блоки, байрики, минисайты, Interstitials. Такая реклама обычно имеет ссылку непосредственно на сайт рекламодателя (вторая ступень). Реклама в Интернете, обладает рядом преимуществ в отличие от обычной рекламы: возможность оперативного анализа и корректировки рекламной компании, интерактивность (связь потребителя с рекламодателем для оформления заказа непосредственно через рекламный носитель и т.п.), относительно низкая стоимость, возможности автоматизации таргетинга и профайлинга и т.п.

Интернет-страхование – организационно-экономические отношения, использующие Интернет для информационного и финансового обмена и направленные на удовлетворение потребностей страхователя в страховой защите со стороны страховщика.

Интернет-трейдинг – биржевая торговля в реальном масштабе времени через Интернет.

Интранет – закрытая внутрикорпоративная сеть, использующая стандарты, технологии и ПО Интернета. Интранет может быть изолирован от внешних пользователей и функционировать как автономная, локальная сеть, не имеющая доступа извне.

Информационные услуги – услуги, ориентированные на удовлетворение информационных потребностей пользователей путём предоставления информационных продуктов. По законодательству РФ информационные услуги – действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

Киберпреступность (компьютерная преступность)–это предусмотренное уголовным законом умышленное нарушение чужих прав и интересов в отношении автоматизированных систем обработки данных. Киберпреступность охватывает преступления, совершаемые с помощью компьютеров, информационно вычислительных систем и средств телекоммуникаций, или направленные против них с корыстными целями.

Киберсквоттинг (от англ. cybersquatting) – выкуп и регистрация, как правило, массовая, доменных имен для их дальнейшей перепродажи по значительно завышенным ценам.

Клик (от англ. click) – выбор пользователем (при помощи манипулятора «мышь») некоторого интерактивного элемента интерфейса, содержащего гиперссылку, с целью перехода на обозначенную гиперссылкой страницу или запуска какого-либо процесса. Как правило, под кликом подразумевается выбор рекламного обращения, содержащего гиперссылку на сайт рекламодателя. Клик отличается от перехода, так как нажатие на баннер не обязательно приводит к переходу на сайт рекламодателя, поскольку пользователи могут не дождаться загрузки сайта, может некорректно работать служба редиректа на сайт рекламодателя, пользователи могут отвлечься от посещения сайта (сайт загрузится, но пользователь так его и не увидит).

Коммуникационный центр – организация, обеспечивающая клиентам доступ к высокоскоростным сетям передачи данных.

Компания высоких технологий (IT-компания) – компания, главным активом которой является интеллектуальная собственность и высококвалифицированный персонал. Обычно к компаниям высоких технологий относят: интернет-компании; разработчиков ПО и производителей полупроводниковых микроустройств; операторы мобильной и космической связи; биотехнологические компании; компании, занятые в НИОКР; масс-медийные компании.

Комьюнити (от англ. community), виртуальное сообщество – сообщество людей, объединённых общим интересом и являющихся не только постоянными посетителями конкретного веб-сайта, но и общающихся между собой.

Контент – информационные ресурсы (содержимое, информационное наполнение) веб-сайта.

Корзина, виртуальная потребительская корзина – веб-страница, отображающая список отобранных пользователем товаров. В процессе формирования корзины пользователь может удалять из неё товары, изменять их количество. При этом на веб-странице корзины постоянно отображается стоимость текущего содержимого корзины.

Корзина вспомогательнаякорзина, которая используется для предварительного отбора товаров в интернет-магазине. Покупатель помещает все понравившиеся ему товары в нее, а в момент заказа решает, что из отобранного переложить в основную корзину и оплатить, а что останется во вспомогательной до следующего визита в магазин.

Корзина корпоративнаякорзина, используемая для автоматизации снабжения крупных географически распределённых предприятий. Корпоративная корзина строится на основе корзин отдельных структурных звеньев (отделов, офисов, филиалов и т.д.) одного предприятия, учитывает лимиты расходования средств на снабжение различных структурных звеньев, ограничения по финансовым ресурсам предприятия и т.п.

Корзина основнаякорзина, которая используется для размещения товаров из корзины вспомогательной, в отношении которых принято окончательное решение о покупке. Покупатель помещает все понравившиеся ему товары во вспомогательную корзину, а в момент заказа решает, что из отобранного переложить в основную корзину и оплатить, а что оставить во вспомогательной до следующего визита в магазин.

Корзина типоваякорзина, которая используется в ситуации, когда покупателю необходимо закупать однородные партии товара с определённой периодичностью и нецелесообразно каждый раз выбирать в интернет - магазине одинаковые наименования товаров. В таком случае частозакупаемые товары помещаются в типовую корзину для автоматизации процесса выбора товаров. Фактически, при использовании для выбора товаров типовой корзины её содержимое добавляется к содержимому основной корзины. Если клиенту не понадобится что-то из типового заказа, он может исключить эти позиции из основной корзины.

Корпоративный информационный портал (от англ. Enterprise Information Portal – EIP) – веб-сервер компании, являющийся единой точкой входа во все информационные подсистемы данной компании, осуществляющий полное информационное обеспечение бизнес-процессов компании и её клиентов и контрагентов.

Коэффициент конверсии (от англ. conversation ratio, CR) – показатель, отражающий покупательскую активность (конверсию посетителей), равный отношению числа покупателей (пользователей услуг) к числу посетителей торговой площадки или другого веб-ресурса за определённое время.

Кракер (от англ. cracker) – киберпреступник, основная задача которого состоит во «взломе» компьютера, сети или конкретной программы для получения несанкционированного доступа к информации и услугам.

Кредитная картапластиковая карта, при открытии которой ее держатель получает возможность кредитования банком-эмитентом. Лимит расходования средств по карте связан с величиной предоставленного кредита. Кредит может быть как однократным, так и возобновляемым. Возобновление кредита в зависимости от договора с держателем карты происходит после погашения либо всей суммы задолженности, либо её части.

Криптография с открытым ключом – см. шифрование с открытым ключом.

Кросс-продажа (от англ. Cross-selling) – автоматическое предложение дополнительных продуктов, связанных с заказываемым товаром.

Лог-файлы сервера (от англ. Log files, сокращенно «лог-файлы сервера») – специальные файлы, в которых протоколируются все действия пользователя на сервере. В лог-файлы сервера попадает информация, откуда пришел тот либо иной посетитель, когда и сколько времени он провел на сайте, что там смотрел и скачивал, какой у него браузер и какой IP-адрес у его компьютера. Каждая запись в лог-файле соответствует определённому хиту, т.к. сервер может фиксировать именно запрос к одному из элементов сайта. Проанализировав лог-файлы, можно получить сводные цифры активности пользователей, изучить закономерности поведения групп пользователей и оценить эффективность рекламной кампании.

Мобильная коммерция (англ. m-commerce) – экономическая деятельность с использованием мобильных электронных устройств: сотовых телефонов, карманных компьютеров (PDA – personal digital assistant) и т.п.

Модератор – лицо, ответственное за соответствие помещаемых сообщений тематике (листа рассылки, дискуссионного листа, доски объявлений, гостевой книги и т.п.) и контролирующее уровень представленного материала. Модератор исключает сообщения, не относящиеся к тематике листа (off-topic) и пресекает флейм (flame).

Накрутка – некорректные действия пользователей или сайтов, направленные на увеличение показателей счётчиков посещений, баннеропоказов, зарегистрировавшихся пользователей, подписавшихся на рассылку или прочитавших рекламные письма и т.п.

Нетикет (от англ. Netiquette, от net – сеть и etiquette – этикет) – сетевой этикет: совокупность правил поведения и обхождения, принятых при использовании компьютерных сетей. Неформализованные традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживаются большинство веб-мастеров и пользователей.

Онлайновый магазин – см. Электронный магазин

Онлайновый ресурс – ресурс, доступ к которому осуществляется в режиме реального времени посредством компьютера, подключенного к сети обмена данными. Посредством онлайновых ресурсов может предоставляться оперативная информация или возможность работы в режиме диалога с программой или другим пользователем.

Оператор аппаратно-програмного комплекса – см. Провайдер аппаратно-програмного комплекса

Ордер –заявка на покупку-продажу в биржевой торговле.

Открытый ключ – электронный код, используемый в шифровании с открытым ключом и имеющий парный ему закрытый ключ. Ключи в паре взаимно дополняют друг друга: информация, зашифрованная одним из них, может быть расшифрована только другим из той же пары. Закрытый ключ известен только его владельцу. Открытый ключ владелец пары сообщает всем своим корреспондентам для декодирования получаемых от него сообщений, кодирования открытым ключом направляемых обладателю закрытого ключа сообщений и проверки подлинности его ЭЦП под сообщениями.

Отраслевая электронная торговая площадка (вертикальнаяэлектронная торговая площадка) – рыночное пространство, созданное средствами электронных телекоммуникаций и предназначенное для сделок купли-продажи товаров определённой отраслевой принадлежности. Отличительная черта отраслевых торговых площадок – они адресованы профессиональной аудитории, прежде всего, менеджерам крупных торговых компаний и холдингов, и призваны максимально учитывать специфику их работы. Как правило, вертикальные торговые площадки строятся по принципу профессиональных сообществ, что позволяет не только осуществлять сделки через Интернет – основное назначение торговой площадки, но и предоставлять полный спектр информационного обеспечения по отраслевому принципу.

Переход – завершенный процесс перемещения пользователя по ссылке на сайт рекламодателя (в отличие от клика). Многие рекламные сети ведут расчеты, основываясь на подсчёте именно числа переходов на сайт по ссылке, которое обычно бывает не более 90% от числа кликов.

Персонализация (англ. customisation) – 1) система предоставления пользователю персонально-ориентированного контента в зависимости от предварительно собранной информации об его интересах и предпочтениях; 2) операция, осуществляемая в момент выдачи пластиковой карты её будущему держателю. Представляет занесение на карту данных о владельце, что в дальнейшем позволит однозначно идентифицировать карту и её держателя, а также проверить её платёжеспособность в момент авторизации.

Пиринговый – основанный на технологиях P2P (см. P2P).

Пластиковая карта – персонифицированный платёжный инструмент, используемый для автоматизации безналичных расчётов (как правило, на розничном потребительском рынке), а также обналичивания имеющихся на карт-счёт е финансовых средств в специализированных сетях взаиморасчётов по пластиковым картам. Принимающие карту предприятия торговли, сервиса и отделения банков образуют сеть взаиморасчётов по пластиковым картам (или приёмную сеть).

Платёжная система – совокупность нормативных актов, договорных документов, финансовых и информационно-технических средств, а также участников (банков, предприятий сферы торговли и услуг, страховых компаний), которые делают возможным функционирование системы финансовых взаиморасчётов.

Посещение, визит, сессия на сайте (от англ. Site Session) – серия запросов к серверу, выполненных одним пользователем в заданный промежуток времени. В течение сессии пользователь обращается к тем либо иным страницам сайта каждый его запрос отражается в лог-файлах сервера. Если в течение определённого времени от пользователя не поступило к серверу ни одного нового запроса, сессия считается завершенной, и возобновление пользователем активности через указанное время будет расцениваться как новое посещение.

Постоянная аудитория – посетители, посещающие сайт с некоторой периодичностью в течение заданного времени, например, недельная аудитория – все, кто посещает сайт минимум раз в неделю. Определяется показателем частота посещения сайта (Site Frequency).

Провайдер электронной коммерции (ASP-провайдер, CSP от англ. Application/ Commerce Service Provider) – компания, предоставляющая услуги по организации систем электронной коммерции в виде сдачи в аренду и обслуживания аппаратно-программных комплексов для ведения электронной коммерции. Обычно услуги такой компании нацелены на: хостинг сайтов и почтовых служб; эксплуатацию ERP-систем, интернет-магазинов и других торговых площадок; доступ к сводным каталогам интернет-продавцов; предоставление защищённого доступа в сеть и др.

Прокси-сертификатэлектронный сертификат ЭЦП субъекта, которому владелец основного сертификата ЭЦП делегирует права по выполнению некоторых действий от его имени. Прокси-сертификат подписывается владельцем сертификата, который делегирует полномочия, и включает кроме основных реквизитов сертификата ЭЦП сертификат ЭЦП выдавшего субъекта, что позволяет удостовериться в его истинности.

Промо-сайт – интернет-ресурс, направленный на рекламу определённого товара, услуги, брэнда или события. Промо-сайты чаще всего открываются параллельно с рекламной кампанией, жестко привязаны к ней и являются источником информационной поддержки рекламной кампании. Промо-сайты помимо текстового наполнения, содержат большое число интерактивных презентаций, демо-роликов и других мультимедийных инструментов, наглядно демонстрирующих продукт и его преимущества.

Протокол электронной коммерции – алгоритм, определяющий порядок взаимодействия участников электронной коммерции и форматы сообщений, которыми участники электронной коммерции обмениваются друг с другом.

Профайлинг – систематический сбор пользовательской информации, для последующего использования её в индивидуальном маркетинге.

Рекламодатель (англ. advertiser, сетевой синоним – спонсор) – физическое, юридическое или виртуальное лицо, размещающее свои рекламные материалы на веб-ресурсе веб - издателя на возмездной основе. Как правило, рекламодатель имеет веб-сайт, на который ведёт ссылка с размещаемого у издателя рекламного носителя (баннера, текстового блока и т.д.).

Сёрфинг ( от англ. surfing) – навигация по Интернету.

Сессия на сайте – см. Посещение.

Сетевая экономика, цифровая экономика; электронная экономика – 1) экономика, основная деятельность которой осуществляется с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций). Технологически сетевая экономика представляет электронную коммуникативную среду, в которой юридические и физические лица могут контактировать между собой по поводу совместной хозяйственной деятельности; 2) экономическое пространство, в котором любая компания или индивид, вне зависимости от своего географического местоположения, могут с минимальными затратами контактировать с любой другой компанией или индивидом в процессе общественного производства, распределения, обмена и потребления.

Сетикет – см. нетикет.

Система управления закупками – см. E-procurement.

Система электронного документооборота – электронная система, включающая три важнейших технологии: управление документами (создание документов, рецензирование и редактирование); накопление и хранение документов; обмен документами.

Скимминг – см. Skimming.

Слип (от англ. slip) – документ (квитанция), формирующийся в торговом предприятии по операциям с использованием пластиковых карт, который служит подтверждением их совершения. Слип составляется с применением карт или их реквизитов на бумажном носителе или в электронной форме, содержит информацию о сумме операции, дате и идентификационных данных карты. Слип подписывает кассир и держатель карты.

Смарт-карта (smart-карта, микропроцессорная карта) – пластиковая карта, оснащенная интегральной схемой и микропроцессором, способным выполнять расчёты. Данные о средствах владельца хранятся в микрочипе на пластиковой карте, их достоверность обеспечивается сложностью несанкционированного считывания и модификации этой информации. Денежные переводы с использованием смарт-карт могут осуществляться непосредственно между микропроцессорами карт в офлайновом режиме.

Спам (от англ. spam), junk mail, bulk mail, – сообщения, присылаемые от неизвестных людей или организаций, которым получатели не давали на это разрешения. Наиболее часто термин «спам» употребляется в смысле «почтовый спам». Как правило, спам – это массовая рассылка на большое число адресов, содержащая рекламу или коммерческие предложения, а также письма счастья и т.п.

Спонсор (от англ. sponsor), рекламодатель – 1) распространённое в Интернете название рекламодателя, в отличие от традиционного рекламодателя, спонсор может оплачивать рекламу услугами или передачей товарно-материальных ценностей (например, предоставляя доступ в Интернет, сервер, помещение и т.п.); 2) рекламное агентство, которое реализует спонсорские программы, собирая рекламные предложения от рекламодателей и демонстрируя их участникам спонсорской программы.

Спонсорская программа – форма сотрудничества, основанная на оплате организатором спонсорской программы её участникам за просмотр рекламы (сектор В2С). Участники спонсорской программы на регулярной основе смотрят рекламу спонсоров и получают за это деньги или пользуются бесплатными услугами (например, бесплатным доступом в Интернет). Спонсорские программы часто основаны на создании сообщества пользователей-участников и строятся по принципу финансовой пирамиды, используя несколько уровней реферралов.

Стейтмент – отчёт о транзакциях, совершённых клиентом по пластиковой карте в течение некоторого периода времени. Стейтмент предоставляется держателю карты банком-эмитентом, как правило, раз в месяц.

Телеработа (от англ. telework) – работа, выполняемая с использованием телекоммуникационных систем, в месте, удалённом от места использования результатов этой работы, как правило, дома у работника.

Телецентр – помещение, оборудованное для телеработы. Обычно оно снабжено высокоскоростным каналом доступа в Интернет.

Трафик (от англ. traffic, посещаемость) – число посетителей веб-сайта (или его определённой страницы) в единицу времени. В некоторых случаях в понятие трафика вкладывается не число посетителей, а число хитов за единицу времени. Другой распространённой трактовкой трафика (техническим) является объём данных, получаемых сервером (входящий трафик) или отправляемых сервером (исходящий трафик) в единицу времени.

Уивинг – метод совершения киберпреступлений, связанный с кражей информации или услуг. Осуществляется с использованием схемы «запутывания следов». Злоумышленник проходит через несколько информационных систем и телекоммуникационных сетей – Интернет, интранет, системы сотовой и обычной телефонной связи, чтобы скрыть свое подлинное имя и местонахождение.

Фишинг (от англ. PHISHING) – вид киберпреступления, основанного на завладении конфиденциальной информацией идентифицирующей пользователя системы электронной коммерции (например, платежной системы) обманным путем и мошенническом использовании этих персональных данных.

Флейм (от англ. flame – пламя) – бурное обсуждение («словесная война»), в процессе которого участники обычно отходят от первоначальной темы, переходят на личности и не могут остановиться. Флейм характерен для чатов, досок объявлений, конференций и других форм сетевого общения.

Фоун-фрейкинг – технология киберпреступников, использующих компьютер для проникновения в коммутационную телефонную систему для незаконного пользования услугами по предоставлению междугородной телефонной связи.

Фрилансер (от англ. free lance) – работник, использующий методы удалённой работы через Интернет (телеработы).

Фрод (от англ. fraud, мошенничество) – 1) мошенничество с контрактами и счетами за услуги сотовой связи, например, хищение и клонирование сотовых телефонов. 2) более широко – любое мошенничество в сфере ИТ, осуществляемое пользователями или потребителями услуг или товаров.

Фронт-офис (от англ. front-office) – совокупность бизнес-процессов и реализующих их организационных подразделений компании, связанных непосредственным контактом с клиентами, т.е. электронные системы взаимодействия с клиентами, которые обеспечивают покупателей информацией о товарном предложении, принимают заказы и заявки, предварительно их обрабатывают и передают для дальнейшей обработки в бэк-офис. Примером фронт-офиса может служить веб-сайт электронного магазина.

Хит (от англ. hit – удар, попадание) – один показ одной веб-страницы. Число хитов на сайте в единицу времени даёт возможность оценить рекламную мощность сайта. Как правило, количество показываемой рекламы пропорционально числу показов страниц. Понятие хит часто используется в рейтингах и счётчиках посещений. В этом случае под хитом понимается число загрузок страницы, на которой установлен счётчик.

Хост (от англ. host) – компьютер, подключенный к Интернету. В понимании специалиста по интернет-рекламе – пользователь, просматривающий страницы (делающий хиты). Хит и х ост – первичные понятия при оценке посещаемости сайта как рекламоносителя и анализе эффективности рекламы. На подсчёте уникальных хостов основывается самый распространённый и в то же время самый неточный способ определения числа уникальных пользователей. В этом случае с уникальным пользователем ассоциируется уникальный IP-адрес компьютера, с которого выполняется доступ.

Хостинг – интернет-услуга, заключающаяся в размещении файлов, из которых состоит веб-сайт, на дисковом пространстве компьютера фирмы-провайдера услуг хостинга, постоянно подключенного к Интернету.

Центр сертификации – организация, выдающая и удостоверяющая цифровые сертификаты, используемые в системах ЭЦП.

Цифровая подпись – код, который однозначно идентифицирует автора и является электронным эквивалентом собственноручной письменной подписи. Цифровая подпись получается в результате шифрования дайджеста сообщения закрытым ключом отправителя и проверяется соответствующим открытым ключом отправителя. Используется для аутентификации автора документа, к которому цифровая подпись приложена, а также удостоверяет отсутствие изменений в документе с момента его подписания.

Цифровая экономика – см. Сетевая экономика.

Цифровой конверт – электронный документ, созданный на основе шифрования другого документа с использованием технологии слепой подписи, позволяющей идентифицировать полученную информацию, то есть убедиться, что она пришла от конкретного клиента в неизмененном виде, и удостоверить или подписать её, не зная её содержания

Цифровой сертификат – см. электронный сертификат.

Чарджбек (от англ. chargeback) – процедура опротестования транзакции плательщиком, при которой сумма платежа безакцептно списывается с получателя и возвращается плательщику, после чего обязанность доказательства истинности транзакции ложится на получателя. Технология чарджбеков используется в системах взаиморасчётов по пластиковым картам.

Шифрование с открытым ключом – класс асимметричных криптографических методов, использующих двуключевые шифры: открытый и закрытый ключи. Сообщения, зашифрованные открытым ключом, можно расшифровать только при помощи связанного с ним закрытого ключа. Подлинность сообщений, подписанных закрытым ключом, можно проверить с помощью открытого ключа.

Электронная биржа – 1) электронное рыночное пространство наличной товарной продукции данной отрасли экономики, где цена устанавливается в процессе торгов на основании спроса и предложения. Электронная биржа удовлетворяет срочные потребности покупки-продажи по рыночным ценам для предприятий данной отрасли, имеющих установленные с биржей деловые отношения и выступающих анонимно (через электронных брокеров). Гарантом исполнения обязательств по сделкам является сама биржа; 2) некоммерческое предприятие с правами юридического лица, участвующее в формировании оптового рынка товаров, сырья, продукции, ценных бумаг, валюты и др. путём организации и регулирования электронной биржевой торговли. Операции купли-продажи осуществляются пользователями с помощью абонентских систем – прикладных программ, включенных в биржевую сеть, и именуемых электронными брокерами. Источниками дохода для бирж главным образом служат комиссии за транзакции и членские взносы участников.

Электронная коммерция (от англ. e-commerce, синоним – е-коммерция) – 1) экономическая деятельность с использованием электронных информационных технологий; 2) коммерческая деятельность с использованием электронных информационных технологий, при ведении которой взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного физического контакта.

Электронная корзина – см. корзина.

Электронная торговая универсальная площадка – см. Электронный торговый ряд.

Электронная торгово-закупочная площадка – электронная торговая площадка, обеспечивающая взаимодействие закупающих организаций с их контрагентами в процессе осуществления торгово-закупочной деятельности через электронные каналы связи.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) – см. цифровая подпись.

Электронное правительство – система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределённой системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Электронное снабжение – см. E-procurement.

Электронные деньги (от англ. digital many, синонимы – цифровые деньги, цифровые наличные, электронные наличные) – бессрочные денежные обязательства на предъявителя, эмитированные в форме защищённых электронных сертификатов, которые могут быть использованы для расчётов через компьютерную сеть и обеспечиваются обыкновенными денежными средствами в момент предъявления обязательства его эмитенту.

Электронный аукцион – электронная торговая площадка, на которой цены устанавливаются во время публичных, открытых торгов на основании спроса и предложения. Некоторые электронные аукционы могут предусматривать регистрацию (с денежным залогом).

Электронный каталог (от англ. online catalog) – 1) иерархически структурированный классификатор продукции в форме дерева, ветвями которого являются товарные группы, а листьями – конкретные товары со всеми своими характеристиками. Каталог реализован на основе многотабличной БД с пользовательским интерфейсом построения выборок (списков отобранных по заданным характеристикам товаров) и обычно содержит стандартные поля для описания предложения: название товара, базовая цена, описание характеристик товара, способ платежа и т.д.

Электронный магазин (англ. е-shop), онлайновый магазин – предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и использующее для ведения коммерции электронные средства коммуникаций. В частности, электронный магазин позволяет выбирать товары, оформлять заказ и необходимые документы, проводить взаиморасчёты, отслеживать исполнение заказа, а в случае продажи информационных товаров или оказания информационных услуг – доставлять посредством сетей электронных коммуникаций.

Электронный рынок (от англ. е-market) – 1) виртуальное рыночное пространство для ведения электронной коммерции. Различают горизонтальные рыночные пространства для представления товаров и услуг различных отраслей и вертикальные рыночные пространства для представления товаров и услуг одной отрасли экономики; 2)виртуальное рыночное пространство для ведения электронной коммерции, предназначенное для осуществления сделок купли-продажи товаров различной отраслевой принадлежности в секторе В2В. В данном случае отличительная черта электронного рынка – то, что он адресован только профессиональной аудитории, прежде всего менеджерам крупных торговых компаний и холдингов, и призван максимально учесть специфику их работы. Указанный тип рынка охватывает только сферу сбыта и снабжения, на нём в обязательном порядке реализуется процедура авторизации участников.

Электронный сертификат (цифровой сертификат) – электронный документ, удостоверяющий содержащуюся в нём информацию. Как правило, в электронной коммерции, играет роль электронных денег или удостоверения личности субъекта электронной коммерции (сертификат ЭЦП). Сертификат удостоверения личности обычно содержит следующую информацию: имя и адрес владельца; идентификатор алгоритма ЭЦП; открытый ключ владельца сертификата; срок действия сертификата; название сертифицирующей организации; уникальный серийный номер сертификата; ЭЦП сертифицирующей организации; область применения ключа и дополнительные сведения о владельце и издателе сертификата (опционально). Право выдавать сертификаты имеют только наделённые данными полномочиями специализированные организации – сертифицирующие органы. Так как открытый ключ сертифицирующей организации находится в свободном доступе, проверку подлинности электронного сертификата можно выполнить в любой момент.

Электронный торговый ряд (англ. е-mall), универсальная электронная торговая площадка, электронный универмаг) – 1) универсальная система электронной торговли сектора В2С, основанная на объединении товарного предложения независимых продавцов в рамках единой торговой площадки. Каждый продавец, зарегистрированный в электронном торговом ряду, размещает в системе каталог продукции. Кроме того, все товарные предложения сводятся в единый каталог торгового ряда; 2) совокупность нескольких финансово-независимых электронных магазинов, использующих общие для всех технологические инструменты (аппаратно-программный комплекс – сервер электронной коммерции, склад и т.п.), а в ряде случаев и общую коммерческую базу (службы приёма платежей, доставки и т.п.), Как правило, в состав электронного универмага входят электронные магазины, распространяющие отличные друг от друга и, часто, сопутствующие товары и услуги.

Электронный чек – предписание банку выплатить определённую сумму конкретному лицу в форме электронного сертификата-обязательства. Электронные чеки выписываются посредством электронных чековых книжек эмитируемых банками.

ЭЦП (электронная цифровая подпись) – см. цифровая подпись.

ASP-провайдер (англ. Application Service Provider) – см. Провайдер электронной коммерции.

Authentication token – жетон (карта) для аутентификации, миниатюрное устройство для установления личности пользователя с помощью пароля-отзыва (временных последовательностей кодов).

B2B (от англ. business to business, бизнес для бизнеса) – сектор рынка электронной коммерции, в котором в качестве субъектов коммерции выступают юридические лица (предприятия, организации). Пример систем электронной коммерции сектора B2B – электронная биржа или вертикальная торговая площадка.

B2C ( от англ. business to customer, бизнес для потребителя ) – сектор рынка электронной коммерции, в котором коммерческое взаимодействие осуществляется между юридическими (предприятия, организации) и физическими (частные лица, потребители) лицами. В системах электронной коммерции, относящихся к данному сектору, в качестве продавца или оказывающего услуги субъекта выступает юридическое лицо (предприятие, организация), а покупателя – физическое лицо. Пример систем электронной коммерции сектора В2С – интернет-магазин.

B2G (от англ. business to government, бизнес для правительства) – сектор рынка электронной коммерции, в котором коммерческое взаимодействие осуществляется между юридическими лицами (предприятиями, организациями) и государственными учреждениями. В системах электронной коммерции, относящихся к данному сектору, в качестве продавца или оказывающего услуги субъекта выступает юридическое лицо (предприятие, организация), а покупателя – государственное учреждение. Пример систем электронной коммерции сектора B2G– специализированные торговые площадки по закупке продукции для государственных нужд.

Back office – см. Бэк-офис.

Bank wire –банковская компьютерная система быстрой передачи информации, соединяющая банки и используемая не для осуществления платежей, а как механизм извещения банка-получателя об определённых действиях, например, о помещении средств клиента на счет банка.

С2В (от англ. customer to business, потребитель для бизнеса) – сектор рынка электронной коммерции, в котором коммерческое взаимодействие осуществляется между физическими лицами и юридическими лицами (предприятиями, организациями). В данном секторе в качестве продавца или оказывающего услуги субъекта выступают физические лица, а покупателя – юридические лица. Пример систем электронной коммерции сектора С2В – партнёрские программы.

С2С (от англ. customer to customer, потребитель для потребителя) – сектор рынка электронной коммерции, в котором в качестве субъектов коммерции выступают физические лица. Примеры систем электронной коммерции сектора С2С – интернет-аукционы и системы Р2Р.

С2G (от англ. customer to government, потребитель для правительства) – сектор рынка электронной коммерции, в котором коммерческое взаимодействие осуществляется между физическими лицами и государственными учреждениями. В данном секторе, в качестве продавца или оказывающего услуги субъекта выступает физическое лицо, а покупателя – государственное учреждение. Примеры взаимодействия в секторе С2G – участие граждан в научно-практических разработках по заказу государственных учреждений посредством технологий электронного правительства.

Call-центр (контакт-центр) — это интегрированная телефонно-компьютерная система приема, распределения и обработки телефонных звонков, сопряженная с компьютерной БД, работу которой замыкает человек–оператор.

CALS (от англ. Continuous Acquisition and Life cycle Support) – технология информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех его стадиях, от этапа проектирования, разработки, изготовления, эксплуатации и ремонтных работ, до нецелевого использования и утилизации. Она предполагает создание электронной информационной модели продукции, использование которой позволит обеспечить быстрый и удобный доступ к совокупности максимально полной информации по данной продукции. Все это позволяет обеспечить уменьшение стоимости владения, улучшить эксплуатацию, материально-техническое снабжение, ремонт. CALS основана на использовании единого информационного пространства, обеспечивает взаимодействие всех участников жизненного цикла продукции: заказчиков продукции; поставщиков (производителей); эксплуатационных и ремонтных предприятий; транспортных и складских предприятий.

CALS-система – интегрированная электронная информационная система управления, реализующая концепцию CALS.

CRM (от англ. customer relationships management, управление взаимоотношениями с покупателями) – концепция обеспечения полного цикла сопровождения клиентов.

CRM-система – интегрированная электронная информационная система управления, реализующая концепцию CRM. CRM-системы позволяют «интегрировать» клиента в сферу организации. При этом фирма получает максимально возможную информацию о своих клиентах и их потребностях и, исходя из этих данных, строит организационную стратегию, касающуюся всех аспектов её деятельности: производства, рекламы, продаж, дизайна, обслуживания и пр.

Cross-selling – см. Кросс-продажа.

CSP – см. провайдер электронной коммерции.

CSRP (от англ. customer synchronized resource planning – планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем) – концепция управления ресурсами предприятия, ориентированная на нужды предприятий-потребителей и учитывающего не только основные производственные и материальные ресурсы, но и все те ресурсы, которые обычно рассматриваются как вспомогательные, то есть ресурсы всего функционального жизненного цикла товара. Это все ресурсы, потребляемые во время маркетинговой работы с клиентом, послепродажного обслуживания, перевалочных и обслуживающих операций и т.д. Эта особенность CSRP приобретает решающее значение для повышения конкурентоспособности предприятия в отраслях, где жизненный цикл товара невелик и требуется оперативная реакция на изменение желаний потребителя.

CSRP-система – интегрированная электронная информационная система управления, реализующая концепцию CSRP.

DoS-атака (от англ. Denial of Service – отказ от обслуживания) – вид киберпреступления, направленный на удалённое выведение серверов и сетей из строя. DoS-атака может быть осуществлена при помощи отсылки большого числа пакетов (определённым образом организованных блоков информации) на атакуемый сервер («затопления сервера»).

eCRM-система – CRM-система, которая работает в сфере интернет-коммерции.

е-коммерция – см. Электронная коммерция.

EDI (от англ. Electronic Data Interchange) – 1) международный стандарт обмена электронными данными; 2) передача стандартизированных электронных сообщений, заменяющих бумажные документы.

EDIFACT (от англ. Electronic Data Interchange For Administration, Commerce And Trade) – комплекс стандартов электронного обмена данными, рекомендованный ООН для использования в управлении, торговле и на транспорте. Разработан на основе стандарта EDI.

EIP (от англ. Electronic Invoicing and Payment) – 1) электронные системы выставления счетов и проведения платежей; 2) см. Корпоративный информационный портал.

EFT (от англ. Electronic Fund Transfer) – 1) международный стандарт организации электронного финансового обращения; 2) электронный перевод финансовых средств, основанный на передаче электронных инструкций по дебетованию или кредитованию счетов финансовыми учреждениями.

E-procurement (электронное снабжение, система управления закупками) – 1) технология материально-технического снабжения с использованием средств электронной коммерции, которая охватывает все электронные формы покупки и поставки товаров в производственном цикле предприятия; 2) интегрированная электронная информационная система управления закупками, реализующая технологию е-procurement, предоставляющая возможности публикации потребности в материально-технических ресурсах, получения коммерческих предложений от поставщиков, организации тендеров, конкурсов и т.д.

ERP (от англ. Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия) – концепция согласованного учёта, контроля, планирования и управления производственными и финансовыми ресурсами предприятия, называемая иногда также системой планирования ресурсов в масштабе предприятия (Enterprise-wide Resource Planning).

ERP-система – интегрированная электронная информационная система управления, позволяющая создать единую среду для автоматизации планирования, учёта, контроля, управления и анализа всех основных хозяйственных процессов предприятия, реализующая концепцию ERP.

Front office – см. фронт-офис.

G2B (от англ. government to business – правительство для бизнеса) – сектор рынка электронной коммерции, в котором в качестве взаимодействующих субъектов выступают государственные учреждения и юридические лица. В данном секторе в качестве продавца или оказывающего услуги субъекта выступает государственное учреждение, а в качестве потребителя – юридическое лицо. Пример систем сектора G2B – специализированные электронные площадки по выдаче лицензий, льготных кредитов и т.п.

G2С (от англ. government to customer – правительство для потребителя) – сектор рынка электронной коммерции, в котором в качестве взаимодействующих субъектов выступают государственные учреждения и физические лица. В данном секторе, в качестве продавца или оказывающего услуги субъекта выступает государственное учреждение, а в качестве потребителя – физическое лицо. Пример систем сектора G2С – системы социального и коммунального обслуживания, реализованные посредством технологий электронного правительства.

G2G (от англ. government to government – правительство для правительства) – сектор рынка электронной коммерции, в котором в качестве взаимодействующих субъектов с обеих сторон выступают государственные учреждения. Примеры систем сектора G2G – системы поставки продукции или оказания услуг между государственными учреждениями, реализованные посредством технологий электронного правительства.

IOTP (от англ. Internet Open Trading Protocol) – протокол открытой торговли в Интернете. Обеспечивает возможность проведения электронных торговых операций, в которых участвуют, с одной стороны, продавец (он подразумевает определенный состав участников торговой сделки: виртуальный магазин, платежная система, поставщик товаров и услуг) и, с другой стороны, покупатель, в ходе одной или нескольких торговых сессий. Описывает содержимое, формат и последовательность сообщений, которыми обмениваются между собой участники электронной торговли (покупатели, продавцы и банки или другие финансовые учреждения) и «третейские судьи».

MRP (от англ. Material Requirements Planning – планирование потребности в материалах) – концепция планирования потребности производства в материальных ресурсах, использующая (для автоматического определения данной потребности) информацию о структуре и технологии производства конечного продукта, объёмно-календарный план производства, данные складских запасов, заключенных договоров поставки материалов и комплектующих и т.п.

MRP II (от англ. Manufacture Resources Planning – планирование производственных ресурсов) – концепция управления производственным предприятием, основанная на взаимосвязанном планировании производственных мощностей, потребности в материалах, финансах и кадрах. Является развитием концепции MRP.

MRP-система – интегрированная электронная информационная система управления, реализующая концепцию MRP.

MRP II-система – интегрированная электронная информационная система управления, реализующая концепцию MRP II. Данная система, в отличие от MRP-системы, обладает возможностями прогнозирования и моделирования.

OBI (от англ. Open Buying on the Internet) – стандарт «Открытые приобретения в Интернете» – набор спецификаций, обеспечивающих взаимодействие между электронными коммерческими интернет-системами. Стандарт OBI существенно упрощает процесс электронных закупок, снижает стоимость и повышает уровень обслуживания при проведении торговых операций между производителями, торговыми предприятиями и конечными потребителями.

OFX

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эльвин Тоффлер | Этапы развития менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.177 сек.