Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития менеджмента

МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Менеджмент (от англ. management — управление) — область знаний и профессиональная деятельность, направленная на формирование и обеспечение целей организации и их достижение путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Руководитель любой организации для выполнения задач и достижения целей должен осуществлять четыре основных вида деятельности: планирование, выстраивание организационных связей, мотивирование и контроль, которые в целом представляют собой менеджмент.

Существует много подходов к определению понятия «менеджмент». Можно рассматривать менеджмент как процесс управления людьми в организациях с применением особых функций менеджмента. Менеджмент также — это орган управления на предприятии. По А. Файолю, менеджмент — это прогнозирование, планирование, организация и руководство, координация и контроль. По Ф. Тейлору, менеджмент — это искусство точно представить, что предстоит сделать и как это сделать лучшим и дешевым способом.

Различают три вида менеджмента по иерархическому уровню: высший, средний и нижний; на каждом уровне есть различные зоны, своя горизонтальная структура — функциональные области управления.

Виды менеджмента — это специальные области управления, связанные с решением определенных задач. Различают общий и функциональный менеджмент. Общий менеджмент — управление организацией в целом или ее отдельными единицами. Функциональный менеджмент — управление определенными сферами деятельности организации (персоналом, маркетингом, финансами).

По содержанию различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент. Нормативный менеджмент включает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка, формирование общих стратегических намерений. Стратегический менеджмент предполагает выработку стратегий, их распределение во времени, обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент включает разработку тактических и оперативных мер по практической реализации принятых стратегий развития фирмы.

В самостоятельную область знаний менеджмент выделился в конце XIX века; «датой рождения» менеджмента считается 1911 год (вышел в свет труд Ф. Тейлора «Принципы научного управления»), но наука об управлении зародилась очень давно.

5000 лет до н. э. — древние шумеры: появление клинописи, регистрация фактов;

4000 лет до н. э. — Древний Египет: признание необходимости планирования, организации и контроля; мотивация пока не учитывается;

2600 лет до н. э. — Древний Египет: организация и управление в условиях децентрализации;

1792 г. до н. э. — Древний Вавилон, Законы Хаммурапи: использование свидетелей и письменных источников для контроля, установление MP0T;

1491 г. до н. э. — древние евреи: классическая концепция организации, скалярный принцип, принцип управления по методу исключения;

500 лет до н. э. — Древний Китай: формулировка принципа специализации;

400 лет до н. э. — Сократ: признание универсальности управления во всех сферах жизни (духовной, социальной, экономике, политике);

350 лет до н. э. — Платон: специализация (каждое сословие должно заниматься своим делом);

325 г. до н. э. — А. Македонский: создание штаба;

284 г. до н. э. — Древний Рим, император Диоклетиан: делегирование полномочий;

1436 г. — Венеция: учет издержек производства, чеки и балансы для контроля, присвоение номера при инвентаризации; контроль товарных запасов и себестоимости;

1515 г. — Англия, Томас Мор: анализ недостатков плохого руководства, усиление специализации;

1525 г. — Флоренция, Н. Макиавелли: осознание значения массового согласия, определение качеств руководителя;

1776 г. — Англия, А. Смит: принцип специализации применен к промышленным рабочим;

1800 г. — Англия, Дж. Уатт: страхование служащих, материальное стимулирование, рождественские праздники и премирование;

1810 г. — Англия, Р. Оуэн: социальные программы, 10,5-часовой день, обучение рабочих и их детей, строительство жилья для рабочих, частичная оплата нетрудоспособности;

1820 г. — Англия, Дж. Милл: анализ человеческой мотивации;

1911 г. — Англия, Ф. Тейлор: рождение менеджмента как науки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изменения в процессе общественного воспроизводства, связанные с технологиями электронной коммерции | Принципы и тенденции современного менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.