Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль и этика в менеджменте

Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Специфика контроля в том, что, с одной стороны, это самостоятельная функция, с другой — элемент каждой общей функции управления (планирования, регулирования, организации). Контроль предупреждает и выявляет проблемы, ошибки и исправляет их, определяет эффективность, обеспечивает единство целей, может быть использован для стимулирования успешной деятельности. Объект контроля — предприятие или организация, все процессы и отдельные элементы системы.

Виды контроля:

1. Предварительный — контроль до фактического начала работы, его цель — предупреждение нарушений, нецелесообразности, необычности действий и решений. Примеры: составление сметы затрат, собеседование с работниками, выработка стандартов качества продукта. На этом этапе устанавливается необходимость пропорции в планировании и финансировании.

2. Текущий — процесс, который осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Измеряются фактические результаты, полученные в процессе работ, соизмеряются с запланированными. Цель — выявить и своевременно просечь нарушения и отклонения. Основан на обратной связи.

3. Заключительный (или последующий) — это контроль после того, как работа выполнена. Полученные результаты сравниваются с запланированными. Цель — установить результативность, законченность, экономичность, целесообразность, скрыть упущения и недостатки.

Контроль часто оказывает сильное влияние на поведение всей системы. Неудачно спроектированные системы контроля могут сделать поведение сотрудников ориентированным на них, т.е. люди будут стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей.

Контроль эффективен, если имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевремен, гибок, прост и экономичен.

Достижение целей организации осуществляется в ходе совместной деятельности людей. Чтобы последняя была успешной, ее надо регулировать, направлять в нужную сторону, обеспечивать требуемый уровень взаимодействия между участниками. Регулирование сводится, с одной стороны, к профилактике, а с другой стороны, к устранению отклонений.

Выделяют следующие формы контроля:

1) стратегический (ориентирован на стратегические цели и задачи);

2) тактический (направлен на наблюдение за ходом реализации тактических управленческих решений);

3) оперативный (ориентирован на мониторинг и корректировку оперативных управленческих решений). В качестве форм контроля также могут рассматриваться контроль финансовых, материальных, человеческих и информационных ресурсов; некоторые авторы выделяют еще контроль запасов, производственный, качества и финансовый.

Система контроля в организации должна включать два уровня: нижний и верхний. Нижний уровень — это контроль за исполнением бюджетов, производится экономическими службами самих подразделений. Верхний уровень — контроль за исполнением бюджетов, осуществляемый финансово-экономической службой организации в целом и ее бухгалтерией.

Процесс контроля в организации состоит из следующих этапов: 1) определение состава лиц, контролирующих исполнение различных статей планов; 2) определение перечня контрольных показателей для анализа; 3) сбор информации о производственно-финансовой деятельности организации и составлении отчетов; 4) сравнение плановых и фактических показателей и определение отклонений; 5) анализ отклонений и выявление их причин; 6) принятие решения о корректировке бюджета или ужесточении контроля за его исполнением.

В конечном итоге, основным показателем системы контроля в организации служит отклонение фактических показателей от плановых. Считается, что если разница между «фактами» и «планом» не превышает 20%, то система контроля в организации эффективна.

Контроль в организации можно классифицировать по:

1) стадиям жизненного цикла объектов (на стадиях маркетинга, производства, эксплуатации и т. д.);

2) объектам контроля (предметы труда, технологии, условия труда и т. д.);

3) исполнителям (самоконтроль, контроль, проводимый отделом технического контроля или менеджером, и т. д.);

4) степени охвата объекта (сплошной и выборочный);

5) режиму контроля (усиленный и нормальный);

6) времени контроля (предварительный, текущий, заключительный);

7) периодичности контроля (непрерывный и периодический).

Этика — это одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Основа данного предмета была заложена Аристотелем, который и ввел данный термин. Этика бизнеса не сводится к понятию морали; является инструментом, с помощью которого менеджер принимает свои решения. К сожалению, деловая этика рассматривается лишь как совокупность моральных принципов, применение которых на практике не изучается; этика менеджера понимается прежде всего как правила поведения руководителя в деловом окружении (деловой этикет). В западных странах этика четко подразделяется на этикет и управленческую (прикладную) этику. Этика поведения менеджера рассматривается с точки зрения моральных аспектов различных функций управления.

Уровни управленческой этики:

1. Мировой уровень — осуществление менеджером своих рабочих функций на основе общечеловеческих ценностей, зафиксированных в «принципах международного бизнеса» — Всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии. Данные принципы включают в себя: социальную ответственность перед сотрудниками предприятия, акционерами, клиентами и населением в целом; модернизацию технологий, маркетинга и коммуникаций; повышение доверия к бизнесу; уважение к законодательству и соблюдение правовых норм; приоритет моральных ценностей во всех направлениях деятельности фирм; охрану окружающей среды.

2. Макроуровень — реализация моральных принципов в соответствии с отраслевым или национальным кодексом бизнес-этики, включающим уважение к частной собственности и свободной конкуренции, предоставление достоверной информации, отсутствие дискриминации на рынке труда.

3. Микроуровень — реализация моральных норм в рамках отдельного предприятия, его партнеров и конкурентов (отсутствие дискриминации в отношениях с поставщиками и покупателями, сотрудниками предприятия и его руководством, менеджерами, инвесторами и акционерами); решение этических проблем частного характера.

В случае если возникает вопрос в этической оправданности принимаемого действия, то оно оценивается с точки зрения отношения лиц, получающих от него пользу и вред. Если количество первых больше, чем вторых, то решение оправданно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод SWOT-анализа | Менеджер: личные качества и эффективность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.