Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликт в менеджменте

Положение сотрудника в организации

Поведение человека в обществе обусловлено в первую очередь окружающими его людьми — в личной жизни (личный круг общения) и на работе (служебный круг). Каждый человек играет определенные социальные роли, т.е. выполняет действия, соответствующие его психологическим особенностям и месту в организации.

В любом коллективе (формальном и неформальном) между его членами распределен набор ролей: один человек может исполнять их сразу несколько; одну роль могут исполнять несколько человек.

Специалисты выделили следующие роли:

1) координатор — имеет максимальные организаторские способности;

2) генератор идей — имеет самый высокий творческий потенциал, легко выдвигает идеи и методы решения проблем, но не способен воплотить их в жизнь;

3) контролер — обладает глубокими знаниями, опытом и эрудицией, способен оценить любую идею, определив ее достоинства и недостатки; неспособен творчески мыслить;

4) шлифовщик — обладает широким кругозором, благодаря которому «подчищает» все недостатки предложений, увязывает их с другими задачами организации;

5) энтузиаст — заражает своим примером окружающих на выполнение определенного дела;

6) искатель выгод — посредник во внутренних и внешних отношениях, определяющий пользу действий организации;

7) исполнитель — выполняет чужие поручения, реализует идеи, в процессе нуждаясь в подбадривании и контроле;

8) помощник — не обладает собственными устремлениями, но помогает в достижении целей другим людям.

Роли в межличностном общении можно разделить на две группы: ведущие, присущие людям, обладающим определенным авторитетом и качествами, привлекательными для окружающих, и ведомые, присущие всем остальным людям, в том числе и отвергаемым.

Любая роль, которую играет человек в коллективе, определяет его статус (формальный и неформальный). Формальный статус зависит от служебного положения, должности, уровня зарплаты, объема ответственности. Неформальный статус складывается под воздействием авторитета личности и зависит от личных качеств человека, манеры его поведения. Авторитет может появляться стихийно или создаваться и поддерживаться намеренно. Для организации оптимален вариант, когда формальный и неформальный статусы совпадают.

В основе конфликта (с лат. «столкновение») всегда лежит противоречие. Причины возникновения конфликтов можно разделить на три группы: порожденные трудовым процессом; вызываемые психологическими особенностями взаимоотношений людей; возникающие в процессе реализации трудовой деятельности.

Конфликт — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами (конкретными лицами или группами), когда каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Причины конфликта, вызванные трудовым процессом, обусловлены факторами, препятствующими получению запланированных результатов. К их числу можно отнести: сам технологический процесс, в котором деятельность одного работника влияет на эффективность деятельности другого; ненадлежащее исполнение или отсутствие исполнения функциональных обязанностей в системе «руководство-подчинение».

Основные причины конфликтов, вызываемых психологическими особенностями взаимоотношений: взаимосвязь людей, в процессе которой результат действий одного зависит от действий другого; не решенные руководством вопросы, из-за которых возникают разногласия между непосредственными исполнителями; функциональные нарушения в системе «руководство-подчинение», барьер для достижения личных, целей руководителей и подчиненных.

Конфликты, возникающие в реализации трудовой деятельности, чаще всего порождаются несоответствием действий человека принятым в коллективе нормам поведения. Кроме того, в организационном процессе есть еще коммуникативные барьеры, вызывающие возмущение с той или другой стороны.

Существуют также межличностные конфликты, например симпатии и антипатии людей, ведущие к совместимости или несовместимости; конфликты, вытекающие из личностного своеобразия членов коллектива (неумения контролировать эмоциональное состояние, некоммуникабельности, скрытности, низкого уровня самоуважения, агрессивности).

Для женщин характерны конфликтные ситуации, связанные с их личностными потребностями, мужчины более предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Трудовой коллектив и сотрудник в организации | Управление конфликтами. Процесс разрешения конфликта включает в себя шесть этапов:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.