Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поступления от приватизации

Испания. В Испании программа приватизации существует с 1982 года и проводится то с большей, то с меньшей интенсивностью. Преобладающей формой приватизации является предложение акций в широкую продажу через Испанскую фондовую биржу и на международных рынках капитала.

Канада. Реализация программы приватизации в Канаде началась в 1985 году и продолжается до сегодняшнего дня. Программа полностью придерживается принципов индивидуального подхода к приватизации каждого отдельного предприятия, пользуясь предложением акций на фондовом рынке для населения, продажей посредством тендера и продажей посредством переговоров. К 1997 году было приватизировано 26 государственных предприятий, включая государственную авиалинию, государственную железнодорожную и объединенную нефтяную компанию, а также компанию по обогащению урана, телекоммуникационные компании и компании, производящие самолеты и оружие.

Франция. Французская программа приватизации, начатая в 1986 году правительством Ширака, была приостановлена в 1988 году и возобновлена в 1993 году правительствами Балладура и Жюппе частично из-за озабоченности по поводу бюджета.

Основой формирования различных форм собственности в начале 1990-х годов в России был процесс приватизации. Сегодня существует множество критики в его адрес. При этом приватизация существовала и существует не только в странах с переходной экономикой, но и в развитых странах мира в виду пересмотра подхода к составу объектов государственной и муниципальной собственности. В этих условиях будет интересно посмотреть опыт других стран.

Опыт приватизации государственной и муниципальной собственности

Великобритания. Приватизация в Великобритании началась в 1979 году и продолжается до сих пор. Большую часть общей суммы в 97 миллиардов долларов, поступившей от приватизации в период с 1979 по 1995 гг., правительство Великобритании получило от приватизации 48 крупнейших компаний, таких как Бритиш Телеком, Бритиш Гэз, Бритиш Эйруэйз и Бритиш Петролеум. Среди других основных достижений британской программы приватизации можно назвать:

1) значительно возросшую эффективность и прибыльность бывших государственных предприятий;

2) значительный рост числа акционеров (от 4 % взрослого населения в 1979 года до более 25 % в середине 1990-х годов);

3) значительное сокращение государственных субсидий ГП.

Основными чертами британской приватизации являются ее постепенность, акцент на получении прибыли, тщательная подготовка законных и нормативных рамок для каждого отдельного случая продажи.

Великобритания стимулировала широкое владение акциями посредством особого внимания к их розничному распределению, установления скидок на предлагаемую цену, доступности акций через посредничество банков и широкомасштабных рекламных кампаний в средствах массовой информации, а также создания различных программ стимулирования покупки акций сотрудниками предприятий и структур, предлагающих акции.

Еще одной характерной чертой была эффективная система регулирования деятельности естественных монополий в послеприватизационный период, включая лицензирование и контроль за ценами, создание режима потолка цен, ограничивающего возможности приватизированных монополий в повышении цен. Регулирование с помощью установления потолка цен срабатывает гораздо лучше, чем традиционное регулирование на основе уровня возврата инвестиций, которое не способствует эффективности.

В ходе приватизации уже к середине 1990-з годов было получено 43 млрд. долларов, Приватизационная кампания способствовала увеличению числа акционеров во Франции только за 1994 году с 4,5 млн. до 5,7 млн., то есть на 27 %.

Отличительной чертой французской программы является сохранение правительством значительного контроля за приватизированными компаниями. Во Франции впервые были опробованы методы, которые позднее были использованы в других странах, в частности, во франкоговорящих странах Африки. Они включают методы:

1) автоматическое распределение акций между сотрудниками приватизированных компаний;

2) частное размещение крупных блоков акций у «стабильного ядра» (noyau dur) институциональных инвесторов, которые не будут использовать эти акции в спекулятивных целях, способствуя таким образом их будущему твердому положению на фондовом рынке.

Французское правительство часто использовало «золотую акцию». Однако это использование предотвратило выгодную операцию по слиянию «Рено» с «Вольво» в 1994 году, когда акционеры «Вольво» отказались одобрить эту сделку, предоставляющую неограниченные полномочия французским властям.

Италия. Приватизация в Италии была начата в 1992 году правительством Амато с целью продажи нескольких государственных банков, страховых компаний, производственных предприятий и крупных компаний коммунальных услуг. Сюда вошли три крупнейшие государственные организации: IRI (Индустриальное реконструкционное агентство), ENI (энергетическая группа) и ENEL (электрическая компания). Хотя и предыдущие правительства продавали некоторые предприятия, в Италии еще не было приватизации в таких широких масштабах.

Общий закон о приватизации был принят в 1992 году, согласно которому все государственные предприятия превращались в совместные предприятия, целиком принадлежащие итальянскому министерству финансов и для их продажи не требовалось дальнейшего одобрения парламента. До 1996 года правительство получило около 17 млрд. долларов в виде поступлений от продаж, и более 60 млрд. долларов в последующие пять лет от приватизации крупные компаний, такие как ENI и STET (телекоммуникационная холдинговая компания).

Правительство в процессе приватизации преследовало еще цель расширения числа держателей акций, всячески стимулируя мелких акционеров, чтобы создать в стране более крупный рынок для будущих выпусков акций. Эти стимулы включали в себя добавочные дивиденды, сопоставимые акции, скидки и сокращение налогов на дивиденды.

В июне 1994 года был принят закон, позволяющий правительству держать у себя «золотую акцию» в стратегически важных предприятиях, в частности в естественных монополиях и предприятиях коммунальных услуг, таких как STET и ENEL.

Программа приватизации в Канаде расширила рынки капитала и явно способствовала росту эффективности бывших государственных предприятий.

Из предприятий, попавших в список приватизированных, можно назвать такие, как нефтяной гигант «Репсойл», банковская группа «Аргентария», телекоммуникационная группа «Телефоника де Еспанья», компания «Табакалера», компания по снабжению электроэнергией «Эмпреса Насьональ де Электрисидад», авиалиния «Иберия» и другие.

Стратегия правительства заключалась в том, чтобы приватизировать крупные государственные активы через выпуск акций, а более мелкие предприятия, нуждающиеся в реструктуризации и специальной технологии, методом прямых частных продаж.

Чехия. Продажа стратегическому инвестору автомобильной компании «Шкода» – это наиболее удачный пример приватизации одного из крупнейших предприятий в восточноевропейской стране.

Основанная в прошлом веке и национализированная в 1945 году компания «Шкода» выпускала вплоть до 1990 года практически 100 % всех легковых автомобилей в Чехословакии – приблизительно 200 000 машин в год. В 1990 году предприятие «Шкода» одним из первых в Восточной Европе заключило соглашение с крупной транснациональной фирмой – германским производителем автомобилей фирмой «Фольксваген АГ». Это соглашение стало основой постепенного превращения «Шкоды» в собственность «Фольксваген АГ».

До 1990 года автомобильная промышленность Чехословакии работала в неконкурентной среде и не могла идти в ногу с техническим прогрессом, характерным для мировой автомобильной промышленности. Отсутствие инноваций обусловило выпуск устаревших моделей и низкую производительность труда. В 1989 году «Шкода» начала поиск потенциальных западных партнеров или владельцев и провела переговоры с такими фирмами, как «Фольксваген», «Пежо-Ситроен», «Рено» и «Фиат», а также с другими производителями автомобилей. Официальные предложения поступили от восьми фирм.

В августе 1990 года правительство Чехословакии объявило о том, что оно рассматривает предложения двух фирм, готовых гарантировать либо независимость «Шкоды», либо дальнейший выпуск автомобилей под маркой «Шкода» после 1995 года. Одно предложение поступило от «Фольксваген АГ», второе было совместным предложением фирм «Рено» и «Вольво». Предложенные фирмой «Фольксваген АГ» покупная цена «Шкоды» и десятилетний план инвестиций на общую сумму в 6,5 млрд. долларов определили выбор «Фольксвагена» в качестве стратегического покупателя «Шкоды».

«Фольксваген АГ» согласился заплатить 500 млн. немецких марок (340 млн. долларов США) за приобретение 31 % капитала «Шкоды», что после дополнительного вливания по 350 млн немецких марок в 1993 и 1995 гг. увеличилось до 70 процентов. Кроме того, «Фольксваген АГ» согласился выплатить правительству Чехословакии в рамках трех траншей еще 200 млн немецких марок и таким образом оплатить часть принадлежавших ему акций. В дополнение к этому «Фольксваген АГ» обязался повысить объем выпуска легковых автомобилей «Шкода» с 200 000 до 450 000 к 2000 г. и осуществлять управление «Шкодой» как отдельной компанией, входящей в группу автомобильных производителей «Фольксваген»: «Фольксваген АГ», «Ауди», «СЕАТ» и «Шкоду».

Доля государства в размере 30 % будет со временем продана в виде неголосующих акций либо через систему купонов, либо в рамках первоначального предложения акций (ИПО). Правительство обязалось управлять государственными акциями (сначала составлявшими контрольный пакет, но затем превратившимися в неконтрольный пакет) как инвестициями и воздерживаться от вмешательства в управление компанией. Для этой цели была создана холдинговая компания «Приско», подотчетная Национальному фонду имущества.

В 1993 году «Фольксваген АГ», в рамках общей стратегии сокращения издержек и чрезмерных инвестиций в Германии и за рубежом, предпринял меры по сокращению своих инвестиционных планов в отношении «Шкоды». «Фольксваген АГ» объявил о том, что предполагаемый объем инвестиций в «Шкоду» до конца текущего десятилетия будет сокращен в два раза, т.е. с 8,2 млрд. до 3,7 млрд. немецких марок.

Запланированное расширение производства подлежит сокращению с 450 000 до 300 000 автомобилей. После продолжительных переговоров между правительством и фирмой «Фольксваген» правительство согласилось на это и разрешило фирме увеличить долю своего участия в «Шкоде» до 60% (в декабре 1994 года). Год спустя «Фольксваген АГ» довел долю своего участия до 70 процентов. Это позволило поднять автомобильную промышленность Чехии на мировой уровень и снять социальную напряженность в стране.

Таблица 2.3.2

млрд. долл. США

Страна Доходы от приватизации (1985-1995 гг.) Доходы от приватизации в 1996-1998 гг.
Великобритания 96,7 (с 1979 г.) Нет данных
Франция 34,1 11,0
Италия 17,0 53,2
Канада 7,6 Нет данных
Испания 8,3 16,2
Португалия 5,3 16,3
Аргентина 18,2 (с 1988 г.) 2,5 (1996)
Чили 2,8 (с 1974 г.) 0,5 (1996)
Новая Зеландия 9,0 1,4 (1996)

 

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что за счет приватизации как одного из наиболее часто используемых методов управления государственной собственностью правительства различных стран получают довольно крупные поступления в бюджет и одновременно снимают с себя бремя обслуживания и управления крупными предприятиями своих стран. Финансовые потоки, связанные с приватизацией в различных странах проиллюстрированы в табл. 2.3.2.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подход к пониманию функциональной необходимости | Категориям земель
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.