Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия нового времени (хvi - хVIII В. В. )

План.

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Вопросы для повторения.

1) Можно ли считать раннее Средневековье периодом упадка науки и фило-софии?

2) Каковы особенности средневекового мировоззрения?

3) Каковы основные проблемы средневековой философии?

4) В чем заключалось Учение Блаженного Августина о божественном предопределении?

5) Кто сформулировал онтологическое доказательство бытия Бога и в чем оно заключалось?

6) В чем состояла теория «двойственной истины»?

7) Что такое волюнтаризм?

8) Какие определения мистицизма вы знаете?

9) Назовите наиболее известных мыслителей Востока.

 

ЛЕКЦИЯ 4

ÓФИЛАТОВ В.В.

 

§1. Основные черты мировоззрения и культуры Возрождения.

§2. Натурфилософия Возрождения.

§3. Социальная философия Т. Кампанеллы, Т. Мора и Н. Макиавелли.

§4. Этика Возрождения (М. Монтень и Б. Грасиан).

§5. Мистицизм Возрождения (И. Рейхлин и Я. Бёме).

 

§1. Основные черты мировоззрения и культуры Возрождения.

1.1. Сущность эпохи Возрождения. Современная модель духовно-интеллектуального и общественного устройства Запада, со всеми присущими ей идеологическими, политическими и экономическими особенностями родилась на рубеже Средневековья и Нового Времени (14-16 века) в Европе. Этот период традиционно называют эпохой Возрождения, имея в виду отказ от социального приоритета Христианства и переориентацию мышления на полузабытые образцы, античного язычества. Сущность этой эпохи составлял гуманизм, как признание самоценности человеческой личности, самодостаточности её земного существования. Последствия этого переворота определили морально-психологическое развитие европейского человека на много столетий вперёд. «Сегодня западно-христианский мир всё ещё переживает эффект насильственного прорыва, известного в истории под названием «Ренессанс». Начавшись в Италии, от охватил сначала Запад, а потом и остальные части мира в ходе процесса «вестернизации». Если мир хочет выжить, он должен решительно изгнать этого демона». [31]

 

1.2. Духовный надлом. Именно тогда, как справедливо отметил Тойнби, в Европе произошел отказ от средневекового образа жизни, «одного из редчайших достижений человечества, суть которого заключалась в хрупком но творческом балансе авторитета и свободы», когда вся интеллектуальная жизнь развивалась под главенством Духа. Еще более гармоничным было взаимоотношение Церкви и светского общества в России, грубо нарушенное впоследствии Петром Первым.

Духовный надлом выразился в расцвете оккультизма (И. Рейхлин, Я. Беме, М. Экхарт и др.) и в повальном увлечение языческой культурой Греции и Рима, от которой Греция уже давно отказалась и которая, вырождаясь и деградируя, не смогла выработать духовных опор, способных спасти Рим от гибели.

 

1.3. Восстание масс. Основное социально - экономическое содержание эпохи - начало открытого конфликта рыцаря и буржуа, аристократии чести и аристократии ростовщических спекуляций. Процесс заметно ускорился после завершения Реконкисты в Испании (1492), уничтожения арабо-андалузской культуры и изгнания евреев, которые рассеялись по всей Европе, неся с собой забытые европейцами ценности и знания. В качестве еще не самостоятельной, но уже значительной исторической силы начинают выступать массы, которые находят идейную опору в соответствующей культуре гуманизма. Так, о свободном самоутверждающемся человеке, личности, не зависящей от Бога и его установлений писали представители натурфилософии, итальянские гуманисты Кардано, Парацельс, Кампанелла. Эти же тенденции открыто проявились в культуре Возрождения, в частности, в литературе и живописи. (Микеланджело «Страшный суд», Леонардо да Винчи «Джоконда», Рубенс, Рафаэль и др.) «Тогда было единственное в своем роде стечение обстоятельств: никогда более не повторялось такого смешения грубости и культуры, солдатских манер со вкусами антиквариев, нравов бандитов с беседами ученых» [32].

Так, А.Ф. Лосев писал о классике ренессансной литературы Ф. Рабле следующее: «Все те пакости, о которых он с таким смаком повествует, действительно отсутствовали в предыдущей литературе, но мы не можем понимать реализм столь формалистически» [33].

 

1.4. Чувство тревоги. Человек Возрождения объявил себя Богом, но скоро понял, что это вздор, отсюда тоска и неудовлетворенность в произведениях Петрарки, Данте, Шекспира. Это чувство тревоги за будущее человечества отразилось и в науке, «чьи великие открытия на какое-то мгновение подняли человеческую личность на небывалую высоту, но тут же швырнули ее в бездну, ибо превратили Землю в ничтожную песчинку мироздания, а вместе с тем и человек оказался несоизмеримым с бесконечным пространством Вселенной, темным и холодным». [34]

 

§2. Натурфилософия Возрождения.

2.1. Понятие натурфилософии. Поскольку философские учения представляют собой «духовные квинт эссенции эпохи», все особенности культуры Возрождения отразились и в европейской философии этого периода. Возникла натурфилософия - учение о природе, свободное от подчинения теологическим умозрением. Эта натурфилософия имела пантеистический характер, т.е. не отрицая прямо существование Бога она отождествляла его с природой.

 

2.2. Николай Кузанский. Первым выдающимся пантеистом Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464). Он имел высшее духовное звание, был католическим кардиналом. Развивая идеи пантеизма, Кузанский приписывал природе божественные атрибуты, прежде всего бесконечность в пространстве. Он утверждал, что Земля не составляет центра мира, а «сфера неподвижных звезд» не является окружностью, замыкающей мир. Эти идеи Кузанский выдвинул за 100 лет до открытия Коперника (1543).

Соответственно, процесс познания Кузанский также рассматривал как бесконечный. В отличие от схоластов, он не разграничивал разум и чувства, доказывая, что разум присутствует и в ощущениях как деятельность внимания и различения. Важнейшее свойство разума - мыслить бесконечно. Исповедуя это понятие и опираясь на математику, Кузанский создал учение о совпадении противоположностей (напр., по мере увеличения радиуса окружность все более совпадает с касательной).

 

2.3. Джордано Бруно. Идеи Кузанского развил Джордано Бруно (1548-1600). Его мир един и бесконечен, несотворим и неуничтожим. Земля не может быть центром Космоса, потому что в мире вообще нет ни центра, ни границы.

«Наша Солнечная система - лишь одна из бесчисленного множества других, подобных систем», - писал Бруно в книге «О бесконечности, Вселенной и мирах». Бруно считал, что другие миры тоже обитаемы, что проистекало из его убеждения о всеобщей одушевленности природы (гилозоизма). В области теории познания он исходил из положения о человеке, как о микрокосме, отражающем макрокосм. Согласно учению Кузанского о совпадении противоположностей, микрокосм и макрокосм Бруно также совпадают. В бесконечности отождествляют и сливают параллельные прямые, свобода и тирания, святой и грешник и т.п..

 

2.4. Бернардино Телезио. Бернардино Телезио (1508-1588) был противником аристотелизма и сторонником того воззрения, что наука должна опираться лишь на чувственно - воспринятые факты. Он основал в Неаполе свою академию, его учеником считал себя Кампанелла. Когда Телезио был арестован инквизицией, Кампанелла, сам находясь под следствием, написал в его защиту «Философию, основанную на ощущениях».

В духе античности Телезио считал холодное и теплое двумя основными силами, движущими развитие. Борьбой этих двух противоположностей он объяснял как макроскопическую, так и микроскопическую жизнь.

 

§3. Социальная философия Т. Кампанеллы, Т. Мора и Н. Макиавелли.

3.1. Учение Кампанеллы. Похожие идеи можно найти у Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Он родился в Калабрии (Италия) и больше двадцати лет (1591-1628, с перерывами) провел в тюрьмах инквизиции где, с целью избежать смертного приговора он притворялся сумасшедшим, причем выдержал самые жестокие пытки (пытка «велья» - сажание на кол). Одновременно с помощью друзей Кампанелла писал книги в защиту Телезио, Бруно, а также свое главное утопическое произведение «Город Солнца». В 1628 году Кампанелла обманул папу Римского Урбана VIII и, выйдя из тюрьмы, бежал во Францию, где вступил в отношения с картезианцами и издавал свое собрание сочинений.

Учение Кампанеллы представляет собой безусловный сенсуализм: воспоминания, суждения и умозаключения - это лишь видоизмененные формы чувствования. Такой сенсуализм приводит к психологическому идеализму, поскольку восприятие, согласно Кампанелле, есть лишь состояние воспринимающего. Он пытается найти выход во внутреннем опыте и строит на единственном наблюдении, по принципу аналогии микрокосма и макрокосма сложную антологию, пеструю метафизическую картину складывающейся в ряд наслоений системы мира.

Более известен Кампанелла как социальный философ, один из первых представителей «утопического социализма». Главное зло Кампанелла видел в частной собственности. В его «Городе Солнца» люди не имеют никакой собственности, все, включая жилище, одежду, женщин и детей является общим. Общество имеет абсолютный приоритет, доминирует над личностью. Управляет обществом замкнутая каста ученых (по Платону), которая манипулирует сознанием людей в целях достижения общего блага.

 

3.2. «Утопия» Томаса Мора. Другим известным представителем утопического социализма Возрождения был Томас Мор (1478-1535), автор книги «Утопия», с которой собственно, и начинается «утопический социализм». Главная особенность общественного строя, нарисованного в «Утопии» - отсутствие частной собственности. На острове Утопия обязанностью всех людей является труд. Хорошая организация труда позволяет сократить продолжительность рабочего дня до 6 часов. Производство является ремесленным (а не мануфактурным). Государство осуществляет учет и контроль продукции, а производство организуется местными общинами.

Быт жителей Утопии противоречит аскетическим представлениям Средневековья.

 

3.3. Социальная философия Макиавелли. Социальная философия, более объективно отразившая реалии Возрождения, представлена именем Никколо Макиавелли (1469-1527). Этот честный и мужественный мыслитель, прямо смотревший в глаза окружающей действительности, показал истинное лицо человека Возрождения, авантюриста и убийцу, в достижении своих целей не останавливающегося ни перед каким преступлением. При этом автор не оправдывал и не осуждал своего «героя», он лишь исследовал и объяснял его действия, о чем свидетельствует название одного из его произведений: «Описание того, каким образом герцог Валенсийский умертвил Вителлоцо Вителли, Оливеретто де Фермо, синьора Паголо и герцога Орсини».

Как и у Рабле, у Макиавелли уже не было никаких религиозных убеждений. Поэтому он рассматривал человека как двуногое животное и считал, что управлять им нужно как скотом, с помощью силы, допуская любую жестокость и обман. Причем Макиавелли лишь отразил существовавшую в его время практику. В частности, он рекомендовал, решая политические задачи, не считаться с моралью и данными обещаниями, использовать методы двурушничества, подкупа, вероломства и мирным средствам предпочитать силу, ибо сила выше закона («Князь» - сочинение Макиавелли, заинтересовавшее товарища Сталина). Таким был для Макиавелли идеал свободного человека Возрождения.

 

§4. Этика Возрождения (М. Монтень и Б. Грасиан).

4.1. Мишель Монтень. Не потому ли так полны трупами пьесы Шекспира, что ему уже тогда было страшно жить в мире индивидуализма, где «человек человеку волк»? Это неприятие морального разложения, распада общества испытывал и французский философ-моралист Мишель Монтень (1533-1592). Занимая высокие государственные должности, он всячески стремился приостановить пугавший его процесс распада, призывая к неукоснительному соблюдению церковных правил и обрядов. Но в конце жизни, убедившись в напрасности своих усилий, он вышел в отставку и написал «Опыты», полные разочарования и страха за будущее человека.

 

4.2. Бальтасар Грасиан. Вершиной культуры испанского «золотого века» являются произведения выдающегося философа Бальтасара Грасиана (1601-1658), главные из которых - «Карманный оракул» (1647) и «Критикон» (1651-1657) вызвали восторженный отзыв немецкого философа - пессимиста А. Шопенгауэра. Он перевел эти книги на немецкий язык.

Исходное положение этики Грасиана - «человек человеку волк среди таких же волков», выдвигаемая как очевидная аксиома. Отсюда и понимание действительности как арены ожесточенной борьбы человека с себе подобными. «Искусство жить» равнозначно для Грасиана искусству побеждать в этой борьбе. Главное оружие для этого - благоразумие (осторожность). Грасиан определял этику как «практическую философию».

 

§5. Мистицизм Возрождения (И. Рейхлин и Я. Бёме).

5.1. Иоганн Рейхлин. В эпоху Возрождения сохранился и продолжал развиваться средневековый мистицизм опиравшийся на традиции древней иудейской мистики. Ярким представителем мистицизма Возрождения был немецкий профессор богословия Иоганн Рейхлин (1458-1522). Он продолжил средневековые попытки истолковать Библию с помощью текстов тайной еврейской доктрины (каббалы). Рейхлин учил, что все религии равны и когда-нибудь объединятся, что Институт Церкви не нужен ни для спасения души, ни для общения с Богом, ибо это возможно и вне Церкви, путем чтения и толкования Библии каждым самостоятельно.

 

5.2. Яков Бёме. Яков Бёме (1575-1624) был бродягой, а потом открыл в Герлице сапожную мастерскую. Его главная книга - «Аврора» (1610). Человек - это микрокосм, из которого могут быть познаны телесный, звездный и божественный миры. Но для этого нужно не смущаться учеными теориями, а следовать истинному просветлению. Во всем мире господствует противоположность добра и зла, которую можно вывести лишь из Бога (т.к. все исходит от Него). Преодолеть эту противоположность означает отвергнуть материю и восстановить чистую духовную природу мистической преданностью Богу. Все это Бёме излагает в пророческой речи, исполненной беспримерного дилетантизма и глубокомыслия. Это была попытка мистической трагедии Мейстера Экхарта овладеть новейшими достижениями науки и первый неуверенный шаг к превращению естествознания в идеалистическую метафизику. Эти тенденции нашли свое дальнейшее развитие в европейской философии нового времени (17-18 в.в.) в рамках двух основных философских направлений этого периода - сенсуализма и рационализма.

Основные понятия раздела.

Антропоцентризм - учение о человеке как вершине («центре») мироздания.

Гилозоизм - учение о всеобщей одушевленности природы.

Гуманизм - утверждение самоценности человеческой личности и самодостаточности ее земного существования.

Космоцентризм - учение о Вселенной (Космосе), рассматриваемой в качестве вершины («центра») мироздания.

Натурфилософия - учение о природе, свободное от подчинения теологическим умозрениям.

Пантеизм - учение полностью или частично отождествляющее Бога и природу.

Утопический социализм - учение об идеальном общественном устройстве, основанном на идеях всеобщего равенства и запрещения частной собственности.

 

Рекомендуемая литература

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. –М.: 1998.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: 1998.

3. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина. М., 1997

4. Виндельбанд Вильгельм. История философии. - Киев, 1997, с.294-369

5. Жизнь Бенвенуто Челлини. - М., 1958.

6. Жизнь Николо Макиавелли. - М., 1996.

7. Краткий очерк истории философии (Под ред. М.Т. Иовчука и др.) - любое издание.

8. Кузанский Н. О сокрытом Боге. Соч. в 2-х томах, т.2. - М., 1979.

9. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1992.

10. Мир философии в 2-х тт. - М., 1991.

11. Радугин А.А. Философия. - М., 1995, с.107-114.

12. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991

13. Штекли А. Кампанелла. - М., 1959.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое натурфилософия?

2. Каковы социальные предпосылки эпохи Возрождения?

3. Как понимал Н.Кузанский идею совпадения противоположностей?

4. В чем выражался гилозоизм Д. Бруно?

5. Каковы особенности утопического социализма Т. Мора и Т. Кампанеллы?

6. Насколько актуальны сегодня идеи Б. Грасиана и Н. Макиавелли?

ЛЕКЦИЯ 5

ÓФИЛАТОВ Т.В.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Круговидное подобье» | Философия Френсиса Бэкона
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.