Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология как знание о результатах познания

И последнее - составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений»[179].

Третье - придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи.

2.3. Метод и методология. В данной связи следует, однако, заметить, что истолкование метода как системы правил, не позволяет, например, говорить о диалектико-материалистической методологии, поскольку в этом случае, по аналогии с Декартом, следовало бы говорить о диалектико-мате­риалистическом методе.

В данной связи следует задаться вопросом: «какое количество правил должен включать в себя метод?». Десять, пять, два или, может быть, хотя бы одно? Известно, например, что средневековый философ У. Оккам руководствовался в своих рассуждениях правилом, получившим впоследствии наименование «бритвы Оккама»: «Не следует умножать сущности без необходимости». Спрашивается, почему четырем правилам Декарта можно придать статус метода, а единственному правилу Оккама нельзя?

Сказанное до некоторой степени проясняет то обстоятельство, почему иногда об отдельной исследовательской установке говорят как о методе, тогда как о системе подобных установок (методов) говорят как о методологии. В целом же, можно выделить уже три несовпадающих друг с другом понятия методологии:

2. Методология как знание об установках познающего субъекта.

3. Методология как совокупность установок познающего субъекта.

Объединяя понятия методологии в первом и втором смыслах, мы будем в дальнейшем говорить о «методологии 1+2» как знании об установках познающего субъекта и о результатах осуществляемого им познания, используя для обозначения совокупности установок познающего субъекта обозначение «методология 3».

 

2.4. Методы и формы научного познания. Итак, под методами познания следует понимать совокупность исследовательских установок познающего субъекта, т.е. принципы, правила, приемы, сознательно используемые им в процессе познания. Напротив, результаты познавательной деятельности следует обозначить как формы познания. К числу подобных форм относятся, например, научное понятие, утверждение о факте, идея, гипотеза, проблема, классификация, аксиома, закон, теория и т.п..

2.5. Уровни научного познания. Традиционно в философии выделяли два типа познаваемых объектов: чувственно воспринимаемые и умопостигаемые. В первом случае «концептуальное сырье» или первичный субстрат, из которого в дальнейшем конструируется понятие о соответствующем объекте, добывается нами при помощи органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния и т.п.. Во втором случае аналогичное «концептуальное» сырье синтезируется в воображении познающего субъекта (последнее, однако, вовсе не означает, что умопостигаемые объекты существуют только в воображении). Так, к числу чувственно воспринимаемых объектов относятся вода, воздух, огонь, металлы, животные, звезды и пр., а к числу умопостигаемых объектов - атомы, кварки, физические поля, силы, идеи, загробный мир, инопланетяне и т.п..

Если исследователь получает первичный субстрат конструируемого им впоследствии знания исключительно чувственным образом, то говорят, что он познает окружающую действительность эмпирически. Другими словами, эмпирический уровень познания имеет в своей основе внешний, чувственный опыт познания. Напротив, основой теоретического уровня познания выступает внутренний опыт познающего субъекта, возникающий вследствие непрерывной работы его воображения.

2.6. Соотношение теоретического и эмпирического. Некоторые философы и методологи считают, что теоретические знания выводятся из эмпирических посредством обобщения и абстрагирования. Это неверно. В целом, теоретические конструкции более абстрактны, нежели соответствующие эмпирические конструкции, но связано это вовсе не с тем, что первые выводятся из вторых, а с тем, что самое сильное воображение не может быть столь же конкретным, как соответствующее чувственное восприятие.

Теория и эмпирия - это два разных мира, каждый из которых познается специфическими средствами. Другое дело, что между этими мирами должно существовать некое соответствие, заключающееся в том, что объекты теоретического уровня должны трансформироваться в объекты эмпирического уровня при соответствующем изменении условий чувственного восприятия. Например, когда Демокрит теоретически измыслил атомы, их невозможно было никак воспринять чувственно, в отличие от традиционных для того времени «стихий» - земли, воды, воздуха и огня. Однако Демокрит верил, что атомы существуют не только в его воображении, но и реально, и лишь ничтожно малые размеры исключают возможность их непосредственного лицезрения. Впоследствии выяснилось, что античный философ был абсолютно прав: изобретение электронного микроскопа позволило, наконец, «увидеть» атомы. Вместе с тем, многие другие элементы теоретической фантазии, например, теплород, флогистон, эфир, как выяснилось, существовали только в воображении теоретиков, что вынудило постепенно отказаться от них в ходе развития науки.

§3. Наблюдение и воображение.

3.1. Многообразие форм и методов научного познания. Перейдем теперь к конкретной характеристике форм и методов научного познания. В целом их существует великое множество, что делает необходимым построение определенной их классификации. Однако вплоть до настоящего времени удовлетворительно классифицировать означенные методы не удается.

Как правило, классификация методов научного познания осуществляется по степени их экстенсиональной мощности, т.е. в зависимости от того, как широко они применяются. По этому параметру выделяют три группы методов:

1. Частные, которые применяются лишь в границах одной или нескольких наук;

2. Общие, которые применяются во всех науках, но только на отдельных этапах познавательного процесса;

3. Всеобщие, применяемые во всех науках и на всех этапах познавательного процесса[180].

3.2. Логическая классификация методов и форм научного познания. Предложенная выше классификация не является единственно возможной и даже наилучшей. По этой причине мы будем придерживаться иной классификации методов и форм научного познания, построенной по логическому признаку. Как известно, основными формами человеческого мышления являются понятие, суждение и умозаключение. Понятием называется форма мышления, посредством которой в мышлении выражаются предметы и явления в их существенных признаках. Суждением называется форма мышления, посредством которой в мышлении выражается либо истина, либо ложь. Наконец, умозаключением называется форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) синтезируется новое суждение (вывод), содержащее новое знание об исследуемых предметах и явлениях.

Соответственно можно выделить такие базисные формы научного познания как научное понятие, научное суждение и научное умозаключение, а также соответствующие им базисные методы научного познания: наблюдение, описание и объяснение. С учетом того, что существуют два уровня научного познания - теоретический и эмпирический, можно, с одной стороны, выделить теоретические и эмпирические научные понятия, суждения и умозаключения, а, с другой стороны, теоретическое воображение и эмпирическое наблюдение, теоретические и эмпирические описания и объяснения.

Сказанное можно суммировать в виде следующей таблицы:

Формы мышления Формы научного познания Методы научного познания
  Эмпириче­ские Теоретиче­ские Эмпириче­ские Теоретиче­ские
Понятие Эмпириче­ское понятие Теоретиче­ское понятие Эмпириче­ское наблю­дение Теоретиче­ское вооб­ражение
Суждение Эмпириче­ское сужде­ние Теоретиче­ское сужде­ние Эмпириче­ское описание Теоретиче­ское описа­ние
Умозаключе­ние Эмпириче­ское умозак­лючение Теоретиче­ское умозак­лючение Эмпириче­ское объясне­ние Теоретиче­ское объяс­нение

 

3.3. Специфика наблюдения. Структурирование понятия предполагает наличие некого исходного «концептуального сырья», субстрата, на базе которого данное структурирование осуществляется. Иначе говоря, прежде чем пытаться понять нечто, необходимо получить о нем какую-то информацию. Последняя может быть получена либо чувственно, либо умозрительно. При этом первому случаю соответствует в науке эмпирическое наблюдение, а второму - теоретическое воображение.

Наблюдение - это первичная, допонятийная фиксация исследуемых предметов или явлений как совокупности чувственных образов. Строго говоря, наблюдение в чистом виде дает нам не понятие как таковое, а своеобразное предпонятие, т.е. структуру, из которой может быть построено понятие путем применения к ней серии аналитических и синтетических операций. Следует также отметить, что наблюдение в науке применяется не только для построения новых понятий, но и для уточнения (коррекции) уже существующих понятий. Наконец, наблюдения можно использовать и в целях исключения из научного знания (элиминации) некоторых сомнительных понятий, что, в частности, имело место для упоминавшихся выше теплорода, эфира и т.п..

В целом, по своей задаче наблюдения могут быть разделены на структурирующие, корректирующие и элиминирующие.

3.4. Теоретическое воображение. В отличие от экспериментатора теоретик берет исходные структуры своего последующего познания не из внешнего мира, опираясь на свой чувственный опыт о нем, а из внутреннего мира, воображая нечто, что на данный момент не поддается непосредственному наблюдению. Подобно наблюдениям теоретическое воображение может быть не только структурирующим, но и корректирующим и даже элиминирующим. В первом случае структурированный ранее теоретический феномен представляется нетрадиционным образом, а во втором случае он вообще исключается из системы представлений, потому что выясняется, что его невозможно себе представить.

3.5. Непосредственные и опосредованные наблюдения. В древности люди использовали для наблюдений исключительно собственные органы чувств. Подобные непосредственные наблюдения имели тот недостаток, что некоторые феномены, лежащие за пределами разрешающей способности человеческих органов зрения, слуха и т.п., ускользали от внимания исследовательского сообщества. Впоследствии, однако, ученые пришли к выводу, что границы чувственного восприятия можно значительно расширить, используя для этого соответствующие, специально сконструированные приборы. Такой тип «приборного» наблюдения получил название опосредованного.

Например, Галилею, который одним из первых среди астрономов использовал для наблюдений телескоп, удалось открыть «зернистую структуру» Млечного пути, спутники Юпитера, кольца Сатурна, пятна на Солнце. Аналогичным образом голландский исследователь Левенгук с помощью изобретенного им микроскопа открыл существование микроорганизмов.

Следует отметить, что общество приняло опосредованные наблюдения далеко не сразу. Так, на знаменитом процессе Галилей предложил инквизиторам посмотреть в телескоп на спутники Юпитера, но последние отказались, ссылаясь на то, что телескоп - «бесовское изобретение», создающее иллюзию существования спутников.

 

3.6. Опосредованное теоретическое воображение. В отличие от наблюдения, теоретическое воображение вплоть до настоящего времени остается исключительно непосредственным. Человечество еще не создало никаких приборов, чтобы усилить его. Правда, периодически предпринимались попытки использовать для этой цели наркотические и другие медикаментозные вещества, но это влекло за собой лишь разрушение личности исследователя. Вместе с тем нельзя отрицать самой возможности усиления теоретического воображения при помощи технических средств, например, тех или иных компьютерных программ или систем.

 

3.7. Моделирование. Иногда наблюдение за интересующим исследователя объектом по какой-то причине затруднено, либо невозможно. Например, сегодня невозможно наблюдать за сообществами наших отдаленных предков, поскольку все эти сообщества давно вымерли. В подобном случае можно, однако, найти объекты в своих существенных признаках подобные тем объектам, исследование которых мы хотели бы осуществить. Наблюдая за такими объектами, мы можем затем сделать определенные выводы относительно объектов, которые мы хотели бы наблюдать, но по каким-то причинам не можем этого сделать. Объект, подобный в своих существенных признаках исследуемому объекту, называется моделью, а наблюдение за ним - моделированием.

Следует отметить, что иногда термин «моделирование» используется в другом смысле, а именно в смысле построения модели. Дело в том, что объектом наблюдения может выступать не только естественный, но и искусственный объект, специально создаваемый с целью замещения естественного объекта, наблюдение за которым затруднено, либо невозможно. Подобный искусственный объект и именуется моделью, тогда как процесс его построения - моделированием. Очевидно, что в данном случае понятие модели используется в узком смысле, тогда как в широком смысле моделью исследуемого объекта может быть любой объект, подобный данному: не только искусственный, но и естественный.

Вместе с тем искусственный объект сам по себе может стать предметом исследования. Например, новые модели автомобилей, кораблей, локомотивов, тепловозов, самолетов, прежде чем запускаются в массовое производство тщательно исследуются, что, в частности, включает в себя не только их наблюдение, но и их моделирование.

 

3.8. Теоретическое моделирование. Моделирование используется не только на эмпирическом, но и на теоретическом уровне научного познания. Здесь оно до некоторой степени замещает непосредственное теоретическое воображение. При этом в качестве моделей теоретических объектов могут выступать как естественные, так и искусственные эмпирические объекты, именуемые аналоговыми моделями. Последние, при желании, можно себе теоретически вообразить, но проще их непосредственно наблюдать в действительности. Например, аналоговой моделью атома по Резерфорду выступала Солнечная система (естественный объект), тогда как молекулы традиционно моделировались при помощи шариков разных цветов, символизировавших собой атомы, и палочек, соединяющих эти шарики, символизировавших собой химические связи.

3.9. Эксперимент. В целом, можно моделировать не только наблюдаемые объекты, но и условия их наблюдения. Иначе говоря, объекты и их модели, как естественной, так и искусственной природы, можно наблюдать не только в естественных, но и в искусственных условиях. В последнем случае речь идет об эксперименте.

Одним из первых экспериментальный метод стал широко использовать Галилей. В свое время Аристотель, непосредственно наблюдая за естественными объектами в естественных условиях, пришел к выводу, что тела падают вниз тем быстрее, чем больше их масса. Например, пушечное ядро падает очень быстро, а птичье перо - очень медленно. Пытаясь опровергнуть данное очевидное наблюдение, Галилей провел серию экспериментов, в ходе которых он бросал со знаменитой Пизанской башни шары разной массы, но приблизительно одинакового объема. В результате выяснилось, что время падения тел не зависит от их массы, и только сопротивление воздуха приводит к тому, что перо падает значительно медленнее ядра. Если же наблюдать за ядром и пером в безвоздушном пространстве, то они будут падать вниз одновременно, что и воспроизводится сегодня в простой экспериментальной установке, состоящей из стеклянной герметической трубы, из которой выкачан воздух, пера и свинцовой дробинки.

 

3.10. Виды экспериментов. Можно выделить несколько основных разновидностей экспериментов:

1. Исследовательский или поисковый эксперимент, когда мы пытаемся обнаружить какие-либо феномены и закономерности, теоретически нами не прогнозируемые. Успех поискового эксперимента приводит к т.н. «случайным открытиям». Например, аспиранты Резерфорда, наблюдавшие за прохождением альфа-частиц сквозь золотую фольгу, обнаружили, что ничтожный процент этих частиц отражается от фольги под острыми углами. Последнее повлекло за собой существенный пересмотр теоретических представлений о структуре вещества.

2. Проверочный или контрольный эксперимент. В данном случае проверке подвергается то или иное теоретическое положение. Так, Эйнштейн в свое время высказал идею о том, что тела искривляют физическое пространство, вследствие чего световой луч, идущий от звезд, при прохождении вблизи Солнца должен существенно отклоняться, что однако можно зафиксировать только в момент полного солнечного затмения. Для проверки данного теоретического положения была организована экспедиция в Южную Америку, где подобное затмение как раз тогда ожидалось. Излишне добавлять, что теоретические выкладки Эйнштейна блестяще подтвердилось.

3. Решающий или селективный эксперимент. В этом случае осуществляется выбор между двумя или более конкурирующими теориями. Последнее имеет место в том случае, если теории содержат противоречащие друг другу утверждения относительно одних и тех же эмпирических феноменов. Например, согласно корпускулярной теории света, скорость света в более плотной среде больше, чем в менее плотной, тогда как волновая теория света дает противоположное отношение скоростей. В конечном счете измерение скорости света доказало правоту сторонников волновой теории. Правда, справедливости ради здесь следует добавить, что сторонники корпускулярной теории попытались свести на нет результат эксперимента, заявив, что в волновой теории речь идет о фазовой скорости света, а в корпускулярной - о групповой. И поскольку в эксперименте измерялась именно фазовая скорость, он вовсе не является решающим и корпускулярную теорию не опровергает.

3.11. Мысленный эксперимент. Подобно моделированию экспериментирование используется не только на эмпирическом, но и на теоретическом уровне. В этом случае речь идет о т.н. мысленном эксперименте, в ходе которого теоретиком воображается, а затем подробно анализируется некоторая конкретная экспериментальная ситуация. Тот же Галилей не только экспериментировал с падающими грузами в реальности, но и мысленно воспроизводил подобный процесс. Допустим, говорил он, мы связали тяжелое и легкое тело веревкой. Тогда при падении легкое тело будет тормозить тяжелое, и система тел упадет позже, нежели тяжелое тело в отдельности. Если же припаять легкое тело к тяжелому, они образуют одно тело большой массы, которое упадет раньше, чем тяжелое тело в отдельности. Но время падения системы тел не может зависеть от характера их связи. Следовательно, мы должны допустить, что легкое и тяжелое тела упадут одновременно, поскольку лишь это предположение снимает обрисованное выше противоречие.

 

3.12. Компьютерное моделирование. Аналогично тому, как исследователь может моделировать не только наблюдаемые объекты, но и условия их наблюдения, он может моделировать также саму реальность, в которой осуществляется наблюдение. В этом плане, говоря об искусственных объектах наблюдения, можно подразделить их на реальные и виртуальные, наблюдаемые только в особой виртуальной реальности. Последняя, как известно, может быть синтезирована посредством создания особого рода компьютерных программ.

3.13. Классификация наблюдений. Без учета феномена виртуальной реальности основные типы наблюдений могут быть классифицированы следующим образом:

Типы наблюдений
Непосредственные Опосредованные
за объектом за моделью за объектом за моделью
ест. иск. ест. иск. ест. иск. ест. иск.
еу иу еу иу еу иу уе иу еу иу еу иу еу иу еу иу
                               

Примечание: Наблюдение за моделью соответствует моделированию; ест. означает, что наблюдение осуществляется за естественным объектом, а иск. - что за искусственным; еу означает, что наблюдение проводится в естественных условиях, а иу соответствует искусственным условиям или эксперименту.

 

3.14. Типы теоретического воображения. Классификация типов теоретического воображения должна быть во всех своих деталях аналогичной классификации типов эмпирического наблюдения. Единственное различие между обоими классификациями заключается в том, что некоторые возможности теоретического воображения, например, упоминавшееся выше теоретическое опосредованное, до сих пор остаются практически не реализованными.

3.15. Соотношение эмпирического наблюдения и теоретического воображения. Теоретическое воображение связано с эмпирическим наблюдением следующим простым правилом: все, что может наблюдаться эмпирически, может быть представлено теоретически, и обратно, все, что может быть представлено теоретически, может наблюдаться эмпирически. Простейший случай действия подобного правила:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Второе - делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления | А есть подобие В
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.