КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Второе - делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления
Первое - никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению. Определение методологии. Методология, наряду с уже рассмотренными выше онтологией или учением о бытии и гносеологией или учением о познании, представляет собой важную составную часть философского знания как такового. Существует множество определений методологии, из которых можно привести хотя бы следующее, принадлежащее М.С. Бургину и В.И. Кузнецову: «Методология науки - это научная дисциплина, дающая достаточно полное и пригодное для использования знание о свойствах, структурах, закономерностях возникновения, функционирования и развития систем научного знания, а также об их взаимосвязях и применениях»[174]. План. МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ЛЕКЦИЯ 13 Вопросы для повторения. 1. В чем заключаются особенности философского учения о познании в отличие от специального научного? 2. Как меняется трактовка субъекта в каждой из трех концепций: причинной, деятельной (натуралистической), деятельно-отражательной (социальной)? 3. Тождественны ли понятия «объективная реальность» и «объект познания»? 4. Согласны ли Вы с мнением, что в процессе познания объект познания не существует без субъекта познания? 5. Если мир познаваем, то почему невозможно познать его полностью? 6. В чем специфика эволюционной теории познания? 7. Как проявляется натурализм в теории познания и почему необходимо его преодоление? 8. В чем проявляется культурно-историческая природа познавательной деятельности и как это может быть учтено в теории познания? 9. Как соотнести понятие «живого», цельного знания - переживания у русских философов с традиционной рационалистической трактовкой знания? 10.Какую роль играет интуиция в познавательной деятельности?
ÓФИЛАТОВ Т.В.
§1. Понятие методологии. Место методологии в философии. §2. Методы, формы и уровни научного познания. §3. Наблюдение и воображение. §4. Логический синтез научного понятия. §5. Основные формы научного суждения. §6. Научные объяснения.
§1. Понятие методологии. Место методологии в философии. 1.2. Два значения понятия методологии. В целом, понятие «методология» используется в философской литературе в двух различных смыслах, что приводит к определенной путанице и к непониманию. Во-первых, под методологией понимается знание о знании, подобно тому, как это имеет место в приведенном выше определении М.С. Бургина и В.И. Кузнецова. С другой стороны, однако, под методологией иногда понимают совокупность методов, целенаправленно применяемых познающим субъектом в процессе познания объектов различного рода и качества. Именно в этом смысле можно говорить, например, о диалектико-материалистической или о позитивистской методологиях[175]. 1.3. Основной вопрос методологии. Таким образом можно выделить два варианта основного вопроса методологии, задающих соответственно два несовпадающих понятия методологии: 1. Что есть знание? (Или: «что значит знать?»)[176]. 2. Как возможно познание (или получение знания)? Не трудно заметить, что в обоих своих основных вариантах понятие методологии весьма близко содержательно примыкает к понятию гносеологии, в связи с чем необходимо попытаться осуществить разграничение данных понятий, более точно обозначив место методологии в системе философского знания.
1.4. Место методологии в философии и ее соотношение с онтологией, гносеологией, антропологией и феноменологией. Из множества определений философии нам сейчас потребуется экстенсиональное определение, согласно которому философия есть учение об отношении человека к миру. Иначе говоря, философия как таковая исследует некоторое неопределенное отношение между неопределенным субъектом и неопределенным объектом, поскольку нам заранее не известно, ни что есть мир, ни что есть человек. Схематически данную ситуацию можно изобразить так:
Если теперь конкретизировать приведенную выше весьма неопределенную схему, то сделать это можно двояко. С одной стороны, можно попытаться ответить на вопрос «Что есть мир?» или, точнее, «что значит быть?», и тогда мы выходим на познание бытийствующего как такового, что и составляет онтологию:
С другой стороны, мы можем попытаться ответить на вопрос «Что есть человек?» или, точнее, «что значит мыслить?», что выводит нас на один из вариантов философской антропологии:
Наконец, можно конкретизировать отношение мыслящего человека к бытийствующему миру, обозначив его в качестве познавательного:
В этом случае мы получаем базисную структуру одной из наиболее сложных составляющих философской мысли - гносеологии. Именно разложение подобной структуры дает нам, с одной стороны, представление о мыслящем познающем субъекте, независимо от того, что конкретно им познается, а, с другой стороны, представление о бытийствующем познаваемом объекте, независимо от того, кто его познает. Последнее соответствует базисной структуре феноменологии,
в то время как первое представляет собой базисную структуру методологии:
Таким образом, методология возникает из философского вопрошания о том, что должен представлять собой познающий мыслящий субъект, какие конкретно действия он должен предпринимать для того, чтобы эффективно осуществить акт познания. Вместе с тем мы можем сосредоточиться на результатах познания, т.е. на знании и его системах, и тогда методология может быть понята как знание о человеческом знании.
§2. Методы, формы и уровни научного познания. 2.1. Понятие метода. Очевидно, что понятие методологии тесным образом связано с понятием метода, которое до сих пор остается у нас не определенным. Примечательно, что данное понятие, в отличие от понятия методологии, имеет более определенное значение и лишено явных понятийных двусмысленностей, не будучи при этом лишенным некоторой внутренней многозначности. Как указывают П.В. Алексеев и А.В. Панин, «метод - это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания» [177]. И далее перечисляются такие «приемы научного мышления» как анализ и синтез, абстрагирование и идеализация, моделирование и т.п.[178]. Иначе говоря, метод есть система приемов, правил, принципов, но отдельный прием или правило не может выступать в качестве метода. 2.2. Метод Декарта. В целом, подобное понимание метода подтверждается историко-философским анализом. Например, классическая работа Декарта, заложившая основы нововременной методологии, называется «Рассуждение о методе», а отнюдь не «Рассуждение о методах». В ней, в частности, Декарт указывает, что вместо того, чтобы следовать обилию разнообразных правил, он решил для себя придерживаться лишь следующих четырех:
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |