Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективность ощущений

По-разному решался и вопрос о том, могут ли наши ощущения давать объективную информацию о предметах. В данной связи английский философ Дж. Локк писал о первичных и вторичных качествах. При этом качества, которые присущи всем без исключения вещам независимо от того, воспринимаем мы их или нет, он называл первичными. К ним он относил форму, протяженность, движение, число и плотность. Такие же качества, как запах, цвет, вкус и звук Дж. Локк называл вторичными, так как считал, что они не находятся в самих вещах, а возникают лишь в ощущениях человека.

 

2.6. Определение рационального познания. Как уже указывалось выше, помимо чувственного уровня познания существует рациональное познание. Последнее можно определить следующим образом: рациональное познание (оно же абстрактное мышление) есть выделение в сознании отдельных сторон, признаков предмета и соединение их в особые сочетания с целью получения нового знания.

 

2.7. Особенности рационального познания. Рациональное познание имеет следующие важные особенности:

1. Оно дает возможность выйти за рамки чувственного познания, выяснить существенные, внутренние, общие стороны, свойства предметов.

2. В процессе рационального познания происходит не непосредственное, а опосредованное опытом отражение действительности.

3. Формы абстрактного мышления лишены наглядности чувственных восприятий.

 

2.8. Многообразие источников рационального познания. Опосредованный характер рационального познания, в частности, проявляется в том, что действительность познается не только в процессе накопления личного опыта, но и в результате общения с другими людьми, чтения книг и т.д. При этом к установлению истины можно прийти путем логического рассуждения, сопоставляя уже известные, полученные из разных источников положения.

 

2.9. Формы рационального познания. Существует три основных формы рационального познания мира: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это форма мышления, отражающая общие и существенные стороны, признаки предмета.

Суждение - это форма мышления, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.

Умозаключение - это форма мышления, представляющая собой выведение нового суждения из двух или более старых суждений.

 

2.11. Классификации форм мышления у различных философов. Вопрос о разных формах мышления привлекал внимание многих философов. Аристотель классифицирует способности души, разделяя мышление на пассивный и активный разум. С помощью пассивного разума познается общее и необходимое в вещах, обрабатываются данные органов чувств. Активный разум создает идеи, выясняет реальные пути целенаправленного изменения вещей.

Николай Кузанский отмечает, что рассудок различает, а ум понимает.

И. Кант выделяет следующие способности познания: чувства, рассудок, разум. Познание начинается с данных чувств, следующая ступень - рассудок, под которым Кант понимает способность составлять суждения, мыслить. Рассудок основан на чувствах. Благодаря разуму перерабатывается содержание, получаемое благодаря органам чувств. Кант считает, что априорными формами чувственности являются пространство и время, формами рассудка являются суждения, формируемые с помощью категорий, формами разума - умозаключения.

По Гегелю мышление развивается в двух формах: рассудок и разум, но проходит три ступени: рассудочное, отрицательно-разумное, положительно-разумное. Рассудочное мышление отличает определенности друг от друга, дает односторонние конечные и условные определения. Отрицательно-разумное мышление является отрицанием рассудка. Положительно-разумное мышление есть синтез абстрактных определений, единство многообразного.

 

2.12. Основные учения о понятии. Демокрит считал, что понятие - это представление, совпадающее с объектом. Он дает количественное определение понятия, которое характеризуется совокупностью частей, элементов, из которых состоит сам реальный предмет. По Сократу понятие - это определение, с помощью которого можно познать сущность вещей. Платон убежден, что понятие имеет своим предметом не чувственную действительность, а познание мира «идей». Аристотель считает, что понятие - это представление, которое отражает не единичное, отдельное, а общее. Понятие - это «вторая» сущность, в отличие от первичных сущностей - единичных вещей, познаваемых благодаря чувствам.

В Новое Время также прослеживаются различные подходы к определению понятия. Дж. Локк создает эмпирическую теорию понятия. Б. Спиноза считал, что понятие выражает всеобщую природу вещи. И. Кант выделяет три вида понятия: 1) общедискурсивное понятие - общее представление того, что является общим для многих объектов; 2) априорные формы рассудка в трансцендентальной логике; 3) понятия чистого разума, которые не ограничиваются сферой опыта. Гегель дает всестороннюю разработку форм мышления: понятия, суждения, умозаключения.

 

2.13. Интуиция. Интуиция - специфический познавательный процесс, тесно связанный с неявным знанием и бессознательным. Чувственное и интеллектуальное созерцание - видеть истину «очами разума», «усматривать умом» (Декарт) без дискурсивно-логического обоснования.

Уже в Античности идет борьба вокруг проблемы интуиции. Ионийцы рассматривали интуицию как непосредственное знание, как чувственную форму познания. Элейцы отвергали непосредственное знание. Сократ понимал интуицию как обладание идеей предмета. Платон отвергает истинность чувственной интуиции.

В философии Нового Времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) разрабатывается учение об интеллектуальной интуиции. Дж. Локк и другие представители сенсуализма отстаивали достоверность чувственной интуиции.

Гегель считал, что знание не может быть достигнуто интуицией, оно является результатом длительного развития духа как движения в понятиях.

Философские школы ХХ-го столетия (феноменология Гуссерля, интуитивизм Бергсона, психоанализ Фрейда и др.) понимают интуицию как акт познания, сочетающий в себе и инстинкт, и подсознательный феномен, и религиозную веру. Интуиция может проявлять себя как быстрое заключение, когда некоторые составные элементы рассуждений и предпосылок пропускаются.

 

2.14. Сознание и язык. Язык есть знаковая система. Знак - материальный, чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в процессах познания и общения в качестве заменителя других предметов. Знак используется для получения, хранения, преобразования и передачи информации. Основные признаки знака: материальность, чувственная воспринимаемость, устойчивость, тождественность, репрезентативность. Следует отметить и произвольные отношения знака к обозначаемому им объекту. Выделяют смысловое, предметное, функциональное и экспрессивное значение знака.

М. Хайдеггер называл язык «домом бытия». Познание есть знаковая деятельность в ее отношении к деятельности мышления и чувственного восприятия.

В. Гумбольдт указывал, что языки есть разные способы «видения» мира, «язык - это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека».

 

2.15. Теоретический и эмпирический уровни научного познания. В научном познании чувственному восприятию соответствует эмпирический уровень, а абстрактному мышлению - теоретический уровень. Однако эмпирическое познание не может и не должно сводиться к чистой чувственности, так как в этом случае имеет место сложное переплетение чувственного и рационального. Эмпирическое познание предполагает формирование научного факта, но научный факт возникает как результат сложной рациональной обработки данных наблюдений, причем необходимо также их осмысление, интерпретация. Все сказанное существенно и для теоретического знания, где мы также сталкиваемся с переплетением чувственного и рационального.

В целом к эмпирическому уровню относят приемы, методы, формы научного познания, непосредственно связанные с научной практикой. К теоретическому уровню относят формы и методы познавательной деятельности, характеризующиеся определенной степенью опосредования. Научная теория представляет собой логически организованное знание об объективных законах, связях, отношениях действительности.

 

2.16. Метатеоретический уровень научного познания. В работах многих ученых ставится вопрос о необходимости введения в методологию науки новой структурой единицы, третьего уровня научного знания, который выступает в качестве метатеоретической предпосылки теоретической деятельности. Дело в том, что любая новая идея проходит через процедуру философского обоснования. Философские основания входят в содержание фундаментальных наук, определяют их мировоззренческое и методологическое значение.

 

2.17. Фундаментальные гносеологические операции. В любой познавательной деятельности присутствуют следующие фундаментальные операции: отражение, репрезентация, интерпретация, конвенция.

 

2.18. Что такое отражение. Отражение может пониматься:

а) как свойство материи;

б) как принцип познания;

в) как познавательная операция, процедура.

В этом третьем значении мы и будем использовать данное понятие.

 

2.19. Гносеологический образ и адекватность отражения. Гносеологический образ формируется в результате наложения двух процессов: процесса поступления информации о внешнем объекте и процесса переработки данных на основе информированных взглядов. Адекватность отражения - это соответствие отражаемого образу. Чем больше степень совпадения отражаемого с образом, тем выше степень адекватности отражения. При этом сходство образа и оригинала рассматривается как

1) соответствие качественных характеристик;

2) соответствие количественных характеристик;

3) соответствие структуры образа структуре отображаемого объекта.

 

2.20. Что такое репрезентация. Репрезентация - это представление сущности познаваемого явления с помощью посредника (репрезентанта) - модели, символов, знаковых и математических систем. Другие предметы, которые являются заместительными объекта также могут рассматриваться как репрезентанты.

В целом наше восприятие всегда испытывает значительное влияние посредников. Важнейшим репрезентантом является язык.

 

2.21. Что такое интерпретация. Интерпретация - это придание смысла, раскрытие значения текстов, высказываний, явлений, событий, изначально представляющихся непонятными, темными и даже бессмысленными. Мы никогда не отражаем как чистое зеркало. Познание не осуществляется без текстов, а текст - это единица гносеологического анализа, фиксирующая субъекта в его целостности. Как таковой текст направлен на передачу информации и установление общения, принципиально невозможного без осуществления сложных процедур взаимной интерпретации.

 

2.22. Что такое конвенция. Конвенция (соглашение) - это универсальная процедура познания, предполагающая введение норм, правил, знаков, символов, языковых и других систем на основе договоренности, соглашения субъектов познания. Базовые конструкции в познавательном процессе: логические правила, единицы и методы измерения, искусственные языки, системы символов, нормальное употребление которых невозможно без четкого следования членов научного сообщества соответствующей системе правил и соглашений.

 

§3 Проблема истины в познании. Роль практики в познании.

 

3.1. Проблема истины и ее специфика. Проблема истины является одной из важнейших как в общей мировоззренческой, так и в методологической проблематике. От того, как трактуется истина, как решается вопрос о достижении её, зависит жизненная позиция человека.

 

3.2. Исторические истоки проблемы истины. В истории философии Аристотель впервые ставит вопрос об истине как особой гносеологической категории. С вопросом: «Что есть истина?» прокуратор Понтий Пилат обращается ко Христу.

 

3.3. Определения истины в различных философских школах. Выработанные в философии определения истины весьма многообразны и их трудно подвести к какому-либо общему знаменателю. Так, в философии эмпиризма учение об истине сводится к представлениям о постепенном приближении изменяющегося содержания сознания к все более полному отображению мира. Действительность при этом понимается как неизменная в своей сущности. Гегель понимает истину как соответствие знания своему предмету, а предмета – своему понятию. В марксизме теоретико-познаватель­ная деятельность человека неразрывно связана с практически-преобразовательной деятельностью.

Сторонники прагматизма (Ч. Джеймс) считают, что истинно то, что полезно для человека; представители экзистенциализма (Г. Марсель) утверждают: истинно то, за что человек может умереть; представители конвенционализма уверены, что истинно то знание, с которым согласно большинство ученых; представители неопозитивизма (Р. Карнап) думают, что истинно лишь то, что логически непротиворечиво.

 

3.4. Познание и заблуждение. Если знания не соответствуют действительности, их называют ложными. Заблуждение – это непреднамеренное искажение истины. Например, человек может издали принимать другого человека за своего знакомого и лишь подойдя поближе может убедиться в своей ошибке. Напротив, в случае преднамеренного искажения истины речь идет об обмане. (Так было, в частности, когда Остап Бендер выдавал себя за сына лейтенанта Шмидта). Считается, что ученые только заблуждаются, но не обманывают, хотя на самом деле это не так.

 

3.5. Проблема заблуждения в истории философии. Уже в Античной философии ставилась проблема заблуждения. Заблуждение рассматривается как несовпадение ума, воли с законами универсума. В Средние века заблуждение рассматривается как искажение божественной истины. В Новое время (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза) рассматривают заблуждение как результат искажающего влияния воли на разум. Французские материалисты 18 века считали источником заблуждения инстинкты, подчинение личности интересам общества. Если с помощью разума открыть эти источники заблуждения, можно построить разумное общество. Т. Гоббс, Дж. Локк видели источник заблуждения в ошибке суждения. Гегель считал, что источником заблуждения является противоречивая природа познания. Ложное знание означает неравенство знания с его субстанцией.

 

3.5. Основные разновидности истины. Если знания соответствуют истине полностью, то это абсолютная истина, если же знания соответствуют истине лишь частично – это относительная истина.

Объективная истина – такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Объективная истина – процесс, диалектическое единство абсолютной и относительной истины, поскольку любое знание является верным только при определенных условиях и на определенном этапе познания. Уровень наших знаний исторически огромен, и потому процесс познания бесконечен.

Представителем догматизма утверждают, что все наши истины абсолютны, представители релятивизма – что все истины относительны. Правда, как всегда, по-видимому находится где-то посередине.

 

3.6. Критерий истины. Существенный признак, наличие которого свидетельствует об истинности знания, называют критерием истины. Основными критериями истинности знания являются: практика, интуитивная ясность знания, внутренняя связность знания, непротиворечивость знания.

 

3.7. Определение практики. Практика как философская категория обозначает материально-преобразующую деятельность людей, направленную, прежде всего, на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. Практика носит сознательный, целенаправленный характер.

 

3.8. Основные разновидности практики. Основным исходным видом практики является производственная деятельность людей, развитие общественного производства. Важным видом практики является социальная деятельность людей, направленная на изменение общественных отношений. В практику также входят научные наблюдения и научный эксперимент.

 

3.9. Роль практики в познании. Общественная практика является основой и движущей силой познания, так как на каждом этапе истории она ставит перед познанием определенные задачи и требует их решения. Практика формирует объект познания, определяет ту область исследований, которая входит в объект познания. Из нужд общественной практики возникли все науки. Практика является также целью познания, так как человек всегда стремиться использовать полученные знания в практических целях, для развития производства, для удовлетворения всех своих потребностей. Практика указывает на явления, изучение которых имеет важное значение для общества, поэтому практику называют началом познания.

 

3.10. Практика как критерий истины. Практика является критерием истинности наших знаний. Чтобы проверить истинность гипотезы, нужно воздействовать на объект исследования. Если изменения в нем окажутся теми, которые мы предполагали, то гипотезу можно считать истинной.

 

3.11. Абсолютность и относительность практики. Практику можно рассматривать и как абсолютный, и как относительный критерий истины. Проверить истинность знаний мы можем только в процессе преобразования объекта исследования. В этом плане практика абсолютна. Но возможности преобразования объекта ограничены уровнем развития общества (отсутствие экспериментальной базы, недостаточное материальное обеспечение и т. д.) В этом плане практика относительна.

 

Основные понятия раздела.

Агностицизм – отрицание познаваемости мира.

Гносеология – теория познания.

Конвенция – универсальная процедура познания, предполагающая введение норм, правил, знаков, символов и т. д. на основе соглашения субъектов познания.

Объект познания – то, что познается.

Репрезентация – представление сущности познаваемого явления с помощью моделей, символов, знаковых и других систем.

Скептицизм – учение, подвергающее сомнению возможность познания объективной реальности.

Субъект познания – тот, кто познает объект познания.

Эпистемология (от греч. «эпистеме» -знание и «логос» - слово) - учение о познании.

 

Рекомендуемая литература.

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. –М.: 1998.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: 1998.

3. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина. М., 1997

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 1996.

5. Введение в философию. В 2-х ч.: ч. 2. - М., 1989.

6. Микешина Л.А. Современная теория познания. Программа курса. - М., 1997.

7. Минасян А.М. Диалектика и софистика. - Р.-н/Д, 1985.

8. Мир философии. В 2-х ч. - М., 1991.

9. Теория познания. В 4-х т. - М., 1991.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема соответствия отраженного отражаемому | Второе - делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.