Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Характеристика и особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг

1. Понятие первичного РЦБ, его цели и задачи. Первичный рынок является сферой реализации такой важнейшей функции РЦБ как концентрация финансового капитала, благодаря которой РЦБ выступает альтернативным источников финансирования экономики.

На первичном рынке ценных бумаг происходит их начальное размещение среди первых покупателей. Таким образом, первичный рынок представляет собой совокупность актов купли-продажи, в ходе осуществления которых происходит перемещение ценных бумаг от лиц, осуществивших их выпуск к первым владельцам. Размещение ценных бумаг на первичном рынке осуществляется как путем прямого обращения к покупателям, так и через посредников. На развитых рынках ценных бумаг чаще применяется технология размещения через посредников, функции которого выполняет инвестиционный банк. Инвестиционный банк может размещать ценные бумаги от своего имени, закупив предварительно весь выпуск по более низкой цене на себя, или от имени эмитента, выступая в качестве посредника (агента). Деятельность по выпуску и размещению не собственных ценных бумаг на согласованных условиях за вознаграждение называется андеррайтинг

В российской практике используются следующие виды соглашений между эмитентами и инвесторами:

- «на базе твердых обязательств»;

- «с частичным финансовым участием»;

- «на базе лучших усилий».

Для крупных инвесторов инвестиционные банки могут создавать эмиссионные синдикаты – добровольное временное объединение андеррайтеров без образования юридического лица для выполнения совместных обязательств перед эмитентом.

Таким образом, целью деятельности первичного рынка является организация выпуска и размещения ценных бумаг и его задачами – привлечение временно-свободных средств, активизация финансового рынка, снижение темпов инфляции.

2. Понятие эмиссии, ее виды и цели. В соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг» процедура эмиссии представляет собой установленную законом последовательность действия эмитента по выпуску и размещению ценных бумаг среди первых владельцев.

К общим задачамэмиссионного процесса относят:

- привлечение необходимых денежных средств;

- реконструкция собственности;

- секъюритизация задолженности;

- снижение риска;

- формирование рациональной структуры капитала;

- совершенствование финансового планирования и управления.

Классификацию эмиссий можно провести по нескольким признакам:

- очередность проведения;

- форма проведения;

- способ размещения ценных бумаг.

В зависимости от очередности проведения эмиссии делятся на первичную и последующие (дополнительные). По формам осуществления эмиссии делятся на открытые и закрытые.

По способу размещения выделяют четыре вида эмиссии:

- распределение среди учредителей при первичной эмиссии согласно письменному договору среди учредителей путем приема от учредителей взносов в УК денежными средствами, материальными ценностями, иностранной валютой, нематериальными активами, ценными бумагами);

- распределение среди акционеров при дополнительной эмиссии за счет средств общества бесплатно для акционеров;

- подписка на основе договоров купли-продажи между эмитентом или посредником и инвестором;

- эмиссия в порядке конвертации.

3. Организация и порядок эмиссии ценных бумаг. Технологияэмиссии зависит от ее вида по форме осуществления (открытая или закрытая), а также от того нужно или нет готовить проспект эмиссии. Открытая эмиссия предусматривает следующие этапы:

1. Принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг;

2. Подготовка проспекта эмиссии;

3. Регистрация выпуска на основании нотариально заверенных копий учредительных документов, заявления по установленной форме, решения о выпуске. Регистрация выпусков ценных бумаг осуществляется Министерством Финансов РФ либо Федеральной службой по финансовым рынкам. При регистрации выпуска ему присваивается государственный регистрационный номер. Для рассмотрения документов и принятия решения о регистрации или отказе в регистрации нормативно-законодательными актами отводится 30 дней с даты подачи документов. Решение об отказе в регистрации выпуска может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. До регистрации выпуска эмитенту нельзя осуществлять никаких действий по размещению ценных бумаг.

4. Раскрытие информации и подготовка сертификатов ценных бумаг. При открытой эмиссии, а также при закрытой, требующей подготовки проспекта эмиссии, эмитент после государственной регистрации обязан опубликовать в СМИ тиражом не менее 10 тыс. экз. или в Вестнике Федеральной службы по финансовым рынкам следующую информацию:

- наименование эмитента;

- вид и форма размещаемых ценных бумаг;

- количество размещаемых ценных бумаг;

- сроки и условия размещения;

- дата и № государственной регистрации;

- место и порядок ознакомления с проспектом эмиссии.

5. Размещение ценных бумаг. Количество размещаемых ценных бумаг не должно превышать их количества, указанного в учредительных документах. Регулирующим органом установлена минимально оплачиваемая доля выпуска и предельные сроки размещения. При нарушении этих нормативов эмиссия может быть признана несостоявшейся. При осуществлении учредительной эмиссии эмитент или профессиональный посредник должны разместить 100% заявленного объема в срок не более 1 года с даты начала эмиссии. При учредительной эмиссии акции оплачиваются учредителями по номинальной стоимости, дополнительные выпуски - по рыночной цене, но не ниже номинальной, размещение облигаций проводится по рыночным курсам.

6. Подготовка и регистрация отчета об итогах выпуска или предоставление в регистрирующий орган уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

4. Проблемы развития вторичного РЦБ в РФ. Демонстрируя стремительные темпы развития, российский фондовый рынок к концу 2007 г. по уровню общей капитализации превысил годовой объем ВВП. В то же время значения некоторых абсолютных и относительных характеристик позволяют отнести его к категории формирующихся рынков:

- низкий уровень развития инфраструктуры, отсутствие единой общенациональной системы учета прав инвесторов;

- доля бумаг в свободном обращении значительно ниже значения показателя экономически развитых стран. В России оборот акций 8 крупнейших компаний не превышает 12% против 80-90% в странах с развитым рынком;

- сверхвысокая концентрация рыночного оборота, формируемая на 98% акциями 10 крупнейших российских компаний-естественных монополий. Для сравнения можно отметить, что в странах с развитой финансовой системой значение показателя не более 20-30%;

- недостаточный уровень развития институциональных инвесторов, деятельность которых жестко регламентирована вплоть до прямого запрета пенсионным фондам и ПиФам инвестировать средства в IPO;

- высокая валатильность отечественного рынка, превышающего по уровню показателя развитые рынки в 3 раза, что усиливает рискованность фондовых операций;

- слабость институциональных инвесторов. Соотношение их активов и ВВП меньше среднемирового уровня по страховым компаниям в 15 раз, по негосударственным пенсионным фондам – в 65 раз, инвестиционным фондам – в 76 раз.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5. Международные ценные бумаги | Тема 7. Участники рынка ценных бумаг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.