КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элементная база автотранспортных гидросистем
10.1. Основы расчета роторных гидромашин. Шестеренные насосы и гидромоторы нашли широкое применение на автомобилях и в гаражном оборудовании, прежде всего благодаря своей конструктивной простоте и нетребовательности к высокой тонкости очистки рабочей жидкости. В общем виде подачу (расход) шестеренного насоса (гидромотора) определяют по формуле , (30) где RГ и RН – соответственно радиусы окружностей головок зубъев и начальной окружности шестерен; b – ширина шестерен; l – половина длины линии зацепления; n – частота вращения ведущей шестерни, мин-1; η О – объемный КПД гидромашины. Геометрический параметр l равен l = RН cos αφ, (31) где α – угол зацепления шестерен, рад; φ – угол поворота шестерен, рад. Если шестерни имеют одинаковые размеры и число зубьев, то Q = 2πDmbnη О, (32) где D – диаметр начальной окружности; m – модуль зацепления. Основные недостатки шестеренных гидромоторов: при малых n и больших давлениях в системе привод имеет значительную неравномерность вращения, относительно большой пусковой момент (давление пуска без нагрузки 1 – 1,7 МПа). Роторно-пластинчатые гидромашины однократного действия имеют следующую подачу (расход) Q = 2eb(πD – zt)nη О, (33) где e – эксцентриситет гидромашины; b – ширина пластин; D – диаметр статора; n – частота вращения ротора, мин-1; z – число пластин; t – толщина пластин. Данные гидромашины компактны, достаточно долговечны, хорошо компонуются в приводах, но очень чувствительны к качеству рабочей жидкости. В конструктивном исполнении как многократного действия они целесообразны в качестве высокомоментных гидроагрегатов для установки непосредственно в ступице ведущих колес транспортных машин. Роторные радиально-поршневые гидромашины однократного действия имеют среднюю подачу (расход) равную Q = 0,25πd2eznη О, (34) где d – диаметр цилиндра; z – число цилиндров (5, 7, 9). При нечетном числе поршней меньше неравномерность подачи. Достоинства и недостатки этого типа гидромашин аналогичны вышерассмотренным агрегатам. Аксиально-поршневые насосы и гидромоторы по сравнению со всеми проанализированными ранее типами положительно отличаются следующим: благодаря торцевому распределению они могут работать при больших давлениях с практически постоянным η О; они способны работать при сравнительно больших n в результате чего имеют меньший рабочий объем на единицу подачи и меньшую массу насоса на единицу передаваемой приводу мощности. Основные недостатки данного типа агрегатов: сложнее и дороже конструкция и производство; они требуют высокой тонкости очистки рабочей жидкости (менее 25 мкм) и ее стабильной вязкости (20 -25 сСт). Среднюю подачу (расход) аксиально-поршневых гидроагрегатов с шатунным приводом поршней оценивают по формуле Q = 0,25πd2 D0sinγ znη О, (35) где D0 – диаметр, на котором закреплены шатуны на фланце ведущего вала, γ – угол наклона блока цилиндров гидромашины, рад; z – число поршней (7, 9, 11). Центробежные насосы нашли широкое применение в моечном гаражном оборудовании благодаря своей простоте и относительно малой стоимости производства и эксплуатации. Подача однопоточного центробежного насоса равна , (36) где VВ – скорость жидкости на входе в насос,1…3 м/с; r1 – радиус отверстии – центрального входа жидкости; r2 – радиус ступицы центробежного колеса насоса. Во всех рассмотренных выше примерах затраты мощности на привод насосной станции составляют (Вт) , (37) где Q – номинальная подача станции, м3/с; P – рабочее давление в гидросистеме, Па; η П – КПД привода насоса (0,93 – 0,95). 10.2. Проблема кавитации объемных гидромашин. Слово кавитация происходит от латинского глагола cavocavare – делать пустым, так как явление кавитации заключается в образовании разрывов сплошности в некоторых участках потока движущейся капельной жидкости. Разрывы возникают в тех участках потока, где в результате перераспределения давления, обусловленного движением жидкости, происходит значительное местное понижение давления. При глубоком развитии процесса возникают крупные кавитационные каверны, которые являются последней формой кавитационных течений, особенно в потоках около плохо обтекаемых несущих поверхностей. Основными отрицательными последствиями кавитации для объемных гидромашин являются: уменьшение КПД агрегата, гидроудары на поверхности рабочих элементов машины от замыкания кавитационных пузырьков и постепенное коррозионное механическое разрушение детали; повышенный шум и вибрации оборудования при работе, невозможность применения обычных уравнений гидродинамики при теоретических исследованиях гидромашин, повышенная температура рабочей жидкости и ее быстрое старение. Наиболее целесообразными путями борьбы с кавитацией в объемных гидронасосах (гидродвигателях) являются: выбор оптимальных геометрических форм деталей, использование качественных сталей и сплавов, подбор рабочих жидкостей с антикавитационными свойствами, создание подпора при входе потока в рабочие объемы гидромашин. 10.3. Уплотнения компонентов гидромашин являются весьма ответственными узлами оборудования, от надежности которых зависит работоспособность гидропривода в целом. По принципу работы выделяют две основные группы уплотнений, это: в которых контактное давление осуществляется за счет предварительного сжатия уплотняющего элемента при монтаже (прокладки, набивки, шевронные уплотнения и т.д.); уплотнения в которых герметизация достигается за счет увеличения контактного давления под действием рабочего давления жидкости. По характеру работы бывают уплотнения подвижных и неподвижных элементов гидропривода. Срок службы уплотнительного узла должен составлять не менее 7 лет с суммарным рабочим ходом LРХ до 6000 м, 5 лет при LРХ до 20000 м и 1 – 2 года при LРХ более 50000 м. Например, для гидродомкратов и подъемников утечки через уплотнения не должны превышать 0,5 – 0,6 капель на 1 метр рабочего хода. Материал уплотнений должен быть химически устойчив к рабочей жидкости и не вызывать коррозии деталей гидропривода. Важнейшим оценочным показателем гидроуплотнений является сила трения, которую они создают. Манжетные уплотнения из маслостойкой резины и полихлорвинила создают силу трения (Н) FТР =πDШ lКμP, (38) где DШ – диаметр штока (цилиндра), см; lК – ширина контактной поверхности между манжетой и штоком (цилиндром), см; μ – коэффициент трения, 0,08; P – рабочее давление в системе, Н/см2. Сила трения для резиново-тканевых уплотнений шевронных манжет с предварительным сжатием равна (Н) FТР =πDШ lКk, (39) где k – удельное трение, 22 Н/см2. 10.3. Основы расчета гидролиний Проектный расчет гидравлических трубопроводов включает гидравлический расчет и расчет на прочность. В гидросистемах автомобилей и гаражного оборудования используются жесткие металлические трубопроводы и гибкие рукава (шланги). Внутренний диаметр (условный проход) трубопровода dТР определяется по формуле (мм) , (40) где Q – наибольший расход на расчетном участке гидросистемы, л/мин; V – допускаемая скорость течения рабочей жидкости, м/с (в зависимости от типа линии и рабочего давления в ней от 2 до 10 м/с). Затем осуществляется по общепринятой в гидравлике методике оценка потерь давления на преодоление гидравлических сопротивлений. По результату (40) выбирают трубы или рукава по ГОСТ. Толщину стенки металлических тонкостенных труб оценивают поверочным расчетом по формуле (мм) , (41) где PMAX – максимальное статическое давление, Па; σВ – предел временного сопротивления материала трубы, (20…41)х106 Па (сталь); dН – наружный диаметр трубы, мм; КЗ – коэффициент запаса, 3 – 6. 10.4. Основы контроля гидравлических сопротивлений в автотранспортных гидросистемах. Данный контроль касается, прежде всего, гидравлических фильтров, форсунок и т.п. В общем случае это могут быть любые элементы гидравлического привода. В ходе данных испытаний принято задавать величину гидравлического сопротивления двумя способами. В первом случае при заданном массовом или объемном расходе жидкости через изделие устанавливается величина и допустимое отклонение перепада давления. Для второго способа характерно то, что при заданном перепаде давления устанавливается величина и допустимое отклонение массового или объемного расхода рабочей жидкости. При втором способе величину расхода принято называть пропускной способностью, а применительно к форсункам – производительностью. Технологическая операция контроля гидравлического сопротивления осуществляется на соответствующих стендах, которые часто называют проливочными установками (рис.37). Рис. 37. Структурная гидравлическая схема стенда для определения местных гидравлических сопротивлений: 1 – манометр, 2 – фильтр установки, 3 – насосная станция, 4 – вентиль регулирования расхода, 5 – расходомер, 6 – объект испытаний, 7 – бак с рабочей жидкостью
Через испытываемый гидроагрегат 6 пропускается заданный расход рабочей жидкости, установленный вентилем 4 и измеряемый расходомером 5. Жидкость, не поступающая в расходомер через вентиль от насосной станции 3, подается в бак 7. Рабочая жидкость из агрегата 6 свободно сливается в бак стенда, поэтому манометр 1 измеряет избыточное давление на входе в испытываемый объект, а значит, контролирует перепад давления на нем. Дополнительно стенд может иметь термометр для поддержания рабочей температуры жидкости. 10.5. Теоретические основы истечения жидкостей через отверстие и насадки. Изложенные далее теоретические предпосылки положены в основу расчета, проектирования, изготовления и эксплуатации таких групп гаражного оборудования, как моечное, топливо и маслораздаточное. При изучении истечения жидкости через отверстие (рис.38.с) предполагается, что стенка тонкая, т.е. dО ≥ 2δ – отсутствует направляющее действие стенок отверстия. Рис.38. Схемы истечения жидкости через отверстие и насадки. с) истечение через отверстие; у) истечение через насадки: а – цилиндрический внешний, б – цилиндрический внутренний, в – конический сходящийся, г – конический расходящийся, д – коноидальный
Скорость истечения через отверстие в тонкой стенке равна (м/с) , (42) где φО – скоростной коэффициент (таблица 2); Н – высота от центра отверстия до свободной поверхности жидкости, м; g – ускорение свободного падения, 9,81 м/с2. Расход жидкости в процессе истечения через отверстие равен (м3/с) , (43) где μO = εO φО - коэффициент расхода; (44) εO – коэффициент сжатия струи после истечения; ωО – поперечное сечение отверстия (м2). Наиболее распространенные в технике типы насадок представлены на рис. 38 у. Анализ данных таблицы 2 совместно с уравнениями (42) – (43) указывает на то, что коноидальные насадки имеют самые лучшие показатели из всех представленных вариантов: при этом самые большие скорости истечения и максимальные расходы. Поэтому в реальных конструкциях моечных, топливо и маслораздаточных установках именно они взяты за основу при проектировании моечных и раздаточных пистолетов. Коэффициенты истечения для воды в различных случаях Таблица 2
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |