Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституция РФ: основные положения, конституционные поправки, пересмотр

Основы конституционного строя

Конституция — основной закон государства, закрепляющий ос­новы конституционного строя, государственное устройство, обра­зование представительных (законодательных), исполнительных

Конституция — основной закон государства, закрепляющий ос­новы конституционного строя, государственное устройство, обра­зование представительных (законодательных), исполнительных судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Слово «конституция» в переводе с латинского означает «установление, устройство». Конституция — прежде всего юри­дический документ, наделенный высшей юридической силой. Все остальные законы государства принимаются в точном соот­ветствии с ее положениями. В то же время конституция охваты­вает социально-экономическое устройство, культурную и поли­тическую жизнь, отношения в сфере гражданского общества.

К основным чертам и юридическим свойствам конституции относятся: легитимность, итоговый характер предписаний, пер­спективность, преемственность, реальность, верховенство, ста­бильность и др.

Конституционную систему России составляет Конституция РФ, конституции Республик, уставы краев, областей, городов федераль­ного значения, автономной области и автономных округов.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссий­ским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму, который закрепил победу октябрьского переворота и устанавли­вал диктатуру пролетариата. Конституция 1918 г. оформила сис­тему представительной демократии в лице Советов. Вторая Конституция РСФСР (11 мая 1925 г.) вслед за Конституцией СССР 1924 г. сформулировала новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе Союза Совет­ских Социалистических Республик.

Третья Конституция РСФСР, принятая 21 января 1937 г. после вступления в силу Конституции СССР 1936 г., провозгла­сила завершение строительства основ социализма и закрепила основы общественного и государственного строя, права и обя­занности граждан, избирательную систему и компетенцию выс­ших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Четвертая Конституция (Основной Закон) РСФСР (12 апреля 1978 г.) так же, как и Конституция СССР 1977 г., воплощала теоретическую концепцию построения разви­того социализма и общенародного социалистического государ­ства. Провозглашались социальная однородность общества и стирание классовых различий, формирование новой историче­ской общности людей— советского народа; закреплялась со­циалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности; руководящая роль КПСС в политической систе­ме. Господствующей идеологией признавался научный комму­низм; конечной целью общественного развития планировалось построение бесклассового коммунистического общества. Руко­водство народным хозяйством осуществлялось на основе экономических планов с учетом отраслевого и территориального принципов при сочетании централизованного управления.

Перемены общественного строя после 1985 г. внесли ряд из­менений и поправок в Конституцию РСФСР 1978 г.: отказ от социалистической модели общественного развития и монополь­ного положения КПСС в политической системе; признание идеологии плюрализма, концепции разделения власти. В начале 90-х гг. государство стало называться Российской Федераци­ей — Россией, введен пост Президента РФ. В июне 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР была образована Конститу­ционная комиссия для подготовки нового основного закона, ра­ботавшая над проектом до марта 1993 г.

Противоборство между представительным органом власти (Съездом народных депутатов и Верховным Советом) и Прези­дентом РФ, а также бесконечные парламентские дебаты завели конституционную реформу в тупик. С марта 1993 г. началась подготовка альтернативного президентского проекта. Созванное в мае 1993 г. Конституционное совещание продолжило работу над президентским вариантом конституции. Оно включало пред­ставителей федеральных органов государственной власти Рос­сии; органов государственной власти республик в составе Рос­сии, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; местного самоуправления; политических партий, общественных объединений, предприни­мателей и товаропроизводителей.

Проект Конституции РФ был опубликован 10 ноября 1993 г., а 12 декабря состоялся референдум по ее принятию. В референдуме участвовало 54,8% избирателей, за Конституцию РФ проголосовало 58,4% принявших участие в референдуме (или около 30% общего числа избирателей). 25 декабря 1993 г. пятая Конституция РФ была официально опубликована и начала действовать.

Конституция РФ 1993 г. заложила основы новой общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических принципах. Признается идеологическое многообразие, многопартийность. Все это знаме­нует качественно новый этап в развитии Российского государства.

Конституция РФ имеет прямое и непосредственное действие, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, опираясь только на конституци­онную формулировку. Суд и иные органы при решении тех или иных дел могут ссылаться на конкретную статью Конституции РФ. Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит девять глав и объединяет 137 статей, второй— заключительные и переходные положения (девять пунктов).

Перемены в общественно-политической жизни страны влекут изменения конституции. Бывает и так, что поправки к конституции в корне меняют ее значение. Конституция РФ 1993 г. разли­чает понятия «пересмотр» и «внесение поправок». Пересмотром является изменение положений гл. 1, 2, 9, внесение поправок на­правлено на изменение текста гл. 3—8: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав.

Субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Фе­дерации, группа численностью не менее одной пятой членов Со­вета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Пересмотр положений гл. 1, 2 и 9. Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Это может сделать только Конституционное Собрание. Для созыва Конституционного Собрания требуется наличие двух условий: 1) внесение предложения надлежащим органам; 2) поддержка этого предложения Советом Федерации и Государственной Ду­мой тремя пятыми голосов общего числа членов Совета Федера­ции (107) и депутатов Государственной Думы (270).

Понятие Конституционного Собрания, его состав, порядок из­брания, работы и принятия решений должен определить федераль­ный конституционный закон (еще не принят), однако компетенция Конституционного Собрания Конституцией РФ закреплена.

Конституционное Собрание может либо подтвердить неизмен­ность Конституции РФ, тогда процедура пересмотра Конституции РФ заканчивается, либо разработать проект новой конституции. Но если Конституционное Собрание разработает новую конституцию, то она может быть принята двумя путями: 1) квалифицированным большинством в две трети общего числа членов Конституционного Собрания; 2) одобрением на референдуме. Референдум может быть признан результативным, если за новую конституцию проголосуют более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более половины избирателей, проживающих на территории России.

Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.

Поправки к гл. 38. Поправки принимаются в порядке, пре­дусмотренном для принятия федерального конституционного за­кона. Они могут вступить в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов Федерации. Процедура принятия поправок состоит из нескольких стадий. Закон о поправке к Конституции РФ должны рассмотреть Государственная Дума, Совет Федерации, законодательный (представительный) орган субъектов Федерации, после чего он подписывается Президентом РФ и официально публикуется.

Поступившие в Государственную Думу предложения о по­правке к Конституции РФ направляются в комитет Государствен­ной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституцион­ного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции РФ об условиях и о порядке внесения предложения о поправке. По результатам проверки комитет выносит одно из двух предложений: 1) принять закон к рассмотрению; 2) возвра­тить его инициатору.

Рассмотрение Государственной Думой проекта закона осу­ществляется в трех чтениях. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей общего числа депута­тов Государственной Думы. После этого закон в течение пяти дней направляется в Совет Федерации.

Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей общего числа членов Совета Федерации. Председатель верхней палаты не позднее пяти дней со дня его при­нятия направляет закон в законодательные (представительные) ор­ганы субъектов Федерации для рассмотрения.

Законодательный (представительный) орган субъекта Феде­рации обязан рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в срок не позднее одного года со дня принятия и в течение 14 дней направить принятое постановление о законе в Совет Федерации. Совет Федерации ведет учет данных о его рассмотрении законо­дательными органами субъектов Федерации и на своем очеред­ном заседании устанавливает результаты этого рассмотрения.

Одобренный законодательными (представительными) орга­нами не менее чем двух третей субъектов Федерации закон в течение семи дней со дня установления результатов рассмотре­ния направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опублико­вание, затем в месячный срок принятую поправку вносит в текст Конституции РФ.

В случае, если закон о поправках к Конституции РФ не полу­чит одобрения законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов Федерации, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке допус­кается не ранее, чем через один год со дня установления результа­тов рассмотрения законодательными (представительными) орга­нами субъектов Федерации.

Закон о поправке к Конституции вступает в силу со дня его официального опубликования, если не установлена иная дата вступления его в силу. В месячный срок со дня вступления в силу закона должна быть опубликована Конституция РФ с вне­сенными в нее поправками.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие конституционного права | Понятие конституционного строя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.