КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституция РФ: основные положения, конституционные поправки, пересмотр
Основы конституционного строя Конституция — основной закон государства, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных (законодательных), исполнительных Конституция — основной закон государства, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных (законодательных), исполнительных судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина. Слово «конституция» в переводе с латинского означает «установление, устройство». Конституция — прежде всего юридический документ, наделенный высшей юридической силой. Все остальные законы государства принимаются в точном соответствии с ее положениями. В то же время конституция охватывает социально-экономическое устройство, культурную и политическую жизнь, отношения в сфере гражданского общества. К основным чертам и юридическим свойствам конституции относятся: легитимность, итоговый характер предписаний, перспективность, преемственность, реальность, верховенство, стабильность и др. Конституционную систему России составляет Конституция РФ, конституции Республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму, который закрепил победу октябрьского переворота и устанавливал диктатуру пролетариата. Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в лице Советов. Вторая Конституция РСФСР (11 мая 1925 г.) вслед за Конституцией СССР 1924 г. сформулировала новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе Союза Советских Социалистических Республик. Третья Конституция РСФСР, принятая 21 января 1937 г. после вступления в силу Конституции СССР 1936 г., провозгласила завершение строительства основ социализма и закрепила основы общественного и государственного строя, права и обязанности граждан, избирательную систему и компетенцию высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Четвертая Конституция (Основной Закон) РСФСР (12 апреля 1978 г.) так же, как и Конституция СССР 1977 г., воплощала теоретическую концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашались социальная однородность общества и стирание классовых различий, формирование новой исторической общности людей— советского народа; закреплялась социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития планировалось построение бесклассового коммунистического общества. Руководство народным хозяйством осуществлялось на основе экономических планов с учетом отраслевого и территориального принципов при сочетании централизованного управления. Перемены общественного строя после 1985 г. внесли ряд изменений и поправок в Конституцию РСФСР 1978 г.: отказ от социалистической модели общественного развития и монопольного положения КПСС в политической системе; признание идеологии плюрализма, концепции разделения власти. В начале 90-х гг. государство стало называться Российской Федерацией — Россией, введен пост Президента РФ. В июне 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР была образована Конституционная комиссия для подготовки нового основного закона, работавшая над проектом до марта 1993 г. Противоборство между представительным органом власти (Съездом народных депутатов и Верховным Советом) и Президентом РФ, а также бесконечные парламентские дебаты завели конституционную реформу в тупик. С марта 1993 г. началась подготовка альтернативного президентского проекта. Созванное в мае 1993 г. Конституционное совещание продолжило работу над президентским вариантом конституции. Оно включало представителей федеральных органов государственной власти России; органов государственной власти республик в составе России, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; местного самоуправления; политических партий, общественных объединений, предпринимателей и товаропроизводителей. Проект Конституции РФ был опубликован 10 ноября 1993 г., а 12 декабря состоялся референдум по ее принятию. В референдуме участвовало 54,8% избирателей, за Конституцию РФ проголосовало 58,4% принявших участие в референдуме (или около 30% общего числа избирателей). 25 декабря 1993 г. пятая Конституция РФ была официально опубликована и начала действовать. Конституция РФ 1993 г. заложила основы новой общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических принципах. Признается идеологическое многообразие, многопартийность. Все это знаменует качественно новый этап в развитии Российского государства. Конституция РФ имеет прямое и непосредственное действие, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, опираясь только на конституционную формулировку. Суд и иные органы при решении тех или иных дел могут ссылаться на конкретную статью Конституции РФ. Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит девять глав и объединяет 137 статей, второй— заключительные и переходные положения (девять пунктов). Перемены в общественно-политической жизни страны влекут изменения конституции. Бывает и так, что поправки к конституции в корне меняют ее значение. Конституция РФ 1993 г. различает понятия «пересмотр» и «внесение поправок». Пересмотром является изменение положений гл. 1, 2, 9, внесение поправок направлено на изменение текста гл. 3—8: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав. Субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Пересмотр положений гл. 1, 2 и 9. Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Это может сделать только Конституционное Собрание. Для созыва Конституционного Собрания требуется наличие двух условий: 1) внесение предложения надлежащим органам; 2) поддержка этого предложения Советом Федерации и Государственной Думой тремя пятыми голосов общего числа членов Совета Федерации (107) и депутатов Государственной Думы (270). Понятие Конституционного Собрания, его состав, порядок избрания, работы и принятия решений должен определить федеральный конституционный закон (еще не принят), однако компетенция Конституционного Собрания Конституцией РФ закреплена. Конституционное Собрание может либо подтвердить неизменность Конституции РФ, тогда процедура пересмотра Конституции РФ заканчивается, либо разработать проект новой конституции. Но если Конституционное Собрание разработает новую конституцию, то она может быть принята двумя путями: 1) квалифицированным большинством в две трети общего числа членов Конституционного Собрания; 2) одобрением на референдуме. Референдум может быть признан результативным, если за новую конституцию проголосуют более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более половины избирателей, проживающих на территории России. Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России. Поправки к гл. 3 — 8. Поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Они могут вступить в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов Федерации. Процедура принятия поправок состоит из нескольких стадий. Закон о поправке к Конституции РФ должны рассмотреть Государственная Дума, Совет Федерации, законодательный (представительный) орган субъектов Федерации, после чего он подписывается Президентом РФ и официально публикуется. Поступившие в Государственную Думу предложения о поправке к Конституции РФ направляются в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции РФ об условиях и о порядке внесения предложения о поправке. По результатам проверки комитет выносит одно из двух предложений: 1) принять закон к рассмотрению; 2) возвратить его инициатору. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона осуществляется в трех чтениях. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы. После этого закон в течение пяти дней направляется в Совет Федерации. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей общего числа членов Совета Федерации. Председатель верхней палаты не позднее пяти дней со дня его принятия направляет закон в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Законодательный (представительный) орган субъекта Федерации обязан рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в срок не позднее одного года со дня принятия и в течение 14 дней направить принятое постановление о законе в Совет Федерации. Совет Федерации ведет учет данных о его рассмотрении законодательными органами субъектов Федерации и на своем очередном заседании устанавливает результаты этого рассмотрения. Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов Федерации закон в течение семи дней со дня установления результатов рассмотрения направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование, затем в месячный срок принятую поправку вносит в текст Конституции РФ. В случае, если закон о поправках к Конституции РФ не получит одобрения законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов Федерации, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке допускается не ранее, чем через один год со дня установления результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Федерации. Закон о поправке к Конституции вступает в силу со дня его официального опубликования, если не установлена иная дата вступления его в силу. В месячный срок со дня вступления в силу закона должна быть опубликована Конституция РФ с внесенными в нее поправками.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |