Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система органов государственной власти

Российская Федерация — федеративное государство

Статус России определяется Конституцией РФ, которая за­крепляет следующие характерные черты.

Россия является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории. Она имеет свои Конституцию и систему федерального законодательства.

Россия обладает своей территорией, которая включает терри­тории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67).

Высшая власть России распространяется на всю территорию, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны.

Гражданство России является единым, на территории России ее граждане обладают всеми правами и свободами и несут рав­ные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6).

На всей территории России действуют общие органы госу­дарственной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды.

Функционирует единая федеральная система права, включающая федеральное, региональное и муниципальное законодательство.

В России существуют единое экономическое пространство, федеральная государственная собственность, единая денежная и кредитная системы.

Государственным языком является русский язык как средство межнационального общения народов России.

Россия— суверенное государство, обладающее неограничен­ным правом на международные отношения. Она может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя России.

Конституция РФ устанавливает российскую государственную символику: Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ и Государственный гимн РФ. Их описание и порядок офици­ального использования устанавливаются федеральным консти­туционным законом.

Столицей России является Москва. Статус столицы установ­лен Федеральным законом от 15 апреля 1993 г.

Россия состоит из 89 субъектов: 21 республики, шести краев, 49 областей, одной автономной области, десяти автономных ок­ругов, двух городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

Предметы ведения России. Они определены в ст. 71 Кон­ституции РФ, их можно разделить на несколько сфер (областей).

В области государственного строительства:

• принятие и изменение Конституции РФ и федеральных за­конов, контроль за их соблюдением;

• федеративное устройство и территория России;

• установление системы федеральных органов законодатель­ной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государст­венной власти;

• установление основ федеральной политики и федеральные Программы в области государственного и национального разви­тия России;

• федеральная государственная служба.

В области прав и свобод человека и гражданина, прав нацио­нальных меньшинств:

• регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

• гражданство России;

• регулирование и защита прав национальных меньшинств.

В области экономического и социально-культурного развития:

• федеральная государственная собственность и управление ею;

• определение основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социаль­ного, культурного развития России;

• установление правовых основ единого рынка;

• финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирова­ние, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

• федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; феде­ральные фонды регионального развития;

• федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути со­общения, информация и связь;

• деятельность в космосе.

В области внешней политики и обороны:

• внешняя политика и международные отношения России, международные договоры России; вопросы войны и мира;

• внешнеэкономические отношения России;

• оборона и безопасность, оборонное производство;

• определение порядка продажи и покупки оружия, боепри­пасов, военной техники и другого военного имущества; произ­водство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

• определение статуса и защита государственной границы, тер­риториального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России.

В области правового развития и правоохранительных органов:

судоустройство;

· прокуратура;

· уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполни­тельное законодательство;

· амнистия и помилование;

· гражданское, гражданское процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование ин­теллектуальной собственности;

· федеральное коллизионное право.

В области метеорологии, статистики и учета:

• метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;

• геодезия и картография;

• наименования географических объектов;

• официальный статистический и бухгалтерский учет. Россия устанавливает государственные награды и почетные

звания России. В пределах ведения России федеральные органы государственной власти не вправе передавать, делегировать осу­ществление части своих полномочий органам государственной власти субъектов Федерации. Это, по существу, исключительные полномочия, вопросы исключительного ведения государства.

По предметам исключительного ведения принимаются феде­ральные конституционные законы и федеральные законы, имею­щие прямое действие на всей территории России (ч. 1 ст. 76).

Помимо положений ст. 71, в Конституции РФ содержатся и другие прямые или косвенные указания на предметы ведения Рос­сии. Это регулирование вопросов, связанных с запретом установ­ления препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74), регламентация вопросов денежной эмиссии и денежного обращения, налоговой политики (ст. 75), участия России в межгосударственных объединениях (ст. 79).

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации. Правовой статус субъектов Федерации относится к важнейшим проблемам российского федерализма. Статус республик опреде­ляется Конституцией РФ и конституциями республик; статус краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта.

Рассмотрим два основных аспекта правового положения субъектов Федерации. Один связан с закреплением элементов статуса субъектов в Конституции РФ, другой — со статусом субъектов, вытекающим из его закрепления в конституциях рес­публик, уставах других субъектов Федерации.

1. Закрепление элементов статуса субъектов Федерации в Конституции РФ. В Конституции РФ закрепляются следующие элементы статуса субъектов Федерации.

Республика (государство) имеет свои конституцию и законо­дательство; край, область, город федерального значения, авто­номная область, автономный округ — свои устав и законода­тельство (ч. 2 ст. 5). При этом устав принимается законодатель­ным (представительным) органом соответствующего субъекта Федерации (ч. 2 ст. 66).

В качестве одного из принципов федеративного устройства России предусматривается разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации (ч. 3 ст. 5), которое осуществляется на основе Конституции РФ, Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11).

Определено равноправие всех субъектов Федерации (ч. 4 ст. 5). Оно рассматривается в нескольких аспектах:

• равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5);

• равноправие субъектов Федерации между собой (ч. 4 ст. 5), т.е. в отношениях друг с другом;

• распространение в равной мере на всех субъектов Федера­ции предметов совместного ведения России и субъектов Феде­рации (ч. 2 ст. 72), т.е. каждый субъект самостоятельно решает >ти вопросы, основываясь на федеральных законах.

Обеспечивается территориальная и государственная целост­ность России (ч. 3 ст. 4), что означает отсутствие права выхода какого-либо субъекта Федерации из состава России. Территория России включает в себя территории ее субъектов (ч. 1 ст. 67).

Определены основы государственной власти:

• единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5);

• осуществление государственной власти в России, т.е. на фе­деральном и региональном уровнях, на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10);

• осуществление государственной власти в субъектах Феде­рации образуемыми ими органами государственной власти (ч. 2 ст.11).

Систему своих органов государственной власти субъекты Федерации устанавливают самостоятельно при соблюдении кон­ституционных требований о том, чтобы эта система соответство­вала, во-первых, основам конституционного строя России и, во-вторых, общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые уста­навливаются федеральным законом (ч. 1 ст. 77);

По соглашению между федеральными органами исполни­тельной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации возможна передача друг другу осуществления части своих полномочий (ч. 2, 3 ст. 78).

По предметам своего ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Это означает, что вне пределов ведения России и ее полномочий по предметам совме­стного ведения субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ст. 73, ч. 4 ст. 76).

Установлен приоритет нормативных правовых актов субъек­та Федерации, изданных по предметам ведения ее субъекта, в случае противоречия между федеральным законом и таким ак­том (ч. 6 ст. 76). Определен также порядок изменения статуса субъекта Федерации — по взаимному согласию России и субъ­екта Федерации (ч. 5 ст. 66). Конституция РФ не предусматрива­ет процедуру такого изменения и согласия; она должна быть установлена федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 137), который до настоящего времени не принят.

Изменение границ между субъектами Федерации может про­исходить с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67). При этом измене­ние границ между субъектами Федерации подлежит утвержде­нию Советом Федерации (п. «а» ч. 1 ст. 102).

Конституция РФ устанавливает, что в случае изменения на­именования субъекта Федерации новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции (ч. 2 ст. 137). При этом осуще­ствления какой-либо дополнительной процедуры со стороны федеральных органов не предусмотрено.

Конституция РФ закрепляет некоторые особенности отдель­ных видов субъектов Федерации:

• определяет республики как государства (ч. 2 ст. 5). При этом никак не характеризует другие субъекты в составе России. Между тем в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Консти­туции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области край, область, автономный округ определяются как государственно-территориальные образования;

• устанавливает, что в отличие от других субъектов республики имеют свое республиканское гражданство. Конституцией РФ дан­ное положение не регулируется. В соответствии с ч. 2 ст. 68 респуб­лики вправе устанавливать свои государственные языки;

• констатирует вхождение автономных округов в состав края или области (ч. 4 ст. 66). При этом Конституция РФ напрямую не фиксирует вхождение конкретных автономных округов в состав края, области, а закрепляет лишь в общей форме положение о том, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и со­ответственно органами государственной власти края или области;

• определяет в числе субъектов Федерации города федераль­ного значения. Москва рассматривается, во-первых, как субъект России, во-вторых, как столица России со своим особым стату­сом столицы, в-третьих, как город, на территории которого осу­ществляется местное самоуправление. Санкт-Петербург высту­пает как субъект Федерации и как город, на территории которого осуществляется местное самоуправление.

2. Закрепление статуса субъектов Федерации в консти­туциях республик, уставах других субъектов. Несмотря на имеющиеся особенности субъектов Федерации, можно утвер­ждать об их едином конституционно-правовом статусе. Все они обладают следующими характерными чертами, которые в сово­купности позволяют конкретно раскрыть статус каждого из них.

Каждый субъект Федерации имеет свою территорию. Положе­ния о территории субъекта закрепляются в конституциях и уставах субъектов. Так, Конституция Республики Тыва в ст. 4 уста­навливает, что «государственная территория Республики Тыва целостна, неделима, неприкосновенна и не может быть изменена без согласия ее народа». В ст. 38 Устава Ставропольского края говорится, что Ставропольский край обладает собственной терри­торией, которая не может быть изменена, изъята без согласия ква­лифицированного большинства жителей края, установленного путем краевого референдума. Устав Ханты-Мансийского авто­номного округа в ст. 4 закрепляет положение о территории округа как неотъемлемой части единой территории России и о невоз­можности изменения этой территории без согласия округа.

Каждый субъект имеет свою систему права. Вне пределов ве­ления России и совместного ведения России и субъектов Феде­рации республики, края, области и другие субъекты осуществ­им ют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Республики имеют свои конституции, которые принимаются ими самостоятельно, порядок их принятия и изменения определяется также республикой. Так, Конституция Республики Ингу­шетия была принята всенародным голосованием; Конституцион­ным Собранием приняты Конституции Республики Дагестан, Республики Мордовия, Республики Марий Эл. Многие республиканские конституции принимаются их законодательными (представительными) органами государственной власти.

Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа имеют свои уставы, которые при­нимаются, как это установлено ч. 2 ст. 66 Конституции РФ, за­конодательным (представительным) органом соответствующего субъекта. Поэтому их принятие путем регионального референ­дума или каким-либо специально созданным органом (типа уставного собрания) исключается.

Система права субъектов Федерации фиксируется в их кон­ституциях и уставах. Устав Тюменской области закрепляет систему правовых актов области, которую составляют Устав, другие законы области, постановления областной Думы, постановления и распоряжения губернатора области и иные правовые акты. В систему права области входят заключенные ею международные соглашения, а также соглашения с другими субъектами Федера­ции (ст. 6 Устава).

Системы права субъектов Федерации являются составной ча­стью системы права России, поэтому конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в субъектах Фе­дерации, не должны противоречить Конституции РФ и федераль­ным законам. Между тем практика государственно-правового строительства свидетельствует о все еще не устраненном расхожде­нии между федеральным и региональным законодательством.

Субъекты Федерации имеют свою систему органов государственной власти, которую они устанавливают самостоятельно. При этом должны быть соблюдены требования ст. 77 Конституции РФ о том, что система органов государственной власти субъектов Федерации должна соответствовать основам конституционного строя России и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые ус­танавливаются федеральным законом (такой закон не принят).

Система органов государственной власти закрепляется в кон­ституциях республик, уставах других субъектов Федерации. Она строится на основе принципа разделения властей на законода­тельную, исполнительную и судебную. Законодательную власть в краях, областях, городах федерального значения, автономных образованиях осуществляют думы, законодательные собрания, собрания депутатов (названия этих органов устанавливаются в уставах). Исполнительная власть в краях, областях, городах фе­дерального значения, автономной области, автономных округах осуществляется губернатором, главой администрации, админи­страцией области и т.д.

Право приостанавливать действия актов органов исполни­тельной власти субъектов Федерации, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам, международным обя­зательствам России или нарушают права и свободы человека и гражданина, принадлежит Президенту РФ (ч. 2 ст. 85).

Субъекты Федерации имеют свою официальную символику — герб, флаг, гимн, правовой статус и порядок использования ко­торых устанавливаются в конституциях, уставах и законах субъ­ектов Федерации.

Субъекты Федерации являются участниками международных и внешнеэкономических связей, координация которых относится к совместному ведению России и субъектов Федерации (п. «о» ч. 1 ст. 72).

В конституциях республик и уставах других субъектов дается конкретный перечень вопросов, относящихся к ведению субъек­тов Федерации. При этом они руководствуются положением Конституции РФ о том, что вне пределов ведения России и со­вместного ведения России и субъектов Федерации последние обладают всей полнотой государственной власти, и в данном случае изданные ими нормативные правовые акты обладают большей юридической силой, чем федеральные законы, даже если противоречат последним (ч. 6 ст. 76).

Предметы совместного ведения России и субъектов Феде­рации. Они закреплены в ст. 72, их можно разделить на несколь­ко сфер (областей). К предметам совместного ведения России и субъектов Федерации относятся:

1) в области государственного строительства:

• обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, об­ластей, городов федерального значения, автономной области, ав­тономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

• установление общих принципов организации системы орга­нов государственной власти и местного самоуправления;

2) в области защиты прав и свобод, законности и правопорядка:

• защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств;

• обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

• защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

3) в области экономического, социального и культурного раз­вития:

• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, не­драми, водными и другими природными ресурсами;

• разграничение государственной собственности;

• природопользование; охрана окружающей среды и обеспе­чение экологической безопасности; особо охраняемые природ­ные территории; охрана памятников истории и культуры;

• общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

• координация вопросов здравоохранения; защита семьи, ма­теринства, отцовства и детства; социальная защита, включая со­циальное обеспечение;

• осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

• установление общих принципов налогообложения и сборов и России;

4) в области правового развития и правоохранительных органов:

• административное, административно-процессуальное, трудо­вое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодатель­ство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

• кадры судебных и правоохранительных органов;

• адвокатура, нотариат;

5) в области международных и внешнеэкономических связей — координация международных и внешнеэкономических связей субъ­ектов Федерации, выполнение международных договоров России.

По предметам совместного ведения России и субъектов Фе­дерации согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ издаются феде­ральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Фе­дерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения России и субъектов Фе­дерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным по предметам совместного ведения Рос­сии и субъектов Федерации, действует федеральный закон.

Для урегулирования споров о конституционности актов и споров о компетенции между органами государственной власти России и органами государственной власти ее субъектов Кон­ституция РФ предоставляет соответствующие полномочия Кон­ституционному Суду РФ (ст. 125).

Конституция РФ, Федеративный и иные договоры. При рассмотрении соотношения Конституции РФ и Федеративного договора необходимо иметь в виду, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного дого­вора действуют положения Конституции РФ. В той части, в ка­кой Федеративный договор не противоречит Конституции РФ, он продолжает действовать.

В соответствии с ч. 3 ст. И Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется не только Конституцией РФ, но и Федеративным договором и иными до­говорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Под иным договором понимается договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государст­венной власти России и органами государственной власти субъ­екта Федерации, т.е. двусторонний договор, а также договоры с краем, областью и входящим в их состав автономным округом, т.е. трех- и четырехсторонний договоры. Договоры подписыва­ются Президентом РФ и главой субъекта Федерации (главами субъектов).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституционно-правовой статус личности и гражданина в России | Конституционный статус Президента РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.