КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционный статус Президента РФ
Пост Президента в России был учрежден общенародным референдумом 17 марта 1991 г. 12 июня 1991 г. состоялись первые всеобщие президентские выборы, на которых Президентом сроком на пять лет был избран Б.Н. Ельцин. Избрание первого Президента осуществлялось на основе Закона РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О выборах Президента РСФСР». После принятия в 1993 г. Конституции РФ действие этого Закона было прекращено. В настоящее время порядок избрания Президента РФ закреплен в Федеральном законе от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента Российской Федерации». Президент РФ избирается сроком на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина России в выборах Президента РФ является добровольным., Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее десяти лет. Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ гражданин России, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 150 дней и не позднее чем 120 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах -шляется первое воскресение месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ. В случае, если Совет Федерации не назначает выборы Президента РФ, то выборы проводятся Центральной избирательной комиссией (ЦИК). При прекращении Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения сроков Совет Федерации не позднее чем через 14 дней назначает досрочные выборы. Днем голосования в ном случае является последнее воскресение перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий.
Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд. Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти, и органы местного самоуправления. Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки на основании данных о числе и |6ирателей, зарегистрированных на территории муниципальных образований. На территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей. Выдвигать кандидата на пост Президента РФ может избирательное объединение или блок, зарегистрированные в установленном порядке, а также инициативная группа численностью не менее 100 человек. От одного избирательного объединения (избирательного блока) может быть выдвинуто не более одного кандидата. В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы должны собрать не менее 1 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 70 тыс. подписей. В случае проведения досрочных или повторных выборов 11 резидента РФ количество подписей сокращается наполовину. Определение результатов выборов производится по мажоритарной системе (абсолютное большинство). Избранным считается гот кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы Президента РФ признаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей.
В случае, если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран, ЦИК через 21 день назначает повторное голосование по выборам Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей при условии, что эта цифра больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления ЦИК результатов выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, текст которой содержится в ст. 82 Конституции РФ. С момента принесения присяги Президент РФ приступает к исполнению своих обязанностей. Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ. Президент РФ: • является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; • в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; • в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; • представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ обладает неприкосновенностью. Полномочия Президента РФ очень обширны, в том числе во взаимодействии главы государства со всеми ветвями власти и субъектами Федерации. Президент и Федеральное Собрание. Президент РФ: • выступает как непременный участник законодательного процесса; • имеет право назначать выборы Государственной Думы; • обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием РФ, кроме федеральных конституционных законов; • назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; • вправе распустить Государственную Думу (но не Совет Федерации). Роспуск Государственной Думы возможен в случаях: • трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;
• двукратного внесения недоверия Правительству РФ в течение трех месяцев; • при отказе Государственной Думы в доверии Правительству РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ натачает новые выборы с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена Президентом РФ: • в течение года после ее избрания; • с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; • в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения; • в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Президент и Правительство. Президент РФ: • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; • принимает решение об отставке Правительства РФ; • по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; • назначает Председателя Банка России и ставит вопрос перед Государственной Думой о его освобождении; • имеет право отменить постановление Правительства РФ. Президент и судебная власть. Президент РФ: • представляет Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; • самостоятельно назначает судей других федеральных судов; • вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ; • не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Отношения с субъектами Федерации. Президент РФ натачает полномочных представителей в федеральных округах. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. территория России поделена на семь федеральных округов: Центральный (центр— г. Москва) объединил 18 субъектов Федерации; Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) — 11; Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону) — 13;
Приволжский (г. Н. Новгород) — 15; Уральский (г. Екатеринбург) — 6; Сибирский (г. Новосибирск) — 16; Дальневосточный (г. Хабаровск) — 10. Полномочные представители не входят в органы государственной власти субъектов Федерации, а являются должностными лицами Администрации Президента РФ. В полномочия представителя Президента РФ входит: обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе; анализ деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние дел с кадровой обеспеченностью в указанных органах; организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями; согласование кандидатур для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатур на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти; организация контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ за реализацией федеральных программ в федеральном округе; принятие участия в работе органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа; внесение Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ имеет право приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам. Наряду с перечисленными группами полномочий, Конституция РФ относит к компетенции главы государства и ряд других полномочий. В области кадровой политики: • формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; • формирует Администрацию Президента РФ; • назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ. В области обороны: • утверждает военную доктрину России; • является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; • вводит на территории России или в отдельных местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. В области внешней политики: • ведет переговоры и подписывает международные договоры; назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания РФ дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях; • осуществляет руководство внешней политикой России; • подписывает ратификационные грамоты; • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; Президент РФ влияет на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент РФ предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность, а также вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом РФ, он в течение И) дней представляет новую кандидатуру. К компетенции Президента РФ относится решение вопросов гражданства России и предоставления политического убежища, помилования. Президент РФ выносит свои решения в форме указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Указ — это правовой акт, относящийся к определенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций; распоряжение— акт индивидуального организационного характера. Акты Президента РФ издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания РФ или Правительства РФ. Указы и распоряжения относятся к подзаконным актам и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ. Конституция России устанавливает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ. В обычном порядке полномочия главы государства прекращаются в связи с истечением срока, па который он был избран. Момент окончания этого срока определяется днем принесения присяги вновь избранным главой государства Конституционное регулирование статуса Президента РФ предусматривает три основания досрочного прекращения его полномочий: 1) отставка; 2) неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешение от должности. Согласно общепринятой государственно-правовой практике под отставкой Президента РФ понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Конституция РФ не конкретизирует формулу отставки, не устанавливает мотивы принятия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть обращено заявление об отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулирует иные аспекты процедуры отставки. Решение же этих вопросов крайне важно для практического применения института отставки. Вот почему необходимо их детальное правовое регулирование в федеральном законе. Еще более сложные вопросы возникают при использовании такого основания прекращения президентских функций, как стойкая неспособность Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. В нормах федерального закона необходимо дать ответы на вопросы: кто и каким образом устанавливает сам факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии, как обеспечить такого рода решение, кто его обнародует и т.д. В любом случае должны быть созданы правовые гарантии, предупреждающие злоупотребления в процессе реализации этой конституционной нормы. В отличие от двух названных оснований прекращения полномочий Президента РФ, порядок отрешения его от должности прописан в Конституции РФ весьма детально. Отрешение Президента РФ от должности выступает в качестве формы государственно-правовой ответственности главы государства. Основанием для такого решения парламента согласно Конституции РФ является совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин России за подобные действия, для Президента РФ наступает и государственно-правовая ответственность в виде освобождения от занимаемой должности. Содержащиеся в ст. 93 Конституции РФ понятия «государственная измена» и «тяжкое преступление» конкретизируются в УК. Согласно ст. 275 под государственной изменой понимаются шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности России. Конституция РФ регулирует процедуру отрешения Президента РФ от должности. Она достаточно сложна. Ее сложность определяется особой ролью главы государства в государственном механизме, необходимостью создания системы гарантий от необоснованного применения этой меры ответственности. Процедура отрешения Президента РФ от должности реализуется на основе тесного взаимодействия палат Федерального Собрания РФ. Обвинение Президента РФ в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления выдвигается Государственной Думой. Инициатором возбуждения вопроса об отрешении Президента РФ согласно ч. 2 ст. 93 Конституции РФ может быть группа депутатов численностью не менее одной трети депутатов Государственной Думы. С учетом того, что общая численность этой палаты Федерального Собрания — 450 человек, состав инициативной группы должен быть не менее 150 депутатов. Материалы, представленные инициативной группой, подлежат рассмотрению на заседании палаты. В случае решения мин роса о продолжении процедуры отрешения Государственная Дума большинством голосов должна образовать специальную комиссию для подготовки заключения по этому вопросу. Численный состав комиссии, порядок формирования и срок, процедура ее работы урегулированы гл. 22 Регламента Государственной Думы (ст. 164 и 165). Подготовленное комиссией специальное заключение передается в Государственную Думу и подлежит обсуждению на ее заседании. По смыслу ст. 93 Конституции РФ для продолжения процедуры отрешения Президента РФ заключение комиссии должно подтверждать его вину и свидетельствовать о наличии оснований для отрешения. В противном случае представление включения теряет смысл. По итогам обсуждения заключения Государственной Думой может быть принято решение о выдвижении обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это решение принимается двумя третями голосов общего числа депутатов. Выдвинутое Государственной Думой обвинение согласно I ст. 93 Конституции РФ должно быть направлено в Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Верховный Суд РФ должен дать заключение о наличии или отсутствии в действиях Президента РФ признаков соответствующего тяжкого преступления. Заключение этого Суда не имеет юридической силы при-«опора, его можно использовать только в рамках процедуры отрешения Президента РФ от должности. Если Верховный Суд РФ должен дать заключение о существе выдвинутого Государственной Думой обвинения, то Конституционный Суд РФ — о соблюдении соответствующего порядка выдвижения обвинения. Таким образом, объектом анализа Конституционного Суда РФ является деятельность Государственной Думы, инициативной группы и комиссии по подготовке заключения об отрешении Президента РФ от должности. Содержание ч. 1 ст. 93 конституции РФ дает основания утверждать, что при выводе Верховного Суда РФ об отсутствии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления, а 1лкже при установлении Конституционным Судом РФ нарушений процедуры выдвижения обвинения действие соответствующих конституционных норм должно быть прекращено. Решение об отрешении Президента РФ от должности при наличии соответствующих документов принимает Совет Федерации большинством в две трети голосов общего числа членов верхней палаты. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный (рок после выдвижения Государственной Думой обвинения прошв главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным (ч. 3 ст. 93 Конституции РФ).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |