КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и прокуратуры
Реформа судебной системы России определяется положениями Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». В Конституции РФ названы назначение и место в этой системе только высших судов федерального уровня: Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Что касается всех остальных судебных звеньев, то они установлены Законом о судебной системе. В России в настоящее время образованы федеральные суды и конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, которые в совокупности образуют судебную систему России. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов, К судам субъектов Федерации относятся Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации. Судебная система России рассматривается как совокупность трех ветвей судебной власти: 1) Конституционный Суд РФ и Конституционные (уставные) субъектов Федерации; 2) суды общей юрисдикции; 3) арбитражные суды. Конституционный Суд РФ. Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд РФ. Он учрежден в декабре 1990 г. Порядок его формирования и компетенция определяются Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основные задачи Конституционного Суда РФ — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России. Основными принципами его деятельности являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента РФ. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком; срок полномочий судьи — 15 лет. Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях (всем составом) либо в заседаниях одной из двух палат, включающих соответственно десять и девять судей Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ. Персональный состав палат меняется через три года. Полномочия Конституционного Суда РФ установлены ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ: • по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой части членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций Республик, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации; в) договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров России; • разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти: а) между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Федерации; • по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; • по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации дает толкование Конституции РФ; • по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения, осуществляет иные предоставленные ему полномочия. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Закон о Конституционном Суде РФ устанавливает не только порядок организации и основные полномочия Конституционного Суда РФ, но и общие правила конституционного судопроизводства, которые регулируют вопросы обращения в этот Суд, предварительного рассмотрения обращений; общие процедурные правила рассмотрения дел в суде; права и обязанности участников процесса; принятие и содержание решений Конституционного Суда РФ, их юридической силы. В пленарных заседаниях Конституционного Суда РФ и заседаниях его палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов. Заседания проходят открыто, за исключением случаев, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Исследование по существу рассматриваемого в заседании Конституционного Суда РФ дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов. Затем Суд выслушивает объяснения сторон по существу рассматриваемого вопроса. Стороны могут привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. На заседание Конституционного Суда РФ может быть вызван эксперт для дачи заключения; при необходимости вызываются и заслушиваются свидетели по обстоятельствам, касающимся существа рассматриваемого дела. По инициативе Суда или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. После окончания слушания дела Конституционный Суд РФ в закрытом совещании принимает итоговое решение в виде постановления, заключения или определения. Решение Конституционного Суда о соответствии нормативного правового акта Конституции РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не соответствующие Конституции РФ международные договоры России не подлежат введению в действие и применению. Решения судов или иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Конституционный (уставный) суд субъекта Федерации может создаваться субъектом Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления Конституции (уставу) субъекта Федерации, а также для толкования Конституции (устава) субъекта Федерации. Конституционный (уставный) суд рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Федерации. Решение этого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Финансирование Конституционного (уставного) суда производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. Суды общей юрисдикции. Полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции России устанавливаются федеральными конституционными законами, а мировых судей, кроме того, — законами субъектов Федерации. В настоящее время организация и деятельность судов общей юрисдикции России урегулированы целым рядом законов. Важнейшие из них: • Конституция РФ (ст. 126, 128); • Закон о судебной системе; • Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» (о присяжных заседателях); • Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»; • Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации». В отношении военных судов, кроме того, до принятия федерального конституционного закона о военных судах применяется Положение о военных трибуналах в редакции Закона СССР от 25 июня 1980 г. в части, не противоречащей действующему законодательству. Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным делам общей юрисдикции. Он осуществляет также судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды, и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд РФ осуществляет и функции правосудия в случаях, предусмотренных законом, рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в качестве суда второй (кассационной) инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный суд республики, краевой (областной, города федерального значения, автономной области, автономного округа) суд. Эти суды образуют среднее судебное звено судов общей юрисдикции. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй (кассационной) инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Среднее звено судов общей юрисдикции образуют Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суд автономной области и суды автономных округов. Их иногда для краткости называют областными и равными им судами. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Федерации. В областных и равных им судах дела рассматриваются только коллегиально. При рассмотрении по первой инстанции дело может решаться (при определенном законом обстоятельствах) в составе судьи и двух народных заседателей, либо трех профессиональных судей, либо суда присяжных, который действует в составе судьи, 12 постоянных присяжных заседателей и двух запасных. Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется в составе трех членов суда, а в порядке надзора — не менее трех членов суда. Областной и равные им суды действуют в составе президиума и двух коллегий: по гражданским и уголовным делам. Судебные коллегии утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда. Они выступают в качестве судов первой и второй (кассационной) инстанций, рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Они также изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством. Президиум областного и равного ему суда образуется в составе председателя, его заместителей, других судей суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Он же и утверждает состав президиума суда по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Районный суд — основное звено судов общей юрисдикции. В пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции, осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районные суды образуются в каждом районе или городе по решению местной администрации, согласованному с Минюстом России. Может быть создан один суд на район и город или на район и города, расположенные на территории этого района. Состав суда образуют судьи и народные заседатели. Число судей в каждом суде неравнозначно и зависит от территории района, численности проживающего в нем населения и от объема работы суда: количества гражданских, уголовных, административных и других дел с жалобами и представлениями, поступающими для рассмотрения. Один из судей назначается председателем районного суда. В районном суде имеется соответствующий аппарат, включающий консультантов, секретаря канцелярии, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей, иной вспомогательный технический персонал. Компетенция (полномочия) районного суда определяется прежде всего тем, что он действует в качестве суда первой и второй инстанций. В качестве суда первой инстанции он рассматривает все гражданские дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов. В частности, ему подсудны дела: связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых к земельных отношений; возникающие из административно-правовых отношений; особого производства. Районному суду подсудны все уголовные дела, кроме тех, которые подсудны вышестоящим или военным судам. В случаях, предусмотренных законодательными актами, он рассматривает дела об административных правонарушениях. Районные суды осуществляют другие полномочия, предоставленные законом, рассматривают дела по жалобам граждан на действия и решения, нарушающие их права и свободы; жалобы на применение органами дознания, следователем, прокурором ареста; вопросы о выдаче судебных решений на арест, на обыск, на выемку почтово-телеграфной корреспонденции, на прослушивание телефонных и иных переговоров и др. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. И в этом смысле он выступает судом второй инстанции. Районные суды будут рассматривать дела по жалобам и протестам на приговоры и постановления мировых судей, не вступившие в законную силу. Вопрос о том, в каком порядке будут рассматриваться такие дела (в кассационном либо апелляционном порядке), пока законодательно не решен. В районных судах гражданские и уголовные дела по первой инстанции решаются единолично либо коллегиально в составе судьи и двух народных заседателей. В частности, судья единолично рассматривает уголовные дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает пяти лет лишения свободы. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом предусмотрена военная служба. В пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй (кассационной) инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Военные суды относятся к федеральным судам и являются составной частью судов общей юрисдикции. Они осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Специализированные федеральные суды рассматривают гражданские и административные дела. Судебный департамент — новое структурное образование. Он образован при Верховном Суде РФ в соответствии с Законом о судебной системе. Судебный департамент и входящие в его систему органы «организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы». Этой деятельностью ранее занимались Минюст России и подчиненные ему органы юстиции на местах. Главное содержание организационного обеспечения деятельности судов составляют вопросы финансирования судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения. Арбитражные суды в соответствии со ст. 127 Конституции РФ представляют самостоятельную ветвь судебной власти. Они являются федеральными судами и входят в судебную систему России. На них возложено осуществление правосудия путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции. Арбитражным судам подсудны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: 1) между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя; 2) между Россией и субъектами Федерации, между субъектами Федерации. Организация и деятельность арбитражных судов урегулированы Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК, а также Законом о судебной системе. Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются: • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан а сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Деятельность арбитражных судов строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства юридических лиц и граждан перед законом и судом, состязательности и равенства сторон, гласности разбирательства дел. Арбитражные суды представляют сложную систему, которую составляют Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, дает им разъяснения во вопросам судебной практики, кроме того, рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший Арбитражный Суд РФ полномочен обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности законов, иных нормативных актов и договоров. Он ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах. На него возложено организационное обеспечение судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума, Президиума и двух Судебных коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и административных правоотношений. Федеральные арбитражные суды округов являются вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа судам субъектов Федерации. В России действует десять таких судов: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского и Центрального округов. Федеральные арбитражные суды в пределах своей компетенции призваны осуществлять проверку в кассационной инстанции решений арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, они рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражные суды принимают судебные акты в форме решения, определения, постановления. Вступивший в законную силу акт обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций и должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории России. Рассмотрение споров в арбитражных судах в первой инстанции осуществляется единолично, за исключением дел о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дел о банкротстве, которые рассматриваются коллегиально, а также случаев, когда председатель суда может принять решение о коллегиальном рассмотрении любого дела. Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются судом коллегиально. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должны входить трое (или другое нечетное число) судей. Статус судей в России. Под статусом судьи понимается его правовое положение, которое он занимает в обществе и государстве, определяемое возложенными на него обязанностями. Статусу складывается из совокупности прав, свобод, обязанностей и ответственности судьи, установленных законом и гарантированных государством. Все судьи в России обладают единым статусом. Он установлен Конституцией РФ, Законом о судебной системе (гл. 2 «Основы статуса судей в Российской Федерации»), а также Законом о статусе судей. Статус судьи определяется прежде всего теми нормативными требованиями, которые предъявляются к лицу, занимающему эту должность. В соответствии со ст. 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Такой минимальный уровень требований достаточен для судей судов низового звена (судей районных судов, арбитражных судов субъектов Федерации и др.). Но чем выше суд, тем более высокие требования предъявляются к его судьям. Так, судьи областных и равных им судов должны быть не моложе 30 лет; судья Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — не моложе 35 лет и иметь стаж по юридической профессии не менее десяти лет. Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судейский корпус формируется на конкурсной основе. Любой гражданин России, имеющий высшее юридическое образование, старше 25 лет, может стать кандидатом на должность судьи. Для этого он должен сдать квалификационный экзамен на должность судьи, получить рекомендацию (заключение) квалификационной коллегии соответствующего суда. Из числа отобранных таким образом кандидатов на соответствующие судебные должности происходит в установленном законом порядке назначение судей. В настоящее время судьи всех судов, включая военные (кроме судей высших судебных органов России), назначаются на должность указами Президента РФ. Кандидатуры ему представляются председателями соответствующих судебных органов. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Завершающим актом впервые назначенного на должность судьи является принесение им присяги. Полномочия судей федеральных судов определенным сроком не ограничены, если иное не установлено законом. Так, впервые назначенным на должность судей районных (и соответствующих им) судов устанавливается срок три года, а затем, если они зарекомендуют себя должным образом, — без ограничения срока; судьи военных судов занимают свои должности, пока состоят на действительной военной службе; полномочия судей Конституционного Суда РФ ограничены сроком в два года. Судьи несменяемы. Они не могут быть назначены (избраны) на другую должность или в другой суд без их согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей коллективного органа судейского сообщества, призванного охранять и защищать права и интересы членов данного судейского сообщества. Возрастной предел пребывания в должности судьи установлен в 65 лет. Судьи независимы. Это достигается тем, что при осуществлении правосудия судьи подчиняются только Конституции РФ и закону. Они никому не подконтрольны, подлежат правовой и социальной защите, соответствующей их высокому статусу. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемый им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Прокуратура. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, по представлению которого Советом Федерации назначаются его первый заместитель и заместители. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Коллегия является совещательным органом, решения которого реализуются приказом Генерального прокурора РФ. В состав коллегии Генеральной прокуратуры РФ включены прокуроры нижестоящих прокуратур. Такой подход способствует более тесному взаимодействию центра с местными органами, позволяет учитывать мнения с мест при принятии решений коллегией. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Они создаются в соответствии с основными направлениями деятельности и функциями прокуратуры. Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ имеет также советников, помощников и старших помощников (в том числе по особым поручениям). Помощников по особым поручениям имеют также его заместители (ст. 14 Закона о прокуратуре). В главных управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников. Перечисленные прокурорские работники назначаются на должности и освобождаются от нее Генеральным прокурором РФ. В Генеральную прокуратуру РФ на правах структурного подразделения входит Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором. В Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей. В прокуратурах субъектов Федерации, приравненных к ним военных и иных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта Федерации (председатель), его первого заместителя, заместителей по должности и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Федерации. В прокуратурах субъектов Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы на правах управлений в составе Генеральной прокуратуры РФ. Прокуроры субъектов Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратуры городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов и нормативных актов Генерального прокурора РФ; издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками; могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. Они подчиняются вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ. Требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должности прокуроров и следователей, установлены Законом о прокуратуре. Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности. Лицо впервые назначаемое на должность, принимает присягу прокурора, следователя (текст присяги содержится в Законе о прокуратуре). На должность районного, городского прокурора, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. На должности прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом РФ. Прокурорские работники подлежат аттестации в порядке, определяемом Генеральным прокурором РФ. Трудовые отношения прокурорских работников регулируются законодательством о труде и законодательством о государственной службе (с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре). За примерное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности работники прокуратуры могут быть поощрены: от объявления благодарности до награждения нагрудными знаками «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации». Особо отличившиеся могут быть представлены к присвоению почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» и награждению государственными наградами России.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |