Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы собственности

Прекращение права собственности

Право собственности прекращается с наступлением опреде­ленных юридических фактов. ГК устанавливает, что прекращение права собственности происходит лишь в случаях, прямо преду­смотренных законом (п. 1 ст. 235). Прежде всего это случаи пре­кращения данного права по воле собственника. Они охватывают две группы: отчуждение собственником своего имущества другим лицам и добровольный отказ собственника от своего права.

Порядок прекращения права собственности у отчуждателя и возникновение права собственности у приобретателя регулиру­ется главным образом нормами о сделках и договорах.

Добровольный отказ собственника от своего имущества осу­ществляется путем публичного объявления об этом либо совер­шение реальных действий, свидетельствующих о его намерении.

Право собственности прекращается и с гибелью или уничто­жением имущества (п. 1 ст. 235), так как при этом исчезает сам объект данного права, а также с прекращением существования собственника — смерть физического лица, ликвидация или реор­ганизация юридического лица.

Особую группу оснований прекращения права собственности составляют случаи прекращения права собственности помимо воли собственника. В соответствии с п. 2 ст. 235 ГК принуди­тельное изъятие имущества у собственника не допускается, кро­ме случаев, предусмотренных законом. К ним необходимо отне­сти: обращение взыскания на имущество по обязательствам (ст. 237); отчуждение имущества, которое в силу закона не мо­жет принадлежать данному лицу (ст. 238); отчуждение недви­жимого имущества в связи с изъятием земельного участка (ст. 239); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных цен­ностей, домашних животных (ст. 240 и 241); реквизиция (ст. 242); конфискация (ст. 243); приватизация и национализация (ст. 235).

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ признаются и за­щищаются равным образом частная, государственная, муници­пальная и иные формы собственности.

Субъектами права частной собственности являются граж­дане (физические лица), их простая совокупность (супруги, се­мья) и юридические лица. В собственности граждан и юридиче­ских лиц может находиться любое имущество, в том числе раз­личные виды недвижимости, включая земельные участки, пред­приятия как имущественные комплексы, а также оборудование, транспортные средства и другие средства производства. Объек­том права собственности граждан и юридических лиц не может быть только имущество, изъятое из оборота: богатства конти­нентального шельфа и морской экономической зоны, некоторые виды вооружений, памятники истории и культуры и т.п.

Юридические лица — коммерческие и некоммерческие орга­низации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственниками, являются едиными и единственными собственниками своего имущества, в том числе имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их участниками (членами), а также имущества, приобре­тенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Субъектами права государственной собственности являют­ся Россия и субъекты Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа, автономная область). Права собственника от имени России и субъектов Фе­дерации осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК). Так, права собственника в отношении федерального государственного имущества осуществляет Пра­вительство РФ в лице специальных органов — Минимущество России и Российского фонда федерального имущества (РФФИ).

Минимущество России обеспечивает проведение государствен­ной политики в области приватизации государственных и муници­пальных предприятий, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности, вьшолняет функции контроля за использованием имущества по назначению, его сохранности. Объекты, находящиеся в федеральной собствен­ности, учитываются в Реестре федерального имущества.

РФФИ является юридическим лицом и обладает обособлен­ным имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления, и действует при Правительстве РФ в качестве спе­циализированного финансового учреждения. Оно осуществляет функции по продаже переданных ему объектов федеральной собственности, получает и перечисляет дивиденды и выручки от приватизации в федеральный бюджет. Фонд вправе создавать и ликвидировать местные отделения либо предоставлять статус местного отделения фондам имущества субъектов Федерации, которые непосредственно подчиняются РФФИ.

Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные обра­зования (п. 1 ст. 215 ГК). Муниципальная собственность занима­ет как бы промежуточное положение между государственной собственностью и собственностью юридических лиц, поскольку принадлежит как административно-территориальным образова­ниям (город, поселок, село), так и органам территориального самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятия­ми и учреждениями.

От имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции (п. 2 ст. 125).

Круг объектов муниципальной собственности меньше, чем объектов государственной собственности. Муниципальную соб­ственность составляют объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соот­ветствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) образования.

Право общей собственности. Общая собственность пред­ставляет собой принадлежность одного и того же имущества одновременно нескольким лицам (сособственникам). Право об­щей собственности возникает на неделимые вещи (ч. 1 ст. 133), если они поступают в собственность нескольких лиц, например, дети получили в наследство жилой дом, который не может быть разделен на части в силу своих технических (конструктивных) особенностей.

Основаниями возникновения права общей собственности яв­ляются заключение гражданско-правовых сделок (договоров купли-продажи, о совместной деятельности) и иные основания, предусмотренные для возникновения права собственности.

Закон выделяет два вида общей собственности: общую доле­вую и общую совместную.

Общая собственность именуется долевой, если каждому из ее участников принадлежит определенная доля. Такие доли могут быть определены в законе либо устанавливаются соглашением сторон. В отсутствии таких указаний они предполагаются рав­ными (п. 1 ст. 245 ГК).

Общая совместная собственность характеризуется одновре­менной принадлежностью имущества нескольким лицам без оп­ределения их долей. Участники отношений совместной собствен­ности сообща владеют и пользуются общим имуществом, если только соглашением между ними прямо не предусмотрено, что какими-то конкретными объектами (частями) общего имущества пользуется лишь один из собственников или определенные сособ-ственники. По согласию всех участников осуществляется и распо­ряжение общим имуществом, включая его отчуждение.

Право хозяйственного ведения. Основы правового режима хозяйственного ведения закреплены в гл. 19 ГК. Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государствен­ные или муниципальные унитарные предприятия, а также их дочерние предприятия. Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Предприятие в целом как имущественный ком­плекс признается недвижимостью. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество становится «распределенным», обособленным от имущества других лиц, в том числе собствен­ника, и служит базой самостоятельной имущественной ответст­венности предприятия.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие владеет, пользуется и распоряжается чужим имуществом, собст­венником которого является государство (ст. ИЗ). Правомочия владения реализуются предприятием путем закрепления пере­данного имущества на самостоятельный баланс. Правомочия пользования осуществляются предприятием в соответствии с целями деятельности и назначением имущества.

Реализация правомочия распоряжения имеет свои особенно­сти. Предприятие вправе самостоятельно, без согласия собствен­ника распоряжаться движимым имуществом, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (ст. 295).

Предприятие может продавать недвижимое имущество, сда­вать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товари­ществ или иным способом распоряжаться этим имуществом только с согласия собственника. Закон не устанавливает порядок получения такого согласия. Этот вопрос должен быть урегули­рован в уставе предприятия или в договоре о передаче имущест­ва. В любом случае согласие должно быть предварительным и обличено в письменную форму.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия (ст. 299 ГК). Таким образом, данное имущество становится объ­ектом права собственности публичного образования, а не самих юридических лиц.

Закрепляя имущество за предприятиями, собственник вместе с тем имеет следующие права: решает вопросы создания пред­приятия; определяет предмет и цели его деятельности; принима­ет решение о реорганизации и ликвидации предприятия; назна­чает директора (руководителя) предприятия; осуществляет кон­троль за использованием по назначению и сохранностью при­надлежащего предприятию имущества; получает часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Право хозяйственного ведения возникает у предприятия с момента передачи имущества. Фактически передача имущества осуществляется после оформления прав владения имуществом, т.е. после получения в соответствующем органе свидетельства на право владения.

Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренных для прекращения права собствен­ности, а также в случаях правомерного изъятия или перераспре­деления имущества собственником (например, при реорганиза­ции или ликвидации предприятия).

Государственное (муниципальное) предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на имущество при смене собст­венника.

Право оперативного управления. Имущество на праве опе­ративного управления принадлежит казенным предприятиям, а также учреждениям (ст. 296 ГК). Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных предприятий. Оно создается по решению Правительства РФ из федеральной собст­венности. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решение о его реорганизации и ликвидации.

Предприятия и учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжают­ся им в ограниченных пределах: установленных законом; в соответствии с целями своей деятельности; согласно заданиям собст­венника; в соответствии с назначением имущества.

Права казенных предприятий и учреждений ограничены зако­нодательством в большей степени, чем права унитарных предпри­ятий. Казенное предприятие не вправе отчуждать или иным обра­зом распоряжаться ни движимым, ни недвижимым имуществом собственника без его специального согласия, если только речь не идет о производимой им (готовой) продукции (п. 1 ст. 297 ГК).

Собственник вправе изъять излишнее неиспользованное или использованное не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296). Он устанавливает также порядок распределения доходов казенного предприятия, не согласуя его с самим предприятием (п. 2 ст. 297), что отличает его возможности от аналогичных возможностей по отношению к обычному унитарному предприятию, где он вправе получить лишь часть прибыли от своего имущества.

Важной особенностью правового положения казенных пред­приятий является предусмотренная ГК субсидиарная ответст­венность по долгам предприятия в случае недостаточности его имущества. Ответственность России как собственника носит дополнительный характер и наступает, если имущества казенно­го предприятия недостаточно для удовлетворения всех требова­ний кредиторов.

Что касается учреждения, то оно даже с согласия собственника не может отчуждать закрепленное за ним как движимое, так и недвижи­мое имущество собственника. При возникновении такой необходимо­сти учреждение вправе просить собственника, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества.

Особенностью правового положения учреждения как финан­сируемой собственником некоммерческой организации является возможность осуществления им «приносящей доходы» (пред­принимательской) деятельности в соответствии с учредительны­ми документами, т.е. закрепленным в них разрешением собст­венника. Полученные от ведения такой деятельности доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятель­ное распоряжение учреждения и учитываются им на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК).

Право оперативного управления возникает с момента переда­чи имущества. Закон не устанавливает обязанности заключать договор между собственником и казенным предприятием, одна­ко и не ограничивает их в этом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приобретение права собственности | Общие положения об обязательствах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.