Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент как наука и практика управления

Эволю­ция менеджмента: условия и предпосылки возникновения ме­неджмента, школы менеджмента

Содержание понятия "менеджмент" можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия управ­ленческих решений.

 

Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления обеспечивает практику менеджмента научны­ми рекомендациями. Наука об управлении получи­ла развитие в трудах отечественных ученых Д.М. Гвишиани, Г.Х. Попова, А.В. Попова, А.Г. Аганбегяна, Ю.П. Васильева, А.И. Анчишкина и в трудах зару­бежных авторов А. Файоля, П. Друкера, М.Х. Мескона, X. Вольфганга, И. Ансоффа.

Первый этап методологии научного управления составляет анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем обосновывалась необходи­мость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства. Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие науч­ные положения:

1. использование научного анализа для определения наилучших способов дости­жения целей и решения конкретных задач;

2. важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и обеспечение их обучения;

3. необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффектив­ного выполнения задач.

В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, ко­торые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепции:

1) научного управления;

2) административного управления;

3) управления с позиций психологии и человеческих отношений;

4) управления с позиций науки о поведении.

В современных условиях существуют три научных подхода к управлению:

1. подход к управлению как к процессу;

2. системный подход;

3. ситуационный подход.

Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управле­ния" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.

Ф. Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического вы­полнения самой работы. Ф. Тейлор сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению - это определенная специальность и что организация в целом вы­игрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.

Благодаря разработке концепции научного управления, менеджмент был при­знан самостоятельной областью научных исследований и было доказано, что мето­ды, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в прак­тике деятельности организаций для достижения намеченных целей.

Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основ­ном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения эффективности производства.

Концепция административного управления направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию (принцип иерархичности). При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функцио­нирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией мож­но управлять систематизированно, чтобы более эффективно достигать целей. Эта кон­цепция получила также название классической теории управления.

Согласно концепции одного из представителей классической теории управления А. Файоля, "управлять - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, со­гласовывать, контролировать". Это высказывание ученого относится к 1923 г., когда теория управления только начинала развиваться. А. Файоль рассматривал управление (в его терминологии - администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы. Главный вклад А. Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление; как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, контроль. Ему принадлежит также разработка прин­ципов построения структуры организации и управления производством.

Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Исследования, проведенные американским психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонни­ки концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повы­шения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Суть концепции адаптации, или стратегии приспособления, состоит в том, что в реальной хозяйственной жизни стратегия фирмы - это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней среды, т. е. это стратегия маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров ме­жду предприятиями, расположенными в разных странах, в зависимости от уровня издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического роста, по­литической стабильности страны.

Концепция глобальной стратегии направлена на оптимизацию деятельности фирмы. В ней акцентируется внимание на необходимость выработки единой страте­гии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпорации, а не ее отдель­ных частей. Существуют разные направления этой концепции:

1) теория множественности целей, когда глобальная стратегия направлена на реали­зацию многих целей и отрицается максимизация прибыли в качестве главной цели;

2) признается, что оптимизация деятельности осуществляется в целях максимиза­ции прибыли;

3) оптимизация деятельности направлена на получение максимальной прибыли в результате лучшего приспособления организационной структуры к изменяющимся условиям (децентрализация, координация);

4) оптимизация деятельности осуществляется путем совершенствования основных функций управления, в частности, планирования (долгосрочного).

Концепция целевой ориентации утверждает, что должна доминировать роль целеполагания в процессах планирования, организации, контроля, мотивации.

Концепция управления с позиций науки о поведении - это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо - повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. От­сюда - исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в орга­низациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений пове­денческих наук к построению и управлению организациями.

Таким образом, все многочисленные концепции менеджмента направлены на со­вершенствование стратегии отдельных предприятий с целью получения намечаемых прибылей.

В основе менеджмента как концепции рыночного управления лежит объективная тенденция к обобществлению производства, в результате которого у крупнейших фирм появилась возможность воздействовать на рынок, осуществляя его раздел, влиять на характер и механизм экономических отношений, регулирую­щих связи между рынком и производителем.

Менеджмент как концепция рыночного управления направлен на совершенство­вание организации управления деятельностью отдельных предприятий, В этой кон­цепции больше, чем в других, отражается связь отдельных предприятий с рыноч­ными отношениями, а точнее, с проблемой регулирования рыночных отношений. Здесь обосновывается необходимость в той или иной форме регулировать процессы развития, управлять ими, а не полагаться полностью на рынок, стихийно регули­рующий экономические процессы.

Установление и регулирование рыночных отношений, согласно этой концепции, основано на экономической силе и научно-производственном потенциале их участ­ников. Каждая фирма стремится не только сохранить свою долю на рынке, но и увеличить ее, потеснить конкурентов, вытеснить их с рынка, разорив либо подчинив своему влиянию и контролю.

Таким образом, эта концепция менеджмента не только дает теоретическое обос­нование необходимости регулирования рынка в современных условиях, но и служит источником практических рекомендаций по разработке новых форм и методов ор­ганизации хозяйственной деятельности фирм.

Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс, в ко­тором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматрива­ется не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций. Оптимальный набор включает: планирование, организацию, распоряди­тельство (командование), мотивацию, руководство, координацию, контроль, комму­никацию, исследование, оценку, принятие решений, подбор персонала, представи­тельство и ведение переговоров или заключение сделок.

Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать ор­ганизацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, струк­тура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует и единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Ситуационный под­ход внес большой вклад в теорию управления, поскольку содержит конкретные ре­комендации по применению научных положений к практике управления в зависи­мости от сложившейся ситуации и условий. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование органи­зации в данное время. Используя ситуационный подход (ситуационное мышление), управляющие могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход предполагает определение основных внутренних и внеш­них факторов, которые воздействуют на функционирование организации. Для прак­тических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают влияние в каждой конкретной ситуации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методологические основы менеджмента: законы, принципы и функции управления | Менеджмент как процесс принятия управленческих решений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.