Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология управления как информационный процесс

 

То или иное состояние, в которое переходит предприятие при осу­ществлении своей деятельности на рынке, ставит перед менеджером соответствующие задачи и требует от него принятия адекватных реше­ний. Последние могут касаться как изменения целей, стоящих перед организацией, так и способов их достижения. Это вызвано тем, что предприятие подвержено воздействию со стороны окружающей его среды, и вынужден адаптироваться к ней с помощью обратных связей. Поэтому всякое управленческое решение есть результат изучения и использования менеджером обратной связи.

Принятие решений осуществляется в основном уполномоченными на это менеджерами на основании анализа информации. Поэтому в основе управленческих технологий лежат процессы обработки информации (информационные технологии) и строящиеся на их основе про­цедуры принятия решений.

Технологию управления можно определить как совокупность методов, реализуемых в процессе функционирования системы, которые обеспечивают сохранение ее структуры и поддержи­вают режимы деятельности.

Управление предназначено для сохранения миссии предприятия и осуществляется на основе противодействия его разрушению предпри­ятия в результате контактов с внешней средой.

Рассматривая процесс управления предприятием как технологию, можно представить его в виде совокупности циклов, выполняемых работниками аппарата управления на основе разделения труда.

Все элементы объекта управления связаны между собой через труд в рамках определенной кооперации. Поэтому главным в процессе уп­равления является управление системой совместного труда.

Одним из главных принципов организации процесса управления является разделение труда на функциональной, профессиональной, квалификационной и операционно-технологической основах.

Функциональное разделение труда базируется на иерархии функ­ций управления предприятием (исследовательских, проектных, норма­тивных, плановых, технических, организационных, координационных, обеспечивающих, учетных и сбытовых) и представляет собой сочета­ние определенных групп и комплексов операций, устойчиво повторя­ющихся при их выполнении.

Профессиональное разделение труда обусловлено усложнением управленческой деятельности и дифференциацией функций управле­ния, что требует привлечения различных специалистов.

Квалификационное разделение труда предполагает наличие разных по уровню сложности процедур и операций. Это требует использова­ния различных должностных категорий работников в штате управлен­ческого аппарата. Содержание их деятельности определяется процессами, операциями, приемами труда, существующими связями в систе­ме управления, которые возникают при выполнении тех или иных его функций управления.

Операционно-техническое разделение труда обусловлено динами­кой, процесса управления, что можно представить с помощью элемен­тов (трудовых движений), операций и процедур. Сочетание элементов данного процесса составляет его технологию.

Понятие «технология управления» тесно связано с процессом ал­горитмизации операций и процедур в рамках тех или иных функций управляющей системы. Алгоритм исследуемого (проектируемого) организационного или информационного процесса представляет собой правила последовательной организации определенных, связанных друг с другом операций, на которые он может быть разложен и которые должны быть осуществлены для достижения цели, стоящей перед дан­ной управляющей системой. При этом весь процесс как бы дифферен­цируется сверху вниз, т.е. от конкретной функции управленческого ап­парата к подфункции (части функции), от нее — к конкретной проце­дуре и далее — к операции.

Управленческая процедура представляет собой систему последова­тельно реализуемых предписаний (правил) о выполнении в определен­ном порядке организационных, информационных и других операций, приводящих к решению задач, стоящих перед системой управления. Операции и процедуры различаются по ряду признаков и подраз­деляются:

• по должностным признакам — на творческие, логические, техничес­кие. Удельный вес творческих операций у руководителей составляет до 60%, у специалистов — до 40%, у технических исполнителей — до 20%;

• по содержанию — на информационные, логико-мыслительные, организационные;

• по степени повторяемости на повторяющиеся, неповторяющиеся;

• по уровню механовооруженности — на ручные, механизирован­ные, автоматизированные, машинно-ручные.

• по характеру сочетания во времени — на последовательные, па­раллельные, последовательно-параллельные.

Рассматривая пути становления и развития управленческих тех­нологий, следует отметить, что базой управления являются информа­ционные технологии, поэтому их исторические этапы тесно связаны информационных технологий. Долгое время основными инструмен­тами подготовки информации для принятия решений была память человека, а устройствами ввода (вывода) выступали только его язык и слух.

Первая и вторая информационные революции наступили после изобретения письменности и книгопечатания, что создало принципи­ально новые технологии накопления и распространения информации, усиливая память человека. Поскольку в эпоху книгопечатания основ­ным носителем информации была бумага, то такие информационные технологии называют бумажными.

Следует отметить, что с появлением бумаги модернизации подвер­гались лишь процессы хранения информации, а процессы ее обработ­ки традиционно возлагались на мозг человека. Ситуация существен­но изменилась с изобретением ЭВМ (третья информационная рево­люция). Сначала ЭВМ использовались для проведения отдельных расчетов, а затем для автоматизации отдельных информационных процессов.

К первым таким системам относятся административные системы обработки данных, которые использовались для автоматизации бан­ковских операций, резервирования авиабилетов и т.д. Решающим было то, что все они построены на применении автоматизированных инфор­мационных банков, в которых постоянно накапливалась и обновлялась информация в реальном масштабе времени. Таким образом, информа­ционные банки представляют собой динамическую информационную модель, описывающую деятельность конкретного предприятия. Созда­ние и поддержание в постоянно обновляющемся состоянии информа­ционных банков — первый шаг к внедрению безбумажных информаци­онных технологий.

Дальнейшее развитие информационных технологий идет по пути объединения ЭВМ в вычислительные сети с целью обмена информа­цией. Необходимость такого пути продиктована значительным науч­но-техническим прогрессом, который существенно усложняет процес­сы управления как экономикой страны, так и отдельным предприятием и делает невозможным применение традиционных методов управле­ния, основанных, как правило, на бумажной технологии. Это объясня­ется тем, что производительность человеческого мозга как аппарата переработки информации ограничена. Не решает проблему и группа людей, организованных для решения этих задач управления. Пробле­ма возникает из-за появления узких мест в восприятии потоков инфор­мации. Таким образом, решение этой проблемы требует частичного вывода человека из контура управления и замыкания процессов обра­ботки информации на ЭВМ. В этом и состоит суть безбумажной тех­нологии. Отметим, что ее внедрение освобождает людей от рутинной обработки информации, оставляя за ними такие творческие процессы, как принятие решений.

Контрольные вопросы

1. Можно ли рассматривать управление как информационный процесс?

2. Информационный процесс — это?

3. Какой академик определяет информационное взаимодействие, как взаимодействие объектов, приводящее к изменению знаний хотя бы одного из них?

4. Как называется наука о знаках и знаковых системах в природе и обществе?

5. Синтактический анализ — это?

6. Когда была опубликована «Математическая теория связи» К. Шеннона?

7. Социальная коммуникация может быть описана на трех уровнях. Каких именно?

8. Назовите удельный вес творческих операций у руководителей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коммуникационные сети организации | Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.