Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента

 

Понятие инновация интерпретируется как превращение потен­циального научно-технического прогресса в реальный, воплоща­ющийся в новых продуктах и технологиях. Определений этого понятия известно достаточно много, но все они сводятся к тому, что инновация представляет собой процесс, главной функцией ко­торого является изменение. Остальное определяется спецификой рассматриваемого процесса.

Еще в начале века, в 1911 г., австрийский ученый И. Шумпетер ввел в качестве типичных следующие шесть видов изменений:

1) использование новой техники и новых технологических процессов;

2) новое рыночное обеспечение производства (купля-продажа);

3) внедрение продукции с новыми свойствами;

4) использование нового сырья;

5) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

6) появление новых рынков сбыта.

На этой основе формировалось международное регулирова­ние инновационной деятельности. Так, в 1963 г. было принято так называемое Руководство Фраскати «Предлагаемая стандар­тная практика для обследований, исследований и эксперименталь­ных разработок»; в 1992 г. было принято аналогичное Руководство Осло «Методика сбора данных о технологических иннова­циях». Как видно, информационные инновации могут иметь вид как продукта, так и технологии или услуги. В общем виде инно­вационный процесс применительно к информационным системам и технологиям можно представить в виде последовательности следующих этапов:

ФИ-ПИ-Р-Пр-С-Ос,

где ФИ - фундаментальные исследования; ПИ - прикладные исследования; Р - разработка; Пр - проектирование; С - создание; Ос - освоение.

В конкретных информационных проектах вполне может отсут­ствовать этап ФИ, если проект базируется на уже принятой идео­логии системы и ее генеральной концепции. Поэтому идеологи­ческой основой информационных проектов на предприятии яв­ляются прикладные исследования ПИ, в которых оперируют с вполне конкретной областью знаний и технологий.

В зависимости от параметров, характеризующих инноваци­онную деятельность, инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации касаются новых матери­алов, полуфабрикатов и комплектующих и принципиально но­вых продуктов. Процессные инновации включают работы по ис­следованию и внедрению новых методов организации производ­ства и новых технологий; в результате таких работ может изме­ниться организационная структура фирмы.

Применительно к различным сферам деятельности инновационные процессы имеют определенную специфику. В связи с этим различают инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления. По охвату ожидаемой доли сферы деятельности инновации подраз­деляют на локальные, системные и стратегические; по инноваци­онному потенциалу и степени новизны - на радикальные, комби­наторные и совершенствующие.

Инновационные программы включают различные типы про­цессов и проектов в соответствии со стратегическими целями фирмы. Для эффективного использования новейших достижений научно-технического прогресса необходимо проведение как ло­кальных и системных проектов, так и постоянных стратегичес­ких исследований. В совокупности эта деятельность требует от фирмы значительных затрат, причем тем больших, чем более амбициозные цели преследует фирма на рынке.

В сфере информатизации инновационные проекты являются достаточно дорогостоящими и отнимают у ведущих компаний значительную долю их дохода - это так называемые расходы R&D (Research&Development - исследование и развитие). Только за счет R&D фирмам удается сохранять лидерство, хотя и не навсег­да, в противном случае шансы фирмы на лидерство призрачны. Поэтому даже очень мощным компаниям, таким, как IBM, не всегда по плечу в одиночку нести тяжелое бремя инновационных проектов.

Для быстрого и успешного распространения инноваций нуж­на развитая инфраструктура проведения этих работ и руковод­ства ими.

Инновационный менеджмент - это совокупность прин­ципов, методов и форм управления инновационными процесса­ми, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельнос­тью инновационными структурами и их персоналом. Для него характерны следующие черты:

• руководство, постановка цели и выбор стратегии;

• четыре типовые стадии, составляющие цикл управления, -планирование, определение условий, организация, испол­нение.

На каждой стадии цикла решаются соответствующие типо­вые задачи менеджмента. При этом испытаны и эффективно ис­пользуются различные организационные формы и структуры инновационной деятельности - это венчурные фир­мы, эксплеренты, патиенты, технопарки, а также бизнес-инкуба­торы; кроме того, это виоленты и коммутанты. Как видно, дос­таточно богатый набор.

Если в инновационной деятельности удается обеспечить эф­фективный менеджмент, то инновационные фирмы имеют высо­кую прибыль. В связи с этим интерес к инновационным проек­там устойчиво высокий, а управление инновационной деятель­ностью осуществляет обычно высококвалифицированный менед­жер, специализирующийся именно в этой области.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технология управления как информационный процесс | Управление проектами информатизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.