КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системы управления охраной труда
Принципы формирования и порядок внедрения Система управления охраной труда, являясь составной частью общей системы управления деятельностью предприятия, направлена не только на создание оптимальных условий труда, но и на использование резервов производства, повышение производительности труда и значительное улучшение качества выпускаемой продукции. Она осуществляется органами управления предприятия с активным участием в этой работе профсоюзной организации и всего трудового коллектива для создания и обеспечения высокопроизводительных, безопасных и безвредных условий груда при выполнении строительно-монтажных работ на основе соблюдения правил и норм техники безопасности и производственной санитарии. Как известно, основной задачей СУОТ является проведение оперативных профилактических мероприятий по охране труда, предупреждающих случаи травматизма и профзаболеваемости. Если такие случаи произошли в течение периода между плановыми проверками, то это означает, что в системе не сработал механизм управления. Поэтому обоснование структуры и определение функций представляют собой обязательный этап по созданию эффективной системы управления охраной труда. Структура системы управления охраной труда включает в себя все производственные подразделения и службы предприятия (объединения), которые участвуют в разработке и реализации мероприятии по созданию безопасных и здоровых условий труда (каждый на своем уровне). Эта структура характеризуется составом служб и подразделений, составом и распределением между ними задач и функций по управлению охраной труда, а также средств, необходимых для их выполнения. Элементами системы являются мероприятия, технические средства, нормативно-технические документы, формирующие систему и обеспечивающие нормальное ее функционирование. Взаимосвязь между элементами системы обеспечивается комплексными планами, стандартами предприятий по безопасности труда, коллективными договорами, нормативными документами, регламентирующими порядок разработки, внедрения и функционирования системы. Основные функции в системе управления охраной труда для строительных организаций определяются исходя из структуры системы. Основой для формирования системы является схема управления. Анализ схемы показывает, что при решении задач в области охраны труда благодаря внедрению СУОТ обеспечивается исполнение многих функций, в первую очередь таких, как разработка для конкретных условий и установление правовых норм, определение обязанностей и ответственности конкретных работников за нарушение правил и условий техники безопасности и производственной санитарии, планирование и последовательная реализация комплекса мероприятий по охране труда, создание системы обучения, аттестации и повышения квалификации ИТР и рабочих в области охраны труда; широкое внедрение стандартов по безопасности труда, введение единой методики оценки уровня безопасности условий производства; создание системы оперативного и эффективного контроля за состоянием безопасности производственных условий; укрепление и повышение квалификации службы по технике безопасности; развертывание массового соревнования за лучшие результаты работы по охране труда, повышение активности членов трудовых коллективов и общественных организаций за создание здоровых и безопасных условий труда; организация пропаганды передового опыта и безопасных методов труда, внедрение единой методики учета и отчетности по охране труда. При решении задач СУОТ необходимо обеспечивать: широкое привлечение рабочих к активному участию в обеспечении безопасности труда; приемку строительных площадок перед началом производства строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями норм; систематический контроль за соблюдением технологии работ, правильным решением вопросов безопасности труда в проектах производства работ; совместную работу хозяйственных и профсоюзных органов за соблюдением техники безопасности; встречи руководителей трестов, строительных и специализированных управлений, начальников участков, руководителей работ с бригадирами и общественными инспекторами по охране труда по конкретным вопросам техники безопасности и производственной санитарии; комплекс пропагандистских мероприятий с использованием кабинетов и уголков по технике безопасности, передвижных громкоговорящих устройств, магнитофонов, учебных и пропагандистских фильмов, плакатов, знаков безопасности и т. п.; каждый объект специальным стендом, отражающим состояние травматизма за каждый день; оснащение бригад комплектом средств коллективной и индивидуальной защиты и строгий контроль за их использованием. Среди всех принципов формирования систем управления применительно к системе охраны труда следует выделить: методологический, позволяющий использовать общие законы теории управления применительно к конкретной обстановке; организационный, заключающийся в определении организационной и функциональной структуры управления и четкости действия ее звеньев; технический, использующий инженерное обоснование и сочетание в средствах труда единства максимальной безопасности, эффективности и качества труда; практический, обеспечивающий выполнение работ методами, предотвращающими опасность в трудовых процессах; социологический ‑ путем планомерной организации работ по профориентации, обучения рабочих кадров, воспитания творческого отношения к труду и повышения уровня охраны труда на рабочих местах; самоконтроля ‑ основанный на внедрении и воспитании управляющих воздействий в процессах производства работ; самоуправляемости, позволяющий применять изменяемость, гибкость и адаптируемость системы при возможных переменах условий функционирования системы. Приведенные принципы являются обязательными для формирования системы управления охраной труда и обеспечения ее эффективного функционирования в динамических условиях современного производства. Несоблюдение всех указанных принципов при формировании системы или нарушение их при реализации управления в различных аспектах ее действия приводят к снижению эффективности конечного результата. Практика показывает, что к основным недостаткам в формировании системы управления следует отнести: неправильное понимание роли управления в конкретных условиях производства; подмену практического осуществления управления нормативными документами и инструкциями; отсутствие четко сформулированной как общей, так и частных задач управления охраной труда; неполное использование всех методов и средств охраны труда. Формирование системы управления охраной труда происходит постепенно, включая несколько последовательных этапов, основные из которых следует выделить: первый — период паспортизации условий труда, комплексного, перспективного планирования и финансирования мероприятии по охране труда. Организация системы обучения и аттестации работников по вопросам охраны труда. Четкое распределение обязанностей и определение прав всех должностных лиц на различных участках производства. Систематизация и повышение роли службы техники безопасности в решении производственных задач; второй — отработка деятельности единой системы контроля за состоянием охраны труда. Совершенствование форм и повышение роли стимулирования за лучшее состояние охраны труда на отдельных рабочих участках. Развитие пропаганды передового опыта и внедрение безопасных методов труда. Повышение активности работы общественных организаций и участие трудовых коллективов в решении задач охраны труда; третий — решение задачи организационного оформления этой системы, разработка основных нормативных документов, установление правовых, организационных и экономических основ деятельности созданной системы. Основополагающие документы образуют специальную подборку материалов, которая доводится до сведения всех ИТР и хранится в службе техники безопасности. Эти документы регламентируют права, обязанности и ответственность работников за состоянием охраны труда, устанавливают порядок и правила разработки нормативных и методических документов, обеспечивающих функционирование системы управления охраной труда. При создании организационной основы системы управления охраной труда определяются ее структура и функции применительно к конкретным условиям строительства, устанавливаются методика планирования, обучения и контроля в области охраны труда, порядок и способы оценки уровня безопасности производственных условий и отдельных процессов, проводится организация соревнования за безопасный труд. Экономические основы системы управления включают в себя порядок финансирования работ по охране труда, оценку эффективности внедряемых мероприятий, морального стимулирования работников строительной организации в зависимости от состояния охраны труда. При формировании системы общее организационное руководство осуществляет координационный совет, возглавляемый главным инженером. Для разработки нормативных и методических документов создаются рабочие группы из специалистов. В период разработки отдельных вопросов и внедрения их в практику работы изучается опыт передовых организаций, уже использующих в своей работе систему управления охраной труда. Обшей методической основой формирования системы и функционирования отдельных ее звеньев служит Типовое положение о единой системе управления охраной труда с последующей разработкой положений для каждой строительной организации с учетом ее конкретных условий. Формирование структуры и распределение обязанностей в отдельных звеньях управления охраной труда строительной организации базируются на положениях общей теории управления и включают в себя три обязательных компонента: объект (строительная площадка) управления (управляемая часть) системы, управляющий орган (бригадиры и должностные лица—линейные ИТР и аппарат организации); управляющее воздействие, с помощью которого реализуются принятые решения по безопасности труда путем использования организационных, технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и других методов. Процесс формирования безопасных и безвредных условий труда включает в себя предотвращение и устранение нарушений норм и правил охраны труда должностными лицами и непосредственно исполнителями при выполнении работ. Основная цель строительной организации — повышение эффективности производства при постоянном обеспечении безопасных и здоровых условий, труда, поэтому для деятельности строительной организации как системы управления охраной труда необходимо сформулировать цели и задачи (содержание) для всех уровней управления (подсистемы) в виде классификатора требований безопасности труда и комплексных мероприятий, определить связи, зависимости между уровнями и структуру взаимодействия между ними, вовлечь все должностные лица на соответствующих подсистемах по выполнению их обязанностей, направленных на предупреждение нарушений и обеспечение безопасности труда на рабочих местах. Построенные таким образом задачи содержания работы в звеньях управления и связей между ними а также установление взаимодействия должностных лиц будет представлять собой схему системы управления охраной труда в строительной организации. Классификатор требований безопасности труда или их возможных нарушений, в которых сформулированы основополагающие требования безопасности труда или, наоборот, наиболее часто встречающиеся нарушения этих требований на рабочих местах, объектах и участках можно рассматривать в качестве объектов, а их пункты — в качестве локальных объектов управления. Так как нарушения техники безопасности происходят в бригаде, где непосредственно протекает трудовой процесс, то содержание классификаторов нарушений безопасности труда позволяет предопределить цели и содержание других уровней управления, деятельность и взаимодействие всех вышестоящих по подчиненности должностных лиц (мастера, участкового механика прораба, начальника участка, главного механика, главного энергетика и т. д.), разработать систему оценки их деятельности по охране труда и другие факторы. В связи с этим при разработке классификатора нарушений следует рассматривать работающего (его личные факторы) как потенциального нарушителя техники безопасности с обязательным учетом орудий и предметов труда, взаимодействия работающего с окружающей производственной средой, а также с учетом организации труда на рабочих местах и на строительной площадке. Исходя из имеющегося опыта практической деятельности по профилактике травматизма в отрасли рекомендуется классификатор нарушений требований безопасности (табл. 1). В данном классификаторе сгруппированы по десяти пунктам 25 наиболее характерных нарушений требований охраны труда, встречающихся на строительных площадках. Следует отметить, что данный классификатор может быть положен и основу, дополнен и уточнен с учетом специфики конкретных условий строительства, видов и степени опасности выполняемых работ. Примером видоизмененного аналогичного документа могут служить классификаторы, разработанные ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР и ЦК профсоюза, представляющие многоуровневую структуру подчинения, последовательности действий, а также взаимодействий должностных и руководящих лиц по обеспечению высокопроизводительного и безопасного труда на отдельных рабочих местах, объектах и участках. Каждый уровень включает: локальные объекты управления, цели и задачи - классификатор основных требований безопасности труда (КБТ). Кроме того, для каждого уровня устанавливаются управляющие органы. Классификаторы КБТ—единые для всех уровней управления: для бригадира невыполнение пунктов рассматривается как выполнение процесса с нарушением безопасности труда; на уровне объема и участка нарушение пунктов классификаторов рассматривается как необеспеченно безопасности труда на рабочих местах, отсутствие кот роля за выполнением этих требований со стороны линейных ИТР, а для руководящих должностных лиц — не обеспечение безопасности труда на всех уровнях строительного производства. Таблица 1. Классификатор нарушений требований безопасности труда на объекте (КБТ)
С учетом этих положений и формируются функциональные обязанности должностных лиц по охране труда. Каждое должностное лицо отвечает и получает оценку за выполнение определенных пунктов классификаторов в соответствии с возложенными на них обязанностями. Основное условие эффективной деятельности структуры в системе управления по подчиненности состоит в том, что если на уровне бригады основная ее цель заключается в выполнении работ без нарушений требований безопасности труда (практическая реализация правил и норм), то на вышестоящих уровнях управления главной задачей должностных лиц являются своевременное обеспечение требований безопасности труда в бригаде и контроль за ходом выполнения этих требований. Помимо осуществления оперативного контроля и принятия решений по выполнению требований безопасности труда, заложенных в классификаторе КБТ, необходимо, чтобы эти требования подкреплялись системой перспективных мер комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. Система управления представляет собой многоуровневую подчиненность должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями по обеспечению выполнения требовании безопасности труда, предусмотренных СНиП ІІІ-4-80* «Техника безопасности в строительстве» (прил. 1) и соответствующими документами министерств, ведомств. Таким образом, система управления охраной труда в уровне СУ (СМУ) представляет собой структуру включающую 5 уровней: бригада, линейные ИТР, начальник участка (ст. прораб), специалисты и должностные лица аппарата управления, начальник и главный инженер организации. На каждом из этих уровней в соответствии с классификаторами решаются соответствующие вопросы и выполняются должностные и служебные функции в области обеспечения безопасных условии труда. Основными задачами в управлении охраной труда на определенных уровнях являются следующие: 1-й уровень (бригада) - выполнение бригадой (бригадиром) требований технологии и безопасности труда и оценка этой деятельности по классификатору безопасности труда КБТ (табл. 2); Таблица 2. Классификатор нарушений требований безопасности труда (КБТ)
2-й уровень (объект) - организация и обеспечение линейными ИТР (мастером, прорабом, механиком) безопасных условий труда на объектах и оценка этой деятельности по классификатору КБТ; 3-й уровень (участок) - организация и обеспечение начальником участка (старшим прорабом) безопасных условий труда на рабочих местах в целом на объекте и оценка их деятельности по классификатору КБТ; 4-й уровень - организация, обеспечение и контроль выполнения требований безопасности труда аппаратом управления и оценка этой деятельности по классификаторам КБТ и ККП; 5-й уровень - правовое, организационное и материально-техническое обеспечение безопасности труда начальником, главным инженером в целом по Управлению и оценка этой деятельности по классификаторам КБТ и ККП. Основными элементами предлагаемой системы являются указанные выше классификаторы КБТ и КПП, в которых компоновка отдельных пунктов выполнена по принципу однородности нарушений норм охраны труда, с одной стороны, и путей их устранения—с другой. После определения структуры системы управления охраной труда с учетом специфики строительных организаций и характера их производственной деятельности осуществляется внедрение системы управления практическую деятельность. Эта работа проводится одновременно на всех уровнях — в СУ (СМУ), тресте и территориальной организации. С этой целью по территориальной организации издается приказ, в котором устанавливаются срок и подведомственные организации, где намечено осуществить внедрение. Для практического осуществления работы по внедрению системы и подведения итогов в приказе объявляется состав комиссии. Как правило, в комиссию входят: председатель - главный инженер; члены комиссии - главные специалисты, руководитель службы охраны труда, представитель профсоюзного комитета. Комиссия осуществляет организационное и техническое руководство всеми необходимыми работами по внедрению системы, разрабатывает план организационно-технических мероприятий со сроками выполнения и ответственными исполнителями. На основании приказа по территориальной организации в трестах и управлениях, где осуществляется внедрение, издаются аналогичные приказы, а в результате внедрения системы составляется акт специального содержания. Ниже приводятся в качестве примера форма приказа о внедрении системы управления охраной труда в конкретной организации. Для эффективного внедрения системы управления охраной труда при организации строительных площадок необходимо каждый новый объект в первую очередь обеспечить: полной номенклатурой санитарно-бытовых помещений; спецодеждой, спецобувью и перчатками (рукавицами); проектом организации строительства (ПОС) и проектом производства работ (ППР); объектным табелем требуемых средств для обеспечения безопасных условий труда на строительстве объекта, в том числе ограждение строительной площадки; дренажем для отвода поверхностных вод; подъездными путями; площадками для складирования материалов и конструкций и установки кранов; временными коммуникациями водо- и электроснабжения; грузозахватными приспособлениями, оснасткой и средствами подмащивания; схемами строповки грузов; другими средствами обеспечения безопасности труда.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |