Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 3

Правонарушения признаются преступлениями, если они причинили или могли причинить аварию поезда, судна, нарушили нормальную работу транспорта, создали угрозу безопасности воздушных полетов, привели к нарушению нормальной работы трубопроводов, создали опасность для жизни людей, или наступлению тяжких последствий, причинили тяжкие телесные повреждения или смерть, или гибель людей.

Вопрос № 2.

В Законе Украины «О транспорте» определено, что эксплуатация транспортной системы Украины должна обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность грузов, которые перевозятся, и охрану окружающей природной среды (ст.14, 16 Закона).

Работники, которые непосредственно обеспечивают безопасность движения транспортных средств, должны иметь соответствующую профессиональную подготовку и по состоянию здоровья быть способными качественно выполнять свои обязанности.

Законом предусмотрено, что части территорий предприятий, вокзалов, станций, портов, пристаней, аэропортов, и путей сообщения, где осуществляется движение транспортных средств, маневров и погрузочно-разгрузочных работ, являются зонами повышенной опасности. Пребывание граждан в этих зонах запрещается (ч.3 ст.16 Закона).

За нарушение правил и норм этого закона и других нормативных актов, которые регулируют безопасность движения, и эксплуатации различных видов транспорта действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность. Все составы преступлений в этой сфере содержатся в 17 статьях Уголовного кодекса Украины (с 276-292).

При квалификации транспортных преступлений следует тщательно подходить к анализу объективной стороны, поскольку целый ряд статей имеет бланкетное изложение диспозиции. Это ст.ст.276, 281, 282, 286 и др. уголовного кодекса, в которых для выяснения того, какие правила движения или эксплуатация транспорта были нарушены, необходимо обратиться к нормативным актам, действующим на железнодорожном, воздушном, водном и др. видов транспорта. Примером таких нормативных актов могут быть: Правила технической эксплуатации железных дорог; Правила перевозки грузов; Устав железных дорог; единые правила ремонта и содержания, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных передов, правила пользования ними и содержания; Правила Дорожного движения и пр.– нормы, устанавливающие и запрещающие правила безопасности движения и эксплуатации, приводятся основные положения и определения тех или иных явлений, объективный жизненных ситуаций. Изучение этих нормативных актов позволяет более полно определить волю законодателя, определенную в диспозиции статьи.

Объективная сторона транспортных преступлений слагается из совокупности нескольких признаков: противоправного поведения, наступления или создания угрозы наступления общественно-опасных последствий и причинной связи между нарушением правил и наступлением вредных последствий, а так же целого ряда дополнительных и квалифицирующих признаков.

Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации (ст.276 УК) может совершаться путем превышения установленной скорости движения, проезд локомотива на запрещающий сигнал, недоброкачественного ремонта подвижного состава, не принятие мер по устранению неисправности железнодорожного пути, отклонение от технических и технологических норм, если это создало опасность для жизни людей или наступление иных тяжких последствий.

Под опасностью для жизни людей следует понимать такое нарушение защиты жизненно важных интересов или наступление такой угрозы окружающей среды, при которых в любое время может произойти гибель людей или травмирования, причинение тяжкого или средней тяжести телесного повреждения хотя бы одного лица. Такая угроза должна быть реальной, а смерть или травмирование людей не наступили лишь в силу случайных обстоятельств.

К иным тяжким последствия относят телесные повреждения, которые повлекли краткосрочную утрату трудоспособности нескольких лиц, легкие, средней тяжести или тяжкие телесные повреждения, катастрофы, авария, разрушение желез домов и сооружений, гибель ценного груза, значительный перерыв движения поездов или суден– жесть часов, существенное нарушение их расписания и т.п.

Повреждение путей сообщения и ТС (ст.277 УК)– умышленное разрушение или повреждение путей сообщения, сооружений на них, подвижного состава или судов, средств связи или сигнализации, если это повлекло или могло причинить аварию поезда, судна или нарушено нормальную деятельность транспорта.

Повреждение может осуществляться различными способами– уничтожение сигнальных знаков, повреждением колеи путем взрыва, поджога подвижного состава, развенчиванием реек колеи и др. Но вовсех случаях преступлениями признаются такие деяния, которые реально причинили или могли причинить аварию или могли нарушить работу транспорта. Поэтому повреждение пути недействующего участка железной дороги, например, не представляют состав преступления.

Для квалификации деяний как преступления, предусмотренного ст.188 УК следует понимать:

под катастрофой – столкновения подвижного состава или судов, потопление судна или затопление его части, посадку на мель, если это причинило травмирование или смерть членов экипажа или пассажиров или привело к уничтожению или существенному повреждению локомотивов, подвижного состава, путей сообщения, воздушных, морских, речных судов и пр.

под аварией – событие, которое произошло во время движения транспортных средств, вследствие которого произошло столкновение судов или сход поезда с рельсов, но которое не привело к гибели людей хотя и причинило значительный вред или нарушили нормальную работу транспорта;

под нарушением нормальной работы транспорт – перерыв в движении на срок более чем 30 мин., но не более шести часов. К нарушению нормальной работы транспорта относятся повреждения подвижного состава и грузов в незначительных размерах, приведение их в непригодное для эксплуатации состояние.

Угон или захват железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна (ст.278 УК) характеризуется незаконным перемещением или завладением подвижным составом или судном, установлением над ним контроля и считается законченным с момента завладения транспортными средствами, а угон– с начала движения средства от места его нахождения любым способом перемещения.

 

Субъективная сторона преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта характеризуется основным и обязательным признаком наличия вины лица, а именно психическим отношением лица к преступному деянию и его последствиям и может быть в виде умысла или неосторожности. Только лишь при наличии вины можно говорить о составе преступления как об основании уголовной ответственности. Законодательство различает две формы вины при совершении преступления– вину в форме умысла (ст.24 УК) и вину в форме неосторожности (ст.25 УК).

К преступлениям, характеризующимся умышленной формой вины можно отнести:

- повреждение путей сообщения и транспортных средств (ст.277 УК);

- угон или захват железнодорожного подвижного состава, воздушного, речного или морского судна (ст.275 УК);

- блокирование транспортных коммуникаций (ст. 279 УК);

- принуждение работников транспорта к невыполнению своих обязанностей (ст.280 УК);

- самовольная без крайней необходимости остановка поезда (ст.283 УК);

- неоказание помощи судну и лицам, терпящим бедствие (ст.284 УК);

- несообщение капитаном названия своего судна при столкновении судов (ст.285 УК);

- незаконное завладение транспортным средством (ст.289 УК);

- уничтожение, подделка или замена номеров узлов и агрегатов транспортного средства (ст.290 УК);

- повреждение объектов магистральных нефте-, газо-, нефтепродуктопроводов.

Совершение этих преступлений характеризуется прямым умыслом, и лишь преступления, предусмотренные статьями 277 и 292, могут быть совершены как с прямым, так и с непрямым умыслом.

В сфере транспортной деятельности к преступлениям, совершенным по неосторожности, можно отнести:

- нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта (ст. 276 УК);

- нарушение правил воздушных полетов (ст. 281 УК);

- нарушение правил использования воздушного пространства (ст.282 УК);

- нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами (ст. 286 УК);

- выпуск в эксплуатацию технически неисправных средств или иное нарушение их эксплуатации (ст. 287 УК);

- нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения дорожного движения (ст. 288 УК);

- нарушение действующих на транспорте правил (ст. 291 УК).

Эти преступления характеризуются неосторожной формой вины– преступной самонадеянность или преступной небрежностью по отношению к последствиям преступления.

 

Субъектами транспортных преступлений могут быть лица, которые управляли транспортными средствами или занимались их ремонтом, или находились в сфере деятельности транспорта и были обязаны выполнять соответствующие правила безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта. В некоторых случаях законодатель четко определяет субъекта преступления. Например, субъектом преступления, предусмотренного ст. 284, 285 УК, может быть капитан судна или лицо, выполняющее его обязанности; в ст.287– лицо, ответственное за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств (это могут быть как работники государственных и коллективных предприятий, так и собственники, водители индивидуальных транспортных средств); в ст.288 УК– лицо, ответственное за строительство, реконструкцию, ремонт, содержание дорог, улиц, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений или лицо, выполняющее такие работы.

Анализ других составов преступлений показывает, что субъектами преступлений, предусмотренных статьями 278, 283 УК, могут быть как работники соответствующих видов транспорта, так и иные лица– граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства.

Субъектами преступления, предусмотренного ст.291 УК, могут быть велосипедисты, пешеходы, водители маломерных судов, мопедов, гужевого транспорта и др.

Уголовным кодексом определено, что субъектами транспортных преступлений могут быть лица, которым исполнилось 16 лет за исключением двух случаев:

- повреждения транспортных средств и путей сообщения (ст.277 УК);

- повреждения объектов магистральных нефте-, газо-, нефтепродуктопроводов (ст. 292 УК)

когда субъектами преступления могут быть лица 14-летнего возраста, если их действия повлекли аварию поезда, аварию или пожар на трубопроводе.

Особую группу составляют преступления, родовыми объектами которых являются:

1) общественная безопасность–

- незаконный ввоз на территорию Украины отходов и вторичного сырья (ст. 268 УК);

- незаконная перевозка на воздушном судне взрывчатых или легковоспламеняющихся веществ (ст. 269 УК).

2) неприкосновенность государственной границы-

- нарушение правил международных полетов (ст.334 УК)

3) авторитет государства–

- незаконное поднятие Государственного Флага Украины на речном или морском судне (ст. 339 УК).

4) установленный порядок несения воинской службы–

- нарушение правил эксплуатации или вождения машин (ст. 415 УК);

- нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 416 УК);

- нарушение правил кораблевождения (ст. 417 УК).

 

Уголовный закон определяет, что при назначении наказания следует исходить не только из последствий, которые наступили в результате совершенного деяния, но и с учетом характера и мотивов допущенных правонарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, отношения виновного к этим нарушениям, его поведение после совершения преступления, вину других лиц, а так же другие обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1. Особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение транспортных обязательств | Вопрос № 4
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.