Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 4

Согласно ст.9 Кодекса Украины об административных правонарушениях административным проступком признается противоправное виновное действие или бездействие, посягающее на собственность, права граждан, на государственный или общественный порядок, на установленный порядок управления и за которое законодательством Украины предусмотрена административная ответственность.

Административные проступки на транспорте имеют свой, свойственный только им юридический состав, под которым подразумевается установленная законодательством совокупность объективных и субъективных признаков. Наличие этих признаков является обязательным, поскольку деяния без таких признаков не признаются проступком.

Структура состава правонарушения включает в себя следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Характеристика указанных элементов дает возможность получить более полное представление о содержании административного проступка, его отнесение к той или иной сфере регулирования общественных отношений, их охраны административно-правовыми санкциями.

Объект – это общественные отношения на транспорте, которые урегулированы правовыми нормами и охраняются, в данном случае, административными санкциями. Признаки объекта во многих случаях определяются в статьях, которые предусматривают административную ответственность за правонарушения на транспорте, что дает возможность классифицировать составы проступков либо в зависимости от вида транспорта, либо по содержанию общественных отношений.

Классификация проступков в зависимости от вида транспорта (правонарушения на автомобильном, железнодорожном, морском и т. д. транспорте) позволяет более четко определить противоправные деяния и выбрать оптимальную меру воздействия на правонарушителя с учетом особенностей эксплуатации того или иного вида транспорта.

Классификация проступков по содержанию общественных отношений позволяет систематизировать общественные отношения, выделить их однородные группы, определить родовой объект.

Родовым объектом административных проступков на транспорте являются общественные отношения в сфере нарушения правил охраны порядка и безопасности движения на транспорте, которые создаются в процессе эксплуатации и пользования различными видами транспорта. Эти проступки угрожают жизни и здоровью людей, посягают на порядок и безопасность движения, порядок эксплуатации транспорта и управления в сфере дорожного движения, причиняют материальный вред транспортным средствам, подвижному составу, путям сообщения, нарушают право собственности.

Более полная классификация объектов проступков на транспорте позволяет выделить видовые объекты как разновидность родового объекта. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующую классификацию составов правонарушений в зависимости от видового объекта:

- нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на железнодорожном, воздушном, морском, речном транспорте– ст.ст.109, 111, 113, 116 и др.;

- нарушение водителями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (на автомобильном транспорте)– ст.ст.121, 122, 123 и др.;

- управление транспортными средствами и судами лицами, не имеющими на это права управления – ст.ст.116, 126, 129;

- управление транспортными средствами или судами, а так же допуск к управлению ними лиц, находящихся в состоянии опьянения– ст.ст.129- 131;

- управление транспортными средствами или судами, не зарегистрированными в установленном порядке, с поддельными номерными знаками и эксплуатация транспортных средств с уничтоженными или подделанными номерами агрегатов– ст.ст.116, 121;

- выпуск на линию технически неисправных транспортных средств, а выпуск в плавание судов с неисправностями, с которыми запрещено их эксплуатацию– ст.ст.116, 128;

- нарушение правил содержания сооружений для стоянки судов, содержания дорог, норм и стандартов по обеспечению безопасности дорожного движения, повреждения магистральных трубопроводов, дорог, железнодорожных переездов и др. сооружений– ст.ст.118, 124, 142 и др. нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, воздушном и речном флоте- ст.120;

- нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения– ст.127;

- нарушение правил общественного порядка и общественной безопасности на транспорте– ст.ст.109, 110, 112, 115, 117 и др.;

- нарушение правил, направленных на обеспечение сохранности грузов и иного имущества– ст.134, 126, 141,185 и др.;

- нарушение права собственности– ст. 109, 114, 117, 135 и др.

Объективная сторона характеризуется внешним проявлением посягательства на объект, который охраняется административно-правовой санкцией и включает в себя:

противоправное деяние- действие или бездействие;

вредные последствия деяния;

причинная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями;

место, время, условия и средства совершения правонарушения.

В зависимости от наличия вредных последствий административных проступков в сфере транспортной деятельности выделяют:

1) административные проступки с материальным составом– например, нарушение внутреннего оборудования пассажирских вагонов, морских и речных судов, автобусов, маршрутных такси и т.п.– когда предусматриваются вредные последствия в виде причинения определенного материального вреда;

2) административные проступки с формальным составом– например, выпуск судна в плавание без документов, проведение без надлежащего разрешения водолазных работ, управление транспортными средствами водителями с техническими неисправностями.

Большинство транспортных проступков создают формальные составы, и при привлечении к административной ответственности достаточно установления наличия самого факта совершения деяния и необязательно наступление вредных последствий.

При квалификации транспортных проступков с материальным составом необходимо установить причинную связь между деянием и последствиями. Например, повреждение сооружений и приспособлений сигнализации и связи (ч.3 ст.114 КоАП) требует реального выяснения относительно личности правонарушителя, характера противоправных действий, их связь с наступлением материального вреда, размер причиненного вреда.

Размер причиненных последствий может служить критерием для квалификации противоправного деяния как административного проступка или преступления. Если деяниями причинен значительный материальный ущерб, то эти деяния квалифицируются как преступление, например, ст.277УК (разрушение или повреждение путей сообщения, сооружений на них), если такие последствия не наступили – как административный проступок, например, ст.109, 110, 111 КоАП.

Существенное внимание законодатель уделяет месту совершения проступка, когда речь идет об определении конкретной территории, на которой действуют особые правила поведения: курение в неустановленных местах (ст.110, 115 КоАП); место дорожного происшествия (ст.122 КоАП); самовольный проезд в грузовых поездах (ст.109 КоАП) и др.

Важным признаком деяния является момент его совершения, потому в составе проступка часто указывается время его совершения– посадка и высадка во время движения поезда, в пути следования и др. (ст.109, 114, 117 КоАП).

Нередко в составе проступка имеют место такие признаки, как:

способ совершения– превышение водителями транспортных средств и судов скорости движения (ст.122, 116 КоАП); самовольное использование с корыстной целью транспортных средств (ст.132 КоАП);

состояние правонарушителя– управление транспортными средствами в состоянии опьянения (ст.120, 130 КоАП).

Одним из признаков объективной стороны является участие в отношениях с правонарушителем представителей органов государства: например, невыполнение водителями требований работника милиции об остановке транспортного средства (ст.122 КоАП); нарушение должностными лицами порядка согласования с государственной автоинспекцией маршрутов движения, оборудования путей и т.п. (ст.140 КоАП).

В ряде случаев законодатель использует повторное на протяжении года совершение правонарушения, наступление вредных последствий и размер вреда как критерии, с помощью которых разграничиваются простые и квалифицированные составы проступков.

К квалифицированным составам относят: повторное на протяжении года управление транспортными средствами, не зарегистрированными в установленном порядке, с поддельными номерами, без номерного знака или с номерным знаком, который не принадлежит этому средству (ст.121 КоАП); создание аварийной обстановки (ст.122 КоАП) и др. Под созданием аварийной обстановки следует понимать такие нарушения правил безопасности движения (превышение скорости, нарушение правил обгона, несоблюдение требований дорожных знаков или разметки проезжей части путей, групповое– «рокеры»- передвижение на мотоциклах, неподчинение пешеходов сигналам регулирования дорожного движения, нарушение дорожного движения лицами в состоянии опьянения, несоблюдение норм и стандартов при изготовлении транспортных средств, запасных частей к ним, повреждение путей, загрязнение дорожного покрытия), которые вынудили участников дорожного движения резко изменить скорость, направление движения, требования других мер по обеспечению личной безопасности или безопасности других граждан.

Субъект административного проступка на транспорте характеризуется отдельными признаками, по которым лицо признается как правонарушитель. К признакам относятся: вменяемость лица, его возраст и совершение определенных законом противоправных деяний. Указанные признаки можно поделить на две группы: общие и специальные.

Общие признаки присущи каждому лицу, которое подлежит административному взысканию, к ним относятся возраст и вменяемость.

Общим субъектом транспортных проступков признается лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое (деликтоспособное).

Вменяемость– способность лица осознавать свои действия, руководить ними и нести за них ответственность.

Специальными признаками признаются такие, которые указывают на особенности правового положения субъектов и позволяют дифференцировать ответственность разных категорий лиц и влияют на квалификацию правонарушения.

Наличие в конкретных составах правонарушений дополнительных специфических характеристик субъекта отграничивает его от общего субъекта. Таких субъектов называют специальными. Относительно правонарушений на транспорте к ним можно отнести, например, должностных лиц; командира воздушного судна; капитана судна; водителей; водителей велосипедов и т. п.

Субъективная сторона административных проступков на транспорте описывает психическое отношение субъекта к совершенному ним деянию и его последствиям. Признаками объективной стороны являются: вина, мотив и цель.

Вина– это осознание лицом недопустимости противоправного поведения и возможности наступления связанных с поведением результатов, и является основным обязательным признаком субъективной стороны; она охватывает две возможные формы осознания– умысел и неосторожность, т.е. умышленная вина и неосторожная вина.

Количество проступков, которые совершаются на транспорте только умышленно, достаточно значительно (например, ст.ст.109– 119, 121, 122, 130–138 КоАП).

По неосторожности на транспорте также совершается значительное количество проступков (ст.139 – 142, 123– 129 КоАП и др.), которые характеризуются в основном как отсутствие надлежащего внимания, небрежность, легкомысленная самоуверенность.

Цель и мотив– это факультативные признаки субъективной стороны. Хотя в составе транспортных проступков только в одном случае цель указана как конструктивный признак и подлежит установлению, вместе с тем, мотив и цель всегда имеют место там, где есть намерение и обязательно встает вопрос об их установлении, поскольку в ряде случаев они имеют юридическое значение.

Основные положения и условия гражданско-правовой ответственности предприятий транспорта устанавливаются ст. 13 Закона Украины «О транспорте», в которой указано, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по перевозке пассажиров и багажа ответственность определяется кодексами (уставами) отдельных видов транспорта и другими законодательными актами. За вред, причиненный вследствие гибели или повреждения здоровья пассажира во время пользования транспортом как источником повышенной опасности, предприятия транспорта несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством Украины, т.е. на общих основаниях. За утрату, недостачу, порчу и повреждение принятых к перевозке грузов и багажа предусмотрено возмещение фактического вреда, если перевозчик не докажет, что утрата, повреждение, недостача произошли не по его вине. Эти положения закреплены в ЗУ «Об автомобильном транспорте», Уставе железных дорог и др. и базируются на принципе презюмирования (допущения вины перевозчика).

Гражданско-правовая ответственность за нарушение транспортных обязательств имеет некоторые особенности, основными из которых можно назвать следующие:

1) Гражданско-правовая ответственность- это негативные для нарушителя последствия, которые заключаются в применении к нему в интересах другого лица установленных законом или договором санкций имущественного характера– возмещения убытков, уплаты неустойки. Основанием такой ответственности является наличие нормы права и состава правонарушения (совокупности объективных и субъективных признаков). Особенностью гражданско-правовой ответственности в сфере транспортной деятельности является то, что она может наступать и без вины, достаточно доказать, что поведение должника было противоправным, а вина допускается. Например, ст.113 Устава железных дорог Украины предусматривает ответственность ж/д за не сохранность груза, если не докажут, что утрата, недостача, порча возникли по независящим от них причинам. Т.е., вина допускается, а ее отсутствие необходимо доказать. Аналогичные нормы содержатся в ЗУ «Об автомобильном транспорте»- ст.68, Воздушном кодексе Украины– ст. 92 и др.

Ответственность без вины может наступить в случае невыполнения сторонами своих плановых обязательств (ст.106 Устава ж/д и др.). Грузоперевозчик и грузоотправитель освобождаются от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок не по принципу «отсутствия вины», а при наличии определенных обстоятельств, перечень которых предусмотрен соответствующими нормативными актами и является исчерпывающим (ст.107, 108, 111 Устава ж/д, ст.132 Устава автомобильного транспорта, ст.176 Кодекса торгового мореплавания).

2) Гражданско-правовая ответственность в сфере транспортных отношений носит компенсационный характер, поскольку ее целью является восстановление нарушенных имущественных прав участников правоотношений, а потому размер возмещения не может превышать размер причиненных убытков (ст.114 Устава ж/д, ст179 КТМ, ст.93 Воздушного кодекса и др.), вместе с этим ответственность остается ограниченной, т.к. упущенная выгода не возмещается.

3) Одной из особенностей ответственности в транспортной деятельности является то, что условия ответственности субъектов неодинаковы. Перевозчик во всех случаях, за исключением вреда, причиненного вследствие гибели и повреждения здоровья пассажира, несет ответственность по правилам транспортного законодательства. Грузоотправитель перед перевозчиком несет ответственность по нормам транспортного законодательства, а перед грузополучателем– по нормам гражданского законодательства. Указанный порядок порождает и особый порядок рассмотрения имущественных споров на транспорте.

4) Последняя особенность состоит в том, что транспортным отношениям присущ особый претензионный порядок удовлетворения имущественных требований. Например, претензии к железным дорогам или автотранспортных предприятий могут быть заявлены в течение шести месяцев, а претензии по поводу штрафов– в течение 45 суток (ст.134 Устава ж/д, ст.165 Устава автомобильного транспорта), а по требованиям, которые возникают из договора морской перевозки груза, применяется годичный срок (ст.388 КТМ), по требованиям, которые возникают из договоров перевозки пассажиров и багажа, фрахтования судов без экипажей и др., применяется двухгодичный срок исковой давности (ст.389 КТМ).

Указанные особенности проявляются в конкретных нарушениях участниками транспортных отношений своих обязанностей, которые вытекают в основном из плана и договора перевозки. В связи с этим транспортно-правовую ответственность на транспорте принято рассматривать по двум признакам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос № 3 | Ответственность за невыполнение плана перевозок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.